Детей, что эта способность должна у них отсутствовать, и она действительно
Отсутствует. Эти дети совершенно лишены воли, и прежде всего интеллектуальной и
Моральной, но вместе с тем и той пер вичной воли, которая является не столько
Замыкающим камнем всего здания, сколько его фундаментом. Ни одна из
Интеллектуальных способностей не может считаться вполне отсутствующей у этих
Детей. Но у них нет умения свободно прилагать свои способности к явлениям
Нравственного и отвлеченного характера. Им недостает той свободы из которой
рождается нравственная воля. "Физически-он не может у умственно-он не знает,
Психически-он не желает. Он бы и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся
беда в том, что он прежде всего не хочет..." (1903, с. XXXVII-XXXVIII). Таким
Образом, начальные и конечные звенья всей цепи развития, от первоначального
Низшего момента до высших функций воли, глубоко недоразвиты у этих детей. Однако
Эта точка зрения, давно высказанная, существенно не повлияла на развитие научных
|
|
Представлений о природе умственной отсталости. Как уже сказано, развитие этих
Взглядов протекало преимущественно в узкоинтеллектуалистическом направлении и
Исходил о все время из слабоумия как из основного источника при объяснении
Проблемы умственной отсталости. В последнее время мы наблюдаем, как на смену
Интеллекту алистической трактовке проблемы приходит новая теория, пытающаяся
Поставить во главу угла расстройство в области аффективной жизни отсталых детей.
Эти попытки, думается нам, имеют двойной источник.
С одной стороны, проблема слабоумия, главным образом не врожденного, а
Приобретенного, подверглась за последнее десятилетие коренному пересмотру в
Современной психопатологии. В то время как раньше понятие слабоумия
Ограничивалось и исчерпывалось чисто интеллектуальным дефектом, в настоящее
Время, при более глубоком изучении различных форм слабоумия, это понимание
Оказалось недостаточным. Наблюдения над слабоумными при шизофрений,
Эпидемическом энцефалите привели к необходимости ввести такое понятие как
Аффективная деменция, деменция побуждения и т. д. Судьба паралитиков, лечащихся
Малярией и восстановивших частично или полностью свои интеллектуальные
Способности, также поставила вопрос об обратимости приобретенного слабоумия и
Роли внеинтеллекту альных факторов в происхождении деменции. Все это, вместо
Взятое, заставило исследователей выйти за ограниченные пределы интеллектуальной