Этиологического диагноза обычно вытекают из двух источников. Во-первых, как мы
Уже указывали, очень часто этиологический анализ понимается чрезвычайно
Упрощенно: указываются самые отдаленные причины или общие и малосодержательные
Формулы, вроде преобладания биологических и социальных факторов и пр. Во-вторых,
Источником ошибок служит незнание ряда причин, в частности ближайших причин,
Определяющих явление, и указание на отдаленные причины, которые непосредственно
Не определяют данное явление, а определяют его лишь в конечном счете. Из-за ч
Резвычайной сложности причинного анализа мы считаем необходимым выделить его в
Схеме в особый пункт и вернемся к нему ниже.
Пока скажем, что попытка некоторых авторов непосредственно связать картину
Симптомокомплекса с этиологическим анализом, минуя д иагноз, неизбежно приводит
К тому, что центральный, узловой и определяющий пункт всего педологического
Исследования исчезает. Третья ступень в развитии диагностики определяется
Невским как типологическая диагностика. Имея целью вскрыть пути, по которым
Развитие пойдет в дальнейшем, мы должны стремиться к определению того или иного
Типа развития, того или иного пути, по кото рому это развитие должно пойти.
Процесс развития всегда развертывается в том или ином плане, он совершается по
Тому или иному типу, другими словами, все многообразие индивидуальных ситуаций
Можно свети к определенному количеству типичных ситуаций, и, таким образом, наша
Диагностика заключается в определении типа детской личности в динамическом
Смысле этого понятия.
Здесь указан чрезвычайно важный момент, который затемнен ссылкой на
Типологическую проблему. Обычно у нас она понимается как проблема
Конституциональная или, во всяком случае, дифференциально - педологическая. Мы
Предпочитаем говорить в данном случае о педологической клинике детского развития
Вообще и о педологической клинике трудного детства в частности как о научных
Основах педологического диагноза. Это значит, как мы разъяснили выше, что,
Говоря о задаче (сходной с задачей Крепелина в психиатрии), которая стоит сейчас
Перед педологическим исследованием, мы ведем речь не о выделении дедуктивным пут
Ем некоторого количества типичных форм детского развития и установлении такого
Типологического диагноза, а о клиническом выделении и описании основных форм
Течения процесса детского развития и образования детской трудновоспитуемости, на