Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Не относится к числу исключительных финансовых явлений, причинами возникновения м.б.: - рост гос. расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики; - чрезвычайные обстоятельства; - экономический кризис; - низкая эффективность гос. фин. управления (дефицит федер. бюджета за 2013– 323 млрд руб 0,5% ВВП, дефицит консол бюджета – 642 млрд руб).
Источники финансирования. Классификация осуществляется по валюте займа.
Внутр источники (номинальная стоимость средств указана в валюте РФ):
- Разница м/у ср-вами, поступившими от размещения гос цб (фед у-нь)/ цб сцбъектов (регион у-нь) и муниц. цб (местный у-нь) и ср-вами, направл-ми на их погашение.
- Разница м/у полученными и погашенными бюджетными кредитами;
- Разница м/у полученными и погашенными кредитами кредитных организаций
- Разница м/у полученными и погашенными РФ-ией кредитами международных финансовых организаций (только для Фед и регионального уровней)
|
|
- Разница м/у полученными и погашенными субъектами РФ и муниципальными образованиями в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными РФ в рамках исп-я целевых иностранных кредитов;
- Изменение остатков на счетах по учетам средств соответствующих бюджетов;
- иные (- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале; - поступления от реализации гос запасов драг. металлов и драг. камней за минусом выплат на их приобретение (исключительно для фед уровня);
Внешн источники (могут привлекаться только на Федеральном и региональном уровнях; номинальная стоимость средств указана в иностр. валюте):
- Разница м/у ср-вами, поступившими от размещения гос (фед у-нь)/ сцбъектов (регион у-нь) и муниц. цб (местный у-нь) и ср-вами, направл-ми на их погашение;
- Разница м/у полученными и погашенными кредитами иностр. государств (только для фед уровня);
- Разница м/у полученными и погашенными кредитами кредитных организаций;
- иные (-объем средств, направляемых на исполнение гос. гарантий)
Кредиты ЦБ, а также приобретение ЦБ гос цб РФ при их размещении не могут быть источниками фин-ия дефицита бюджета.
В целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) фед. бюджета создан:
Резервный фонд (на 01.05.2014– 3139,49 млрд. руб., 87,94 млрд долларов): закреплен на уровне 10% от прогнозируемого ВВП; формир-ся за счет:
- дополнит. нефтегазовых доходов, определяемых как сумма фактических поступлений вывозной таможенной пошлины на нефть сырую/ на газ природный/ на товары, выработанные их нефти, налога на добычу полезных ископаемых, умноженных на отношение разности действующей в отчетном месяце ставки пошлины/ налога и расчетной ставки указанной пошлины/ налога при базовой цене на нефть к действующей в отчетном месяце ставке пошлины/налога. (стю 96.9 п.6)
|
|
Дох. от управления ср-вами фонда направляются на обеспечение расходов Фед бюджета до 2016.
В целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений и сбалансированности бюджета ПФ РФ создан:
Фонд нац благосостояния (на 01.05.2014– 3127,9 млрд. руб.; 87,62 млрд долларов): формир-ся за счет:
- доп. нефтегаз. дох., в случае если резервный фонд достигает своей нормативной величины;
Дох. от управления ср-вами фонда направляются на обеспечение расходов Фед бюджета до 2016.
Предельные размеры дефицитов бюджета. Размер дефицита бюджета СРФ не может превышать 15% общего годового объемов доходов без учета безвозмездных поступлений (для высокодотац. – 10%); дефицит местного бюджета не может превышать 10 (для высокодотац. -5% в опр случаях).
Гос. (муниц.) долг РФ - обязательства, возникающие из гос. и муниц. заимствований, гарантий по обяз-вам третьих лиц, др. обяз-ва, принятые на себя публично-правовым образованием.
Структура долга (группировка долговых обяз-в по их видым). Долг обяз-ва сущ. в виде обяз-в по:
- кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредит. орг., иностр. гос-в, междунар фин. организаций, от иных субъектов междунар. права, иностранных ЮЛ (только ГД РФ);
- гос. ценным бумагам, выпущенным от имени РФ/СРФ/МО;
- бюджетным кредитам, привлеченным в соответсв. бюджет из других бюджетов БС РФ;
- гос гарантиям РФ/СРФ/ гарантиям МО;
- иным долговым обязательствам (только по РФ).
Долговые обязательства РФ могут быть краткосроч. (менее 1 г), среднесроч. (1-5) и долгосроч. (5-30).
В объем гос. внутреннего долга РФ включаются (номин. стоимость обяз-в в валюте РФ) (на 01.05.2014 – 4438,9 млрд руб. ) – по ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД (постоянно увеличивается):
- номинальная сумма долга по гос. цб РФ;
- объем основного долга по кредитам, которые получены РФ;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;
- объем обязательств по гос. гарантиям;
- объем иных долговых обяз-ств РФ.
В объем гос. внешнего долга РФ включаются (номин. стоимость обяз-в в иностр. валюте) (на 01.05.2014 – 54,9 млрд долл. США – основной долг по Еврооблигациям и предоставленным гарантиям):
- номинальная сумма долга по гос. цб РФ;
- объем основного долга по кредитам, которые получены РФ;
- объем обязательств по гос. гарантиям.