Развитием. Он приобретает не речь, а произношение; у ребенка вырабатывают не

Язык, а артикуляцию. И он неизбежно создает свою речь-мимическую. Фактически все

Глухонемые говорят при помощи мимики; устная речь им чужая. Практически она

Ничего не дает им, она почти не служит их развитию и формированию, не является

Орудием накопления социального опыта и участия в социальной жизни, Кроме того,

Устная речь противоречит основным положениям психологии языка. Она пытается из

Звуков строить слово, из слов-фразу. Итак, психологически и педагогически она

Несостоятельна, социально-бесплодна, практически и ж изненно-почти никчемна.

В чем сущность реформы? Если всмотреться глубже, недостатки прежней системы

Коренятся не в специальных ошибках ее создателей, которые были блестящими

Психологами и по-своему хорошими педагогами. Для своей эпохи и для своей теории

Воспитания это был а система без недостатков. Она приводила ученика в

повиновение, внушала религиозно-моралистическое представление о его недостатке;

Давала ему речь для понимания церковной проповеди, официально-государственного

Языка и того инвалидно-филант ропического круга отношений, в который его

Ставили. Считалось, что ребенок должен понять язык церкви, узнать, что такое

Суд, научиться уважать общество за его благодеяние, и тогда он правильно поймет

Свое положение в обществе. Вот что требовалось от о бучения устной речи.

Ни одна специальная система не может быть понята иначе, как на общем фоне

Социально-педагогических идей и отношений своего времени и в связи с ними. Школа

Определяет систему, а не наоборот. Отсюда следует, что и сущность реформы

Предопределена общим с троем нашей школы и никак не может быть сведена к одной

Только реформе специального метода. Проблема речи у глухонемых будет решена не

Специальной методикой, а общим переустройством школы на началах социального

Воспитания. Речь возникнет у глухонемог о ребенка тогда, когда в ней появится

Потребность, когда она будет обслуживать весь опыт и всю жизнь школьника, а для

Этого нужна переорганизация всей его жизни, а не реформа метода. Широко развитое

Социальное воспитание есть необходимая база для реше ния вопроса о речи.

Какова же роль специальной методики? Изложенная точка зрения отнюдь не

Отрицает важности и значения специальное методики обучения речи. Напротив,

Только при такой постановка вопроса она приобретает принципиальное, а не только

Техническое значение. Новый строй школы не только должен выработать свою технику

Обучения речи. Оценка этой техники всякий раз должна быть принципиально


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: