Питалось и т. д., все это непосредственно не дано зоологу, им прямо не
Переживается, а он делает вывод на основании некоторых, непосредственно
Осознаваемых признаков костей и т. п.
Таким же путем изучается и бессознательное, т. е. по известным его следам,
Отголоскам, проявлениям в том, что непосредственно сознается. Человеческая
Личность представляет собой иерархию деятельностей, из которых далеко не все
Сопряжены с сознанием, а поэтому сфера психического шире сферы сознания (в
Смысле непосредственного сознания). То, что здесь сказано относительно
Бессознательного, в полной мере приложимо и к сознательной стороне личности,
Поскольку и в самосознании далеко не всегда все отраж ается в совершенно верном,
Соответствующем действительности виде. Исследователь и при изучении сознательных
Процессов, при установлении их истинной связи, их подлинных мотивов и их
Действительного течения должен идти от признаков, от проявлений, от си мптомов к
|
|
Лежащей за ними сущности этих вещей. Еще больше это относится к явлениям
Непсихологического развития. Легко заметить, что в сущности весь этот вопрос
Связан с тем, который мы затрагивали в начале нашей статьи, говоря о переходе от
Феноменали стической точки зрения, изучающей только проявления, классифицирующей
Явления по их внешним признакам, к кондиционально-генетической, изучающей
Сущность явлений; как она раскрывается в развитии.
Исследователь должен помнить, что, отправляясь от признаков, от данных, от
Симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса
Развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности
Лежит в основе всех наблюд аемых признаков. Таким образом, в законченном
Педологическом исследовании, в диагностике развития задача исследователя
Заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или
Систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам,
Но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних да
Нных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития.
Современное педологическое исследование, пытающееся чаете на основе
Механической или арифметической обработки выявленных симптомов и их показателей
Получить готовый вывод относительно уровня развития, как это имеет место в
Методах Бине и Россолимо- это исследование пытается, ни много ни мало, экономить
Важнейший момент во всякой научной работе именно момент мышления.