Оценок, но, добавим от себя, и всяких обобщений, принимаемых на веру и не
Проверяемых в течение и сследования. Сам по себе факт, что отец считает ребенка
Злым, должен быть учтен исследователем, но этот факт должен быть учтен именно в
Своем значении, т.е. как мнение отца. Это мнение необходимо проверить в ходе
Исследования, но для этого следует вск рыть факты, на основе которых получено
данное мнение, факты, которые исследователь должен толковать по-своему. "Если мы
Спросим, - говорит Кречмер, - простую крестьянку, был ли ее брат боязливым,
Миролюбивым, энергичным, то мы часто получим неясные и неуверенные ответы. Если
Мы, напротив, спросим, что он делал будучи ребенком, когда должен был
Отправляться на темный сеновал, или как он себя вел, когда происходила драка в
Трактире, то эта же самая женщина даст нам ясные, характерные сведения, ко торые
Благодаря своей жизненной свежести носят на себе отпечаток достоверности. Нужно
|
|
Быть хорошо знакомым с жизнью простого человека, крестьянина или рабочего, и
Всецело перенестись в нее, причем при расспросах следует остановиться не столько
на схеме свойств характера" сколько на его жизни в школе, церкви, трактире, в
Повседневной деятельности, и все это на конкретных примерах. Я п оэтому
Особенное значение придаю тому, чтобы по возможности больше расспрашивать в этой
конкретной форме" (1930, с. 138).
Существенно учитывать и субъективные показания самого ребёнка. Но и здесь
Могут быть снова перед нами показания, часто заведомо недостоверные, если их
Принять как свидетельство об известных фактах. Ребенок может себя рекомендовать
Не таким, каков он в действительности, он просто может говорить неправду, но сам
По себе факт всегда остается фактом, в высшей степени ценным для исследователя.
Факт собственной самооценки, факт лжи должен быть учтен и объяснен
Исследователем.
Нам рассказывали об одном известном невропатологе, который, отрицая всякое
Значение субъективных показаний, старался застраховать себя от внушающего
Воздействия жалоб больного я начинал всегда с объективного исследования. Для
Этого врач придумал прост ой прием: когда он приступал к исследованию больного,
То велел ему всякий раз дышать ртом для того, чтобы лишить пациента возможности
Сказать, на что он жалуется, и что у него болит. Когда больной, естественно,
Удивленный тем, что врач осматривает не то, что у него болит, пытался сказать,
На что он жалуется, исследователь прерывал посетителя и снова напоминал о том,