Материала в отношении как средних, так и исключи тельных объектов. Он должен
Построить из этого опыта рабочие идеи, которыми может манипулировать в каждом
Случае и в каждой его частности. Психоклиническая диагностика нуждается в
сравнительном нормативном методе. Термин "нормативный" в данном случае
обозначает то! тип психологии, который систематически вырабатывает объективные
Стандарты и описательные формулировки для сравнительной оценки умственных
Способностей и возможностей. Клиническая психология может быть определена как
Применение психологи ческих норм к изучаемым случаям развития или поведения.
Нормативность и является чертой различия между клинической психологией и
Психиатрией. Этот термин оттеняет также различие между чисто психометрической
Процедурой и сравнительной дифференциальной диагностикой.
Хотя Гезелл говорит все время о проблеме умственного развития, но методически
Все это может быть распространено и на диагностику развития в целом. Целью
|
|
Гезелла и является установить диагноз хода развития. Он собрал в
Последовательном порядке 10 схем развития, из которых каждая включает в среднем
Признаков. На основе этой хорошо разработанной симптоматологии умственного
Развития в раннем возрасте и можно ставить диагноз хода развития. Как
Подчеркивает сам Гезелл, понятие развития центральное, п отому что оно в
Одинаковой степени приложимо к физическому и психическому развитию ребенка.
А. Гезелл детально останавливается на отдельных моментах клинического
Исследования, которые мы сейчас не будем рассматривать подробно. Он начинает с
Подхода к ребенку, прослеживая общий ход исследования, и заканчивает вопросами,
Имеющими с первого взг ляда чисто техническое значение, но в сущности
Увенчивающими всю проблему педологической симптоматологии. Касаясь вопроса об
Отношениях между матерью и ребенком во время эксперимента, рассматривая эти
Отношения, Гезелл указывает на то, что самый факт изменения поведения ребенка в
Присутствии матери должен сделаться проблемой клинического исследования. Тесная
Связь между диагнозом развития и родительским руководством служит основанием для
Принятия отношений матери и ребенка за составную часть всей клинической задачи.
6.
В сущности всем тем, о чем мы сказали выше, мы подготовили уже переход к
Следующему пункту нашей схемы, к педологическому диагнозу. Это центральный,
Узловой момент, во имя которого развертываются все предшествующие моменты и