Зависимостей психической жизни, в ко торой коренятся, по-видимому условия,
Ближайшим образом определяющие и самую интеллектуальную деятельность.
С другой стороны, навстречу этому клиническому пересмотру проблемы слабоумия
Идет современная экспериментальная психология, которая привела на наших глазах
Проблему аффективной и волевой жизни в совершенно новое состояние. Исследования
Аффекта и дейст вия, получившие впервые возможности широкого систематического
Эксперимента, сумели установить ряд закономерностей, управляющих этой стороной
Нашей психики, и показать их первостепенное значение для всей психической жизни
В целом, и в частности для инт еллектуальных функций. Это тоже не могло не
Привести к преодолению интеллектуалистической точки зрения в учении о слабоумии
И не заставить исследователей искать объяснение детского слабоумия в области
Более широких связей психической жизни, выходящей далеко за пределы собственно
|
|
Интеллекта. Как говорит В. Келер, нигде интеллектуализм не оказывается столь
Несостоятельным, как вобласти проблемы интеллекта.
Таким образом, возникла потребность подвергнуть слабоумные детей более
Широкому психологическому исследованию и выяснить зависимость их умственных
Дефектов от общих нарушений психической жизни, и в первую очередь от аффективных
Расстройств.
Наиболее полное выражение обеих тенденций, исходящих со стороны клинической
Психиатрии и со стороны экспериментальной психологии, мы находим в недавно
Опубликованной работе К. Левина, который попытался впервые систематически
Разработать динамическую т еорию детского слабоумия. Как всегда бывает в этих
Случаях, новое направление, возникающее как реакция на господствовавшие прежде
Взгляды, верно оценивает ограниченность, недостаточность старых воззрений,
Пытается вести исследование в более широких об ластях психической жизни,
Правильно подчеркивает, что слабоумие не есть изолированное заболевание
Интеллекта, а охватывает личность в целом. Но вместе с тем оно пытается
Перегнуть палку в другую сторону и отрицает за интеллектуальным дефектом почти
Вс якое значение при объяснении природы умственной отсталости.
Совершенно справедливо упрекая прежнюю теорию в неплодотворности ее
Построений, в отсутствии позитивной характеристики особенностей личности
Умственно отсталого ребенка, новая теория сама склонна характеризовать интеллект