Психологических механизмов, действуя на как ие стороны процесса развития, данные

Средовые условия привели к данным явлениям трудновоспитуемости, задача научного

Анализа совершенно не осуществлена.

Говоря о сложной структуре развития личности психопатического ребенка, мы

Приводили данные относительно влияния среды на детей-психопатов шизоидного типа.

Мы видели, что такие моменты, как материальная необеспеченность, голод, нужда,

Витальные аффекты, угроза для жизни, страх, испуг, слабый надзор, связь с

Улицей, играют относительно незначительную роль в накоплении дальнейших

Синдромов трудновоспитуемости в данной группе детей. В группе циклоидных

Психопатий этим факторам принадлежит первая роль при развитии реактивных

Состояний. Напротив, все те моменты, которые связаны с ущемлением личности

Больного и приводят к конфликтным переживаниям (суровое воспитание с постоянным

Принуждением и обидами, семейные неурядицы, разлад между родителями, спор из-за

Ребенка, разлука с кем-либо из родителей, ревность к кому-либо из членов семьи,

Тяжелые жизненные ситуации, ранящие самолюбие), оказываются в высшей степени

Травмирующими моментами по отношению к детям шизоидного типа.

Замечательно и то, что не только существует избирательность в различных

Средовых влияниях, но что существует и определенная форма реакции детского

Развития на те или иные средовые условия. В 1/3 всех случаев, которые описывает

Сухарева, отмечается, что наиболее частой формой реакции на данные условие среды

были различные невротические состояния. "Можно думать,- говорит автор,-что

Частота данной реакции у шизоидов не случайна, и бо шизоидная психика

(особенности жизни, влечения, отсутствие единства переживаний и слабое их

Отреагирование) дает ряд предуготовленных механизмов для их возникновения.

(1930, с. 72). Но очевидно, что у других детей того же типа аналогичные условия

Вызывали совершенно другую реакцию. И задача педолога не констатирование тех или

Иных вредоносных моментов, но установление динамической связи между теми или

Иными моментами среды и той или иной линией в развитии ребенка. Вскрытие связей

И механизма развития остается и здесь главной и основной задачей, без разрешения

Которой педологическое исследование не может быть названо научные исследованием.

Сюда примыкает и вопрос относительно воспитания. Как уже сказано, эта сторона

Дела обычно обходится молчанием в истории развития ребенка. Между тем она едва

Ли не самый важный момент во всем том материале, которым может располагать


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: