Уживал симптомы полного насыщения и отрицательных аффективных побуждений,
Исходящих от работы, мы пытались заставить его продолжать деятельность, чтобы
Изучить, какими средствами возможно достигнуть этого. У умственно отсталого
Ребенка необходимо было изменить самую ситуацию, сделать ее более
Привлекательной, обновить, для того чтобы ее негативный характер сменить на
Позитивный. Нужно было последовательно заменять черный карандаш красно-синим,
Этот последний-набором цветных карандашей, набор-краска ми и кисточкой, краски и
Кисточку--мелом и доской, обыкновенный мел- цветным, чтобы слабоумный ребенок
Продолжал деятельность после насыщения.
Нормальному ребенку достаточно было изменить смысл ситуации, ничего не меняя
В ней, для того чтобы вызвать не менее энергичное продолжение деятельности уже
Насытившегося ребенка. Так, достаточно ребенка, бросившего работу и жалующегося
На боль в руке и на полную невозможность рисовать далее рожицы или черточки,
|
|
Попросить поработать еще немного для того, чтобы показать другому ребенку, как
Нужно это делать. Ребенок становился в положение экспериментатора, выступал уже
В роли учителя или инструктора, смысл ситуации для него менялся. Он продолжал
Прежнюю работу, но ситуация приобретала для него уже совершенно новый смысл.
Тогда можно было у ребенка, как это имело место в наших экспериментах,
Последовательно отбирать доску, синий мел, заменяя его белым, затем, заменяя его
Красками, отбирать краски, заменяя их цветными карандашами, отбирать цветные
Карандаши, заменяя их красно-синим карандашом, брать красно-синий карандаш,
Заменяя его обыкновенным черным карандашом, наконец, отбирать этот после дний,
Заменяя его каким-либо плохим огрызком карандаша. Смысл ситуации определял для
Ребенка всю силу аффективного побуждения, связанного с ситуацией, независимо от
Того, что ситуация прогрессивно теряла все привлекательные свойства, исходящие
От вещей и от непосредственной деятельности с ними. Этой возможности влиять на
Аффект сверху, изменяя смысл ситуации, мы никогда не могли получить у
Слабоумного ребенка соответствующего возраста.
Таким образом, в первой серии опытов нам удалось установить, что не только
Известные возможности Мышления находят ограничение в косности динамических
Систем, но подвижность самих динамических систем может находиться в прямой
Зависимости от мышления.
Во второй серии опытов мы исследовали, так же как и Левин, Тенденцию