Первичные, элемента рные волевые побуждения глубочайшим образом нарушены у этих

Детей, что эта способность должна у них отсутствовать, и она действительно

Отсутствует. Эти дети совершенно лишены воли, и прежде всего интеллектуальной и

Моральной, но вместе с тем и той пер вичной воли, которая является не столько

Замыкающим камнем всего здания, сколько его фундаментом. Ни одна из

Интеллектуальных способностей не может считаться вполне отсутствующей у этих

Детей. Но у них нет умения свободно прилагать свои способности к явлениям

Нравственного и отвлеченного характера. Им недостает той свободы из которой

рождается нравственная воля. "Физически-он не может у умственно-он не знает,

Психически-он не желает. Он бы и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся

беда в том, что он прежде всего не хочет..." (1903, с. XXXVII-XXXVIII). Таким

Образом, начальные и конечные звенья всей цепи развития, от первоначального

Низшего момента до высших функций воли, глубоко недоразвиты у этих детей. Однако

Эта точка зрения, давно высказанная, существенно не повлияла на развитие научных

Представлений о природе умственной отсталости. Как уже сказано, развитие этих

Взглядов протекало преимущественно в узкоинтеллектуалистическом направлении и

Исходил о все время из слабоумия как из основного источника при объяснении

Проблемы умственной отсталости. В последнее время мы наблюдаем, как на смену

Интеллекту алистической трактовке проблемы приходит новая теория, пытающаяся

Поставить во главу угла расстройство в области аффективной жизни отсталых детей.

Эти попытки, думается нам, имеют двойной источник.

С одной стороны, проблема слабоумия, главным образом не врожденного, а

Приобретенного, подверглась за последнее десятилетие коренному пересмотру в

Современной психопатологии. В то время как раньше понятие слабоумия

Ограничивалось и исчерпывалось чисто интеллектуальным дефектом, в настоящее

Время, при более глубоком изучении различных форм слабоумия, это понимание

Оказалось недостаточным. Наблюдения над слабоумными при шизофрений,

Эпидемическом энцефалите привели к необходимости ввести такое понятие как

Аффективная деменция, деменция побуждения и т. д. Судьба паралитиков, лечащихся

Малярией и восстановивших частично или полностью свои интеллектуальные

Способности, также поставила вопрос об обратимости приобретенного слабоумия и

Роли внеинтеллекту альных факторов в происхождении деменции. Все это, вместо

Взятое, заставило исследователей выйти за ограниченные пределы интеллектуальной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: