Психолог-клиницист должен накопить из первых рук большое количество опытного

Материала в отношении как средних, так и исключи тельных объектов. Он должен

Построить из этого опыта рабочие идеи, которыми может манипулировать в каждом

Случае и в каждой его частности. Психоклиническая диагностика нуждается в

сравнительном нормативном методе. Термин "нормативный" в данном случае

обозначает то! тип психологии, который систематически вырабатывает объективные

Стандарты и описательные формулировки для сравнительной оценки умственных

Способностей и возможностей. Клиническая психология может быть определена как

Применение психологи ческих норм к изучаемым случаям развития или поведения.

Нормативность и является чертой различия между клинической психологией и

Психиатрией. Этот термин оттеняет также различие между чисто психометрической

Процедурой и сравнительной дифференциальной диагностикой.

Хотя Гезелл говорит все время о проблеме умственного развития, но методически

Все это может быть распространено и на диагностику развития в целом. Целью

Гезелла и является установить диагноз хода развития. Он собрал в

Последовательном порядке 10 схем развития, из которых каждая включает в среднем

Признаков. На основе этой хорошо разработанной симптоматологии умственного

Развития в раннем возрасте и можно ставить диагноз хода развития. Как

Подчеркивает сам Гезелл, понятие развития центральное, п отому что оно в

Одинаковой степени приложимо к физическому и психическому развитию ребенка.

А. Гезелл детально останавливается на отдельных моментах клинического

Исследования, которые мы сейчас не будем рассматривать подробно. Он начинает с

Подхода к ребенку, прослеживая общий ход исследования, и заканчивает вопросами,

Имеющими с первого взг ляда чисто техническое значение, но в сущности

Увенчивающими всю проблему педологической симптоматологии. Касаясь вопроса об

Отношениях между матерью и ребенком во время эксперимента, рассматривая эти

Отношения, Гезелл указывает на то, что самый факт изменения поведения ребенка в

Присутствии матери должен сделаться проблемой клинического исследования. Тесная

Связь между диагнозом развития и родительским руководством служит основанием для

Принятия отношений матери и ребенка за составную часть всей клинической задачи.

6.

В сущности всем тем, о чем мы сказали выше, мы подготовили уже переход к

Следующему пункту нашей схемы, к педологическому диагнозу. Это центральный,

Узловой момент, во имя которого развертываются все предшествующие моменты и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: