Полагала, что связь фун кций между собой, единство сознания и примат структуры
Сознания как целого над структурой его отдельных функций является постоянной
Величиной, которая ничего не меняет в ходе развития отдельных функций и может
Быть поэтому без ущерба для дела вынесена за скобки как общий психологический
Множитель, не привлекаемый к операции, которую производит исследователь над
Оставшимися отдельными функциями. Этот постулат старой психологии, отделявший
Сознание от его функций и рассматривавший функции как изолиро ванные и
Независимые элементы сознания, целиком и полностью опровергнут современной
Психологией, которая показала, что изменчивость межфункциональных связей и
Отношений, перестройка систем сознания в смысле возникновения новых соотношений
Между функциями составляют главное содержание всего психологического развития
Нормальных и аномальных детей.
Это всецело относится к интересующему нас вопросу об отношении между
|
|
Интеллектом и аффектом. Изменение их отношения в ходе развития есть частный
Случай изменчивости межфункциональных связей и отношений в системе сознания.
Изменение их отношений есть о сновной и решающий факт во всей истории интеллекта
И аффекта ребенка, и кто проходит мимо этого факта, тот проходит мимо главного и
Центрального пункта всей проблемы. Понять своеобразие слабоумного ребенка
Означает, в первую очередь, что надо не просто передвинуть центр тяжести
Интеллектуального дефекта на дефекты в аффективной сфере, это означает, в первую
Очередь, что надо подняться вообще над изолированным метафизическим
Рассмотрением интеллекта и аффекта как самодовлеющих сущностей, признать их
Внутреннюю связь и единство, освободиться от взгляда на связь интеллекта и
Аффекта как на одностороннюю механическую зависимость мышления от чувства.
В сущности говоря, признать, что мышление зависит от аффекта, означает
Сделать немногое: вывернуть наизнанку учение И. Ф. Гербарта, который природу
Чувства выводил из законов мышления. Для того чтобы пойти дальше, нужно сделать
То, что всегда было неп ременным условием перехода от метафизического к
Историческому изучению явлений: нужно рассматривать отношения между интеллектом
И аффектом, образующие центральный пункт всей интересующей нас проблемы, не как
Вещь, а как процесс.
Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства
1.
Педологическое исследование трудновоспитуемого ребенка находится в