Что-нибудь к тому, что было известно до научного диагноза, принести хотя бы

Крупицу практической пользы: тому, кому хотела помочь. Мать не считала ребенка

Больным, психиатр тоже не сказал, что ее ребенок болен, но мать искала не

медицинского, а педологического диагноза, хотя, вероятно, слово "педология" она

понимала не больше, чем слово "эпилептоид". Она не знала, как быть с ребенком,

Как реагировать на его вспышки, как избавиться от них, как сделать возможным для

Ребенка посещение школы. На все эти вопросы диагноз не давал никакого ответа.

Если мы обратимся от частного случая к огромному большинству наших

Консультаций, если мы проанализируем огромное большинство тех диагнозов, которые

Ставились в консультациях, мы увидим, что все они бьют мимо цели, чти все они

Совершают ту же самую оши бку, что и диагноз психиатра, о котором я рассказал.

Сложность же заключается в том, что само понятие педологического диагноза до сих

Пор не выяснено. У нас чрезвычайно много труда затрачивается на теоретическую

Разработку проблем педологии. Множество людей работают над практическим

приложением педологии к задачам жизни, но нигде, вероятно, отрыв теории от

Практики внутри самой научной области не оказывается таким большим, как в

Педологии. Педологи измеряют и исследуют детей, ставят диагнозы или пр огнозы,

Дают назначения, но никто еще не пытался определить, что такое педологический

Диагноз, как его надо ставить, что такое педологический прогноз. И здесь

Педология пошла по худшему пути: по пути прямого заимствования у других наук,

Подменяя диагн оз педологический диагнозом медицинским, или по пути простой

Эмпирии, пересказа в диагнозе другими словами того же самого, что было заключено

В жалобах родителей, в лучшем случае сообщая родителям и педагогам сырые данные

Отдельных технических приемов исследования (вроде умственного возраста по А.

Бине и т. д.).

Причины такой беспомощности - в неразработанности самой общей педологии,

Которая, по суровому определению П. П. Блонского, до сих пор является винегретом

Различных сведений и знаний, но недостаточно оформленной наукой в собственном

Значении этого слова.

Но сам Блонский заключает свою "педологию" (которая несомненно сыграла

Историческую роль в развитии нашей науки и которая претендует, по его

Собственным словам, именно на то, чтобы оформить педологию как науку) примером

практического приложения педоло гии к жизни. "Мне кажется,-говорил он в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: