Межбюджетные отношения в федеративном государстве. Сбалансированность полномочий и финансовых ресурсов, вертикальное и горизонтальное выравнивание в бюджетной системе

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;

Бюджетные полномочия - установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ Глава 1, статья 6

Межбюджетные отношения – это экономико-правовые отношения, возникающие между органами государственной и муниципальной власти в ходе бюджетного процесса по поводу разграничения на постоянной или долговременной основе расходных полномочий, доходов, поступающих в бюджетную систему страны, определения нормативов закрепления на постоянной и долговременной основе федеральных и региональных налогов, перераспределения средств из бюджетов вышестоящих уровней в нижестоящие в порядке бюджетного регулирования, возмещения расходов, связанных с передачей расходных полномочий или принятием решений, вызвавших дополнительные расходы или потери доходов других бюджетов, передачи средств в форме дотаций, субвенций, субсидий временной финансовой помощи на возвратной платной и бесплатной основе, а также объединения средств для финансирования расходов в интересах разных уровней власти и разных территорий одного уровня власти.

О.Г. Бежаев «Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования».

Бюджетный федерализм - способ построения бюджетных отношений между тремя уровнями бюджетной системы – федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления, – обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов.Они строятся на следующих принципах:

· Сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;

· Самостоятельность бюджетов всех уровней;

· Законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;

· Объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;

· Единство бюджетной системы;

· Равенство всех бюджетов РФ.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

· Лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;

· Совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;

· Выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;

· Построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;

· Планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом;

· Сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;

· Жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;

· Использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:

· Введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

· Определения оптимальных сроков осуществления расходов;

· Использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;

· Совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;

· Мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;

· Последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;

· Оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: