Истинные причины интеллектуальных расстройств детей. В качестве фактической
Основы новая теория опирается на экспериментальные исследования процессов
Психического насыщения и влияния неудовлетворенной потребности (возвра щение в
Прерванному действию) и процессов замещения неудовлетворенных потребностей
Другими действиями. К чему же приводят эта исследования с фактической стороны?
Первое исследование показывает, что в процессах психического насыщения у
Умственно отсталых детей в возрасте 8-11 лет не наблюдается никаких существенных
Отличий от нормальные детей в скорости насыщения. Опыты отрицают установившийся
Взгляд, согласно которому умственно отсталые дети обладают меньшей
Работоспособностью, чем нормальные. Однако слабоумные дети обнаруживают
Типические различия в протекании самого процесса насыщения; у них гораздо чаще
Возникают паузы и побочные действия в процессе раб оты вследствие конфликта
Между желанием продолжать работу и наступающим насыщением. Ребенок или занят
Своей задачей, или целиком прерывает работу паузой либо другим занятием.
Нормальный ребенок отвечает на конфликт гораздо мягче, эластичнее, с помощью
Более постепенных и связных переходов. Он находит пути компромиссного решения
Конфликта, что позволяет ему не прерывать немедленно начатую работу. Поведение
Слабоумных детей в этой ситуации имеет гораздо более оборванный характер и
подчиняется закону "или-или". В функциональной косности и скованности,
Тугоподвижности психического материала состоит одно из фундаментальных отличий
Отсталых детей.
Сходные выводы дает и второе исследование прерванного действия. Как известно
Из опытов над нормальными детьми, всякая деятельность предполагает наличие
Аффективного побуждения, которое находит разряд вместе с окончанием прерванного
Действия. Если ребе нка прерывают, не давая закончить начатую работу, и занимают
Его другой какой-либо деятельностью, то у него возникает тенденция возвратиться
К прерванному действию. Это указывает на то, что неудовлетворенная потребность
Продолжает действовать и побуждает ребенка закончить оборванное действие. Опыты
Показали, что тенденция возвращения к прерванному действию у отсталых детей
Обнаруживается еще ярче, чем у нормальных. Если у нормальных детей в опытах М.
Овсянкиной упомянутая тенденция обнаружилась в 80%, то при тех же условиях у
отсталых детей она проявилась в 100%. Следовательно, и здесь Отсталые дети не