Сферы и искать объяснения природы слабоумия в области более широких связей и

Зависимостей психической жизни, в ко торой коренятся, по-видимому условия,

Ближайшим образом определяющие и самую интеллектуальную деятельность.

С другой стороны, навстречу этому клиническому пересмотру проблемы слабоумия

Идет современная экспериментальная психология, которая привела на наших глазах

Проблему аффективной и волевой жизни в совершенно новое состояние. Исследования

Аффекта и дейст вия, получившие впервые возможности широкого систематического

Эксперимента, сумели установить ряд закономерностей, управляющих этой стороной

Нашей психики, и показать их первостепенное значение для всей психической жизни

В целом, и в частности для инт еллектуальных функций. Это тоже не могло не

Привести к преодолению интеллектуалистической точки зрения в учении о слабоумии

И не заставить исследователей искать объяснение детского слабоумия в области

Более широких связей психической жизни, выходящей далеко за пределы собственно

Интеллекта. Как говорит В. Келер, нигде интеллектуализм не оказывается столь

Несостоятельным, как вобласти проблемы интеллекта.

Таким образом, возникла потребность подвергнуть слабоумные детей более

Широкому психологическому исследованию и выяснить зависимость их умственных

Дефектов от общих нарушений психической жизни, и в первую очередь от аффективных

Расстройств.

Наиболее полное выражение обеих тенденций, исходящих со стороны клинической

Психиатрии и со стороны экспериментальной психологии, мы находим в недавно

Опубликованной работе К. Левина, который попытался впервые систематически

Разработать динамическую т еорию детского слабоумия. Как всегда бывает в этих

Случаях, новое направление, возникающее как реакция на господствовавшие прежде

Взгляды, верно оценивает ограниченность, недостаточность старых воззрений,

Пытается вести исследование в более широких об ластях психической жизни,

Правильно подчеркивает, что слабоумие не есть изолированное заболевание

Интеллекта, а охватывает личность в целом. Но вместе с тем оно пытается

Перегнуть палку в другую сторону и отрицает за интеллектуальным дефектом почти

Вс якое значение при объяснении природы умственной отсталости.

Совершенно справедливо упрекая прежнюю теорию в неплодотворности ее

Построений, в отсутствии позитивной характеристики особенностей личности

Умственно отсталого ребенка, новая теория сама склонна характеризовать интеллект


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: