Систем, единство аффекта и интеллекта есть основное положение, на котором, как
На краеугольном камне, должно быть построено учение о природе врожденного
Слабоумия в детском возрасте.
Самое главное, что должно быть изменено в динамической теории слабоумия,
Выдвинутой Левином, и внесено в нашу гипотезу, если мы хотим ее согласовать с
Основными данными современной психологии, состоит в упомянутом выше положении об
Изменчивости отношений между аффектом и интеллектом. Мы не раз уже говорили о
Том, что аффективные и интеллектуальные процессы пр едставляют собой единство,
Но оно не есть неподвижное и постоянное единство. Оно изменяется. И самым
Существенным для всего психологического развития ребенка как раз является
Изменение отношений между аффектом и интеллектом.
Как показывают исследования, мы никогда не сумеем понять истинного характера
Развития детского мышления и детского аффекта, если не примем во внимание того
|
|
Обстоятельства, что в ходе развития изменяются не столько свойства и строение
Интеллекта и аффе кта, сколько отношения между ними. Больше того, изменения
Аффекта и интеллекта оказываются в прямой зависимости от изменения их
Межфункциональных связей и отношений, от того места, которое они занимают в
Сознании на различных ступенях развития.
Сравнительное исследование слабоумного и нормального ребенка показывает, что
Их отличие следует видеть в первую очередь не столько в особенностях самого
Интеллекта или самого аффекта, сколько в своеобразии отношений, существующих
Между этими сферами п сихической жизни, и путей развития, которые проделывает
Отношение аффективных и интеллектуальных процессов. Мышление может быть рабом
Страстей, их слугой, но оно может быть и их господином. Как известно, те
Мозговые системы, которые непосредственно св язаны с аффективными функциями,
Располагаются чрезвычайно своеобразно. Они открывают и замыкают мозг, являются
Самыми низшими, древними, первичными системами мозга и самым высшим, самым
Поздним, специфически человеческим его образованием.. Изучение ра звития
Аффективной жизни ребенка-от ее примитивных до самых сложных форм-показывает,
Что переход от низших к высшим аффективным образованиям непосредственно связан с
Изменением отношений между аффектом и интеллектом.
Старая психология знала не в меньшей мере, чем новая, факт единства сознания
И связи всех функций между собой. Она знала, что запоминание всегда связано с