впадает в волюнтаризм" Между тем мы могли бы с полным правом применить к
Волюнтаризму то, что сказ ано Келером об интеллектуализме, и утверждать, что
Нигде волюнтаризм не обнаруживает в такой мере своей несостоятельности, как в
Учении о воле. Так же точно, как нельзя природу мышления вывести из него самого,
Игнорируя всю историю мышления, систему связей, зависимостей и отношений, в
Которых только и возникает мышление, нельзя вывести природу воли из нее самой,
Игнорируя сознание в целом и все те сложнейшие связи и зависимости, в которых
Фактически только возникает и развивается человеческая воля.
В сущности методологический порок интеллектуализма и волюнтаризма один и тот
Же-метафизичность обоих учений, которая присуща им в одинаковой мере. Основной
Грех интеллектуализма в том, что интеллект рассматривается как изначальная,
Неизменная и самобы тная сущность вне реальной истории его развития и вне
Реальных условий его функционирования. Основной порок волюнтаризма тот же. Он
Рассматривает волю, эту первоначальную динамическую основу психической жизни,
Так же, как самобытную, изначальную и авт ономную сущность, изолированную от
Реальных условий его существования и не подвергающуюся никаким изменениям в ходе
Развития.
Таким образом, критический анализ динамической теории детского слабоумия
Заставляет нас сделать вывод, что общая несостоятельность теории интеллекта и
Теории воли, как они представлены в современной структурной психологии,
Обусловливает и несостоятель ность частной теории Левина. Но в теории Левина,
Как мы уже сказали, и особенно в ее экспериментальной основе, содержится в
Высшей степени ценное ядро, которое мы должны вышелушить для того, чтобы найти
Более правильное построение нашей рабочей гипоте зы о природе детского
Слабоумия. Это ядро, как уже говорилось, заключается в идее единства аффективных
И интеллектуальных процессов. Везде, где динамическая теория слабоумия проводит
Более или менее последовательно идею единства, она продвигает вперед научные
Знания в этом вопросе; везде, где теория изменяет этой идее, она возвращает нас
Вспять к давно оставленным и имеющим лишь историческое значение научным
Представлениям.
Для того чтобы вскрыть правильное ядро динамической теории и отбросить
Шелуху, которой оно окружено, необходимо прежде всего достаточно ясно и
Отчетливо выделить скрытые, содержащиеся в теории и не осознанные ее автором