Определяет его р азмер, внешний вид, образ жизни и говорит, чем это животное

Питалось и т. д., все это непосредственно не дано зоологу, им прямо не

Переживается, а он делает вывод на основании некоторых, непосредственно

Осознаваемых признаков костей и т. п.

Таким же путем изучается и бессознательное, т. е. по известным его следам,

Отголоскам, проявлениям в том, что непосредственно сознается. Человеческая

Личность представляет собой иерархию деятельностей, из которых далеко не все

Сопряжены с сознанием, а поэтому сфера психического шире сферы сознания (в

Смысле непосредственного сознания). То, что здесь сказано относительно

Бессознательного, в полной мере приложимо и к сознательной стороне личности,

Поскольку и в самосознании далеко не всегда все отраж ается в совершенно верном,

Соответствующем действительности виде. Исследователь и при изучении сознательных

Процессов, при установлении их истинной связи, их подлинных мотивов и их

Действительного течения должен идти от признаков, от проявлений, от си мптомов к

Лежащей за ними сущности этих вещей. Еще больше это относится к явлениям

Непсихологического развития. Легко заметить, что в сущности весь этот вопрос

Связан с тем, который мы затрагивали в начале нашей статьи, говоря о переходе от

Феноменали стической точки зрения, изучающей только проявления, классифицирующей

Явления по их внешним признакам, к кондиционально-генетической, изучающей

Сущность явлений; как она раскрывается в развитии.

Исследователь должен помнить, что, отправляясь от признаков, от данных, от

Симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса

Развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности

Лежит в основе всех наблюд аемых признаков. Таким образом, в законченном

Педологическом исследовании, в диагностике развития задача исследователя

Заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или

Систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам,

Но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних да

Нных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития.

Современное педологическое исследование, пытающееся чаете на основе

Механической или арифметической обработки выявленных симптомов и их показателей

Получить готовый вывод относительно уровня развития, как это имеет место в

Методах Бине и Россолимо- это исследование пытается, ни много ни мало, экономить

Важнейший момент во всякой научной работе именно момент мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: