Язык, а артикуляцию. И он неизбежно создает свою речь-мимическую. Фактически все
Глухонемые говорят при помощи мимики; устная речь им чужая. Практически она
Ничего не дает им, она почти не служит их развитию и формированию, не является
Орудием накопления социального опыта и участия в социальной жизни, Кроме того,
Устная речь противоречит основным положениям психологии языка. Она пытается из
Звуков строить слово, из слов-фразу. Итак, психологически и педагогически она
Несостоятельна, социально-бесплодна, практически и ж изненно-почти никчемна.
В чем сущность реформы? Если всмотреться глубже, недостатки прежней системы
Коренятся не в специальных ошибках ее создателей, которые были блестящими
Психологами и по-своему хорошими педагогами. Для своей эпохи и для своей теории
Воспитания это был а система без недостатков. Она приводила ученика в
повиновение, внушала религиозно-моралистическое представление о его недостатке;
|
|
Давала ему речь для понимания церковной проповеди, официально-государственного
Языка и того инвалидно-филант ропического круга отношений, в который его
Ставили. Считалось, что ребенок должен понять язык церкви, узнать, что такое
Суд, научиться уважать общество за его благодеяние, и тогда он правильно поймет
Свое положение в обществе. Вот что требовалось от о бучения устной речи.
Ни одна специальная система не может быть понята иначе, как на общем фоне
Социально-педагогических идей и отношений своего времени и в связи с ними. Школа
Определяет систему, а не наоборот. Отсюда следует, что и сущность реформы
Предопределена общим с троем нашей школы и никак не может быть сведена к одной
Только реформе специального метода. Проблема речи у глухонемых будет решена не
Специальной методикой, а общим переустройством школы на началах социального
Воспитания. Речь возникнет у глухонемог о ребенка тогда, когда в ней появится
Потребность, когда она будет обслуживать весь опыт и всю жизнь школьника, а для
Этого нужна переорганизация всей его жизни, а не реформа метода. Широко развитое
Социальное воспитание есть необходимая база для реше ния вопроса о речи.
Какова же роль специальной методики? Изложенная точка зрения отнюдь не
Отрицает важности и значения специальное методики обучения речи. Напротив,
Только при такой постановка вопроса она приобретает принципиальное, а не только
Техническое значение. Новый строй школы не только должен выработать свою технику
Обучения речи. Оценка этой техники всякий раз должна быть принципиально