В этом отношении, как уже сказано, медицинская клиника ушла далеко вперед по
Сравнению с педологией. Ни один врач не удовлетворится простым указанием на то,
Что у больного выступила сыпь и что с больным случаются припадки. Характер сыпи,
Характер и пр ирода этих припадков нуждаются в детальном, тщательном, научном
Описании для того, чтобы данный припадок мог рассматриваться как симптом
Эпилепсии или истерии, данная сыпь могла рассматриваться как симптом сифилиса
Или скарлатины.
Вот этого научного определения симптомов и педологической квалификации
Наблюдаемых явлений и недостает в первую очередь современному педологическому
Исследованию. Мы уже указывали на тот механический, арифметический суммарный
Характеру с помощью котор ого современная психометрия часто получает свои
Симптомы. Мы, конечно, не можем рассматривать коэффициенты умственного развития
Иначе, как один из симптомов, но самый способ определения такого симптома
|
|
Является в высшей степени характерным для совреме нной педологии. Как помнит
Читатель, этот симптом получается на основании автоматического суммирования,
Простого подсчета ряда совершенно разнородных фактов путем сложения и вычитания
Килограммов и километров, которые принимаются за равновеликие и экв ивалентные
Единицы. Это относится не только к проблеме измерения в педологической
Симптоматологии, но в равной мере и ко всякому качественному описательному
Определению того или иного симптома развития. Некоторые педологи особо говорят о
Симптоматолог ическом диагнозе, понимая под ним одну из последовательных
Ступеней, по которым идет развитие диагностической методики в педологии, так же
Как и в области медицинской диагностики, опыт которой в значительной мере
Используется и педологией. Но надо ска зать, что и при симптоматологической или
Эмпирической диагностике научное определение симптомов развития остается
Чрезвычайно малоразработанным. В связи с проблемой симптоматологии развития
Стоит и вопрос об оценке тех или иных показателей развития, о выведении
Индексов, о сравнении состояния ребенка с теми или иными постоянными
Стандартными величинами. Так как научное исследование развития началось
Сравнительно недавно, то вопрос этот оказывается чрезвычайно малоразработанным.
В современной педологической практике принято различать два основных
Направления исследования, то, что Гезелл называет нормативной и клинической