Основные НПА: Концепция реформирования бюджетного процесса РФ в 2004-2006 гг., Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., Гос. программа РФ «Управление гос. финансами» на 2013-2020 гг.
Реформирование бюджетного процесса осуществляется в рамках концепции бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), которую можно определить как систему формирования бюджета, отражающую связь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами. Одно из принципиальных отличий БОР от традиционного постатейною бюджетирования состоит в том, что при БОР исполнение бюджета оценивается с точки зрения не только степени исполнения тех или иных бюджетных статей, но и степени исполнения изначально поставленных целей и задач.
В постатейном бюджетировании планирование и выделение бюджетных ассигнований каждый бюджетный год производится, как правило, путем индексации соответствующих показателей расходов предыдущего года. Концепция БОР предполагает изменение принципов планирования бюджета: потребности в бюджетных ассигнованиях должны планироваться исходя из приоритетов проводимой политики и ожидаемых результатов.
Такой подход дает возможность оценить результативность бюджетных расходов, повысить ответственность распорядителей и получателей бюджетных средств за их эффективное использование и на основе полученных данных определить оптимальные пути использования имеющихся ресурсов в интересах граждан.
Основные инструменты БОР (со слов Федосова ):
· реестр расходных обязательств (РРО);
· доклад о результатах и основные направления деятельности (ДРОНД);
· обоснование бюджетных ассигнований;
· гос (муниц) задание (ГМЗ);
· целевые программы(фед, ведомственные: имеют внутриотраслевой характер, госуд) – ОСНОВНОЙ
В связи с нерешенными проблемами в сфере управления общественными финансами, такими как отсутствие целостной системы стратегического планирования, неопределенность соотношения различных программно-целевых инструментов, ограниченность практики использования гос программ, недостаточная самостоятельность региональных и местных органов власти, 30.12.2013 была утверждена Программа повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 г, разработанная в соответствии с бюджетным посланием Президента РФ о бюджетной политике в 2013 – 2015 гг. и бюдж посланием в 2014-2016 гг.
Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств за счет завершения формирования современной нормативно-методологической базы, регулирования бюджетных правоотношений, путем разработки и введения новой редакции Бюджетного кодекса. Данная цель предполагает решение след задач: завершить внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс, упорядочить структуру управления фин ресурсами, реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов, осущ-ть совершенствование гос и муниц контроля, повысит качество фин менеджмента в секторе гос управления, повысить открытость и прозрачность управления обществ финансами. Также предполагается развитие ГЧП.
Внедрение программного бюджета предполагает изменение порядка составления, утверждения и исполнения бюджетов, корректировку бюдж классификации и системы фин отчетности, внедрение новых форм контроля. Необходимо перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей гос (муниц) программ. Государственная (муниципальная) программа – основной инструмент повышения эффективности бюджетных расходов.
В целом, основные направления выглядят так: модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления; упорядочение структуры управления финансовыми ресурсами публично-правовых образований; повышение функциональной эффективности бюджетных расходов; повышение операционной эффективности д-ти органов исполнительной власти и государственных (муниципальных) учреждений; обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов.
С 2014 г. перешли на программный бюджет. 42 программы и 5 направлений реализации. Основные направления: Новое качество жизни (развитие пенсионной системы, образования, соц. поддержка граждан, физкультуры и спорта, культуры и туризма и т.д. – всего 13), Инновационное развитие и модернизация экономики (Развитие науки, эконом. развитие, сельское хозяйство, внешнеэкономическая деятельность и т.д. – всего 17); Обеспечение нац. безопасности (Обороноспособности страны и Государственной безопасности – всего 2); Сбалансированное региональное развитие (всего 6 – в т.ч. ДВ, Арктика, СКФО), Эффективное государство (Юстиция и т.д. – всего 4).
Таким образом, БОР является перспективным направлением реформирования системы управления общественными финансами в России и по сравнению с моделью постатейного бюджетирования обладает рядом существенных преимуществ. Оно позволяет органам управления:
1) осуществлять контроль за реализацией программ и расходованием бюджетных средств;
2) устанавливать взаимосвязь между ожидаемыми результатами реализации программы и объемом требуемых для этого ресурсов;
3) повышать обоснованность бюджетных заявок;
4) более эффективно распределять бюджетные средства;
5) повышать прозрачность и понятность бюджета, что способствует привлечению инвесторов и повышению доверия населения к органам местного самоуправления.