Средовые условия привели к данным явлениям трудновоспитуемости, задача научного
Анализа совершенно не осуществлена.
Говоря о сложной структуре развития личности психопатического ребенка, мы
Приводили данные относительно влияния среды на детей-психопатов шизоидного типа.
Мы видели, что такие моменты, как материальная необеспеченность, голод, нужда,
Витальные аффекты, угроза для жизни, страх, испуг, слабый надзор, связь с
Улицей, играют относительно незначительную роль в накоплении дальнейших
Синдромов трудновоспитуемости в данной группе детей. В группе циклоидных
Психопатий этим факторам принадлежит первая роль при развитии реактивных
Состояний. Напротив, все те моменты, которые связаны с ущемлением личности
Больного и приводят к конфликтным переживаниям (суровое воспитание с постоянным
Принуждением и обидами, семейные неурядицы, разлад между родителями, спор из-за
Ребенка, разлука с кем-либо из родителей, ревность к кому-либо из членов семьи,
|
|
Тяжелые жизненные ситуации, ранящие самолюбие), оказываются в высшей степени
Травмирующими моментами по отношению к детям шизоидного типа.
Замечательно и то, что не только существует избирательность в различных
Средовых влияниях, но что существует и определенная форма реакции детского
Развития на те или иные средовые условия. В 1/3 всех случаев, которые описывает
Сухарева, отмечается, что наиболее частой формой реакции на данные условие среды
были различные невротические состояния. "Можно думать,- говорит автор,-что
Частота данной реакции у шизоидов не случайна, и бо шизоидная психика
(особенности жизни, влечения, отсутствие единства переживаний и слабое их
Отреагирование) дает ряд предуготовленных механизмов для их возникновения.
(1930, с. 72). Но очевидно, что у других детей того же типа аналогичные условия
Вызывали совершенно другую реакцию. И задача педолога не констатирование тех или
Иных вредоносных моментов, но установление динамической связи между теми или
Иными моментами среды и той или иной линией в развитии ребенка. Вскрытие связей
И механизма развития остается и здесь главной и основной задачей, без разрешения
Которой педологическое исследование не может быть названо научные исследованием.
Сюда примыкает и вопрос относительно воспитания. Как уже сказано, эта сторона
Дела обычно обходится молчанием в истории развития ребенка. Между тем она едва
Ли не самый важный момент во всем том материале, которым может располагать