Тем, что в своем развитии эта область знания подошла к решению таких задач

Которые возможны только на пути действительного научного исследования. Таким

Образом, выход из кризиса заключается в превращении педологии трудного детства в

Науку в буквальном и точном смысле этого слова.

Если мы спросим себя, чего же не хватает нашей методике, чтобы стать

Действительным средством научного исследования, если мы захотим докопаться до

Скрытых корней переживаемого кризиса, мы увидим, что эти корни заложены в двух

Различных областях: с одн ой стороны, в теоретической педологии трудного

Детства, с которой методика связана теснейшим образом, а с другой - в общей

Методике педологического исследования нормального ребенка, на которую также

Опирается специальная методика трудного детства. Рас смотрим оба момента.

Начнем с небольшого воспоминания. Оно само по себе не может иметь серьезного

Значения, но вместе с тем послужило отправной точкой для развития изложенных в

Настоящей статье мыслей и поэтому может стать конкретной иллюстрацией,

Освещающей центральный п ункт интересующей нас проблемы. Несколько лет назад в

Практической работе мне довелось вести педологическую консультацию по трудному

Детству вместе с опытным клиницистом-психиатром. На прием был приведен

Трудновоспитуемый ребенок, мальчик лет 8, только что начавший ходить в школу. В

Школе с особой резкостью проявились те особенности его поведения, которые были

Заметны уже и дома. По рассказам матери, ребенок обнаруживал немотивированные

Сильные приступы вспыльчивости, аффекта, гнева, злобы. В этом состоянии он мог

Быть опасен для окружающих, мог запустить камнем в другого ребенка, мог

Наброситься с ножом. Расспросив мать, мы отпустили ее, посовещались между собой

И снова позвали ее для того, чтобы сообщить ей результаты нашего обсуждения.

"Ваш ребенок,- сказал психиатр,- эпилептоид". Мать насторожилась и стала

внимательно слушать. "Это что же значит?"-спросила она. "Это значит,- разъяснил

Ей психиатра- что мальчик злобный, раздражительный, вспыльчивый, когда

Рассердится, сам себя не помнит, может быть опасен для окружающих, может

запустить камнем в детей и т. д.". Разочарованная мать возразила: "Все это я

сама вам только что рассказала".

Этот случай памятен для меня; он заставил впервые со всей серьезностью

Задуматься над том, что же получают родители или педагоги, приводящие детей на

Консультацию, в диагнозах и ответах специалистов. Надо сказать прямо, что

Получают очень мало, иногда почти ничего. Чаще всего дело ограничивается тем,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: