Исследования характера. Известно, что нужно избегать не только субъективных

Оценок, но, добавим от себя, и всяких обобщений, принимаемых на веру и не

Проверяемых в течение и сследования. Сам по себе факт, что отец считает ребенка

Злым, должен быть учтен исследователем, но этот факт должен быть учтен именно в

Своем значении, т.е. как мнение отца. Это мнение необходимо проверить в ходе

Исследования, но для этого следует вск рыть факты, на основе которых получено

данное мнение, факты, которые исследователь должен толковать по-своему. "Если мы

Спросим, - говорит Кречмер, - простую крестьянку, был ли ее брат боязливым,

Миролюбивым, энергичным, то мы часто получим неясные и неуверенные ответы. Если

Мы, напротив, спросим, что он делал будучи ребенком, когда должен был

Отправляться на темный сеновал, или как он себя вел, когда происходила драка в

Трактире, то эта же самая женщина даст нам ясные, характерные сведения, ко торые

Благодаря своей жизненной свежести носят на себе отпечаток достоверности. Нужно

Быть хорошо знакомым с жизнью простого человека, крестьянина или рабочего, и

Всецело перенестись в нее, причем при расспросах следует остановиться не столько

на схеме свойств характера" сколько на его жизни в школе, церкви, трактире, в

Повседневной деятельности, и все это на конкретных примерах. Я п оэтому

Особенное значение придаю тому, чтобы по возможности больше расспрашивать в этой

конкретной форме" (1930, с. 138).

Существенно учитывать и субъективные показания самого ребёнка. Но и здесь

Могут быть снова перед нами показания, часто заведомо недостоверные, если их

Принять как свидетельство об известных фактах. Ребенок может себя рекомендовать

Не таким, каков он в действительности, он просто может говорить неправду, но сам

По себе факт всегда остается фактом, в высшей степени ценным для исследователя.

Факт собственной самооценки, факт лжи должен быть учтен и объяснен

Исследователем.

Нам рассказывали об одном известном невропатологе, который, отрицая всякое

Значение субъективных показаний, старался застраховать себя от внушающего

Воздействия жалоб больного я начинал всегда с объективного исследования. Для

Этого врач придумал прост ой прием: когда он приступал к исследованию больного,

То велел ему всякий раз дышать ртом для того, чтобы лишить пациента возможности

Сказать, на что он жалуется, и что у него болит. Когда больной, естественно,

Удивленный тем, что врач осматривает не то, что у него болит, пытался сказать,

На что он жалуется, исследователь прерывал посетителя и снова напоминал о том,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: