Характерна для психопатической структуры личности, но в ис тории развития
Ребенка она вполне мотивированна, объяснима и дифференцированна в отношении
Отдельных комплексов переживаний.
Таким образом, тщательное исследование фактов показывает, что неумение
Описать, определить, педологически квалифицировать явление приводит к
Обозначению его тем же именем, что в другие явления только внешне сходные с
Данным, а отсюда общий ярлычок уже совершенно механически, по простой ассоциации
Будит воспоминания о психопатии, ставя процессы припоминания и ассоциативных
Тенденций на место процессов мышления, рациональной обработки фактов, которые на
самом деле должны стоять в исследовании, на пер вом плане. Уже на этом примере
Мы видим, как важно уметь установить самый факт, описать его какая огромная
Культура нужна для этого и как нужно заранее знать, что именно в факте должно
Быть отмечено и описано. В приведенном примере собиратель фактов у пустил самое
|
|
Важное-степень выраженности и характер связи с остальными симптомами,
Мотивированность, т. е. место данного симптома внутри целого синдрома.
Но еще важнее обратить внимание на второй момент, связанный с
Симптоматологией развития, именно на момент педологической квалификации
Наблюдаемых явлений и фактов. Очень чаете в нашей практике под видом симптома
Развития на самом деле фигурирует житей ское наблюдение, отмеченное случайным
Названием, которое попадает в лист педологического исследование непосредственно
Из лексикона наблюдавшего это явление обывателя. В результате мы встречаем такие
Определения и обобщения как упрямство, злость, совер шенно не зная характера тех
Фактов которые лежат в основе этого обозначения, и их педологическое
Квалификации. Между тем самое простое наблюдение показывает что один и тот же
Факт не только имеет бесконечные степени выраженности, но и совершенно разли
Чное значение в зависимости от того, в составе какого синдрома он встречается и
Из каких моментов складывается. Короче говоря, часто то, что под общим названием
Сходит за явления одного и того же порядка, на самом деле оказывается при
Ближайшем рассмо трении двумя различны ми фактами, которые спутаны или смешаны
Из-за ненаучного подхода к ним. Если мы возьмем такие очень частые в практика
Трудного детства явления, как детский онанизм, недержание мочи, капризы, мы
Увидим, что обычно исследователь тщ етно бьется над тем, чтобы вышелушить самое