Структура редакционного коллектива

Еще в начале 80-х годов структура — строение — газетной и журнальной редакции, государственной телерадиокомпании и госу­дарственного информационного агентства, так же, как их величина и состав, были жестко регламентированы. Партийные и государствен­ные документы четко определяли количество и характер подразде­лений редакции СМИ в зависимости от его типа и уровня. Но по­добная регламентация оказалась несовместимой с рынком периоди­ческих изданий. В новых условиях все редакции и компании перешли к свободной структуре своих коллективов. Их руководители и учре­дители полностью свободны в определении структуры редакцион­ного коллектива, как и его величины и состава.


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

Оптимизация структуры редакции стала важным направлени­ем редакционного менеджмента. Но какой должна быть эта струк­тура? На этот вопрос с позиций менеджмента может быть дан лишь один-единственный ответ: такой, чтобы помогать выпуску конкурентоспособного, приносящего прибыль издания.

Однако при множестве вариантов структуры редакции к ней предъявляют одни и те же требования. При всех ее особенностях она должна способствовать управлению редакционным коллекти­вом, безотказной деятельности всех его подразделений и служб. А это возможно лишь при определенных условиях. Исходя из того, что редакция — это система, первое из этих условий — наличие в ее структуре центра управления коллективом. Второе — свободный приток в редакцию информации, необходимой для управления коллективом и для деятельности его подразделений. Без такой ин­формации выпуск периодического издания невозможен. Третье — обеспечение прямой и обратной связи в редакции, свободного прохождения информации через все ее подразделения, ко всем ее сотрудникам. Прямой связи — сверху вниз: приказов, решений, указаний руководства редакции всем ее сотрудникам. И обратной связи — снизу вверх: изо всех подразделений, от их работников, информации о выполнении приказов, решений, о ходе реализа­ции планов, заданий и встречные предложения.

Эти требования — один из факторов, определяющих основы структуры любого редакционного коллектива. Другой фактор — принципы редакционной деятельности. Первый из них — разделе­ние труда в редакции. Вся ее структура сверху донизу делится на части, подразделения, звенья, у каждого из которых — свои зада­чи и функции, свой участок работы и своя ответственность. Это полностью относится и к каждому сотруднику редакции, входя­щему в то или иное подразделение.

Второй принцип — кооперирование труда и объединение его результатов. Оно закономерно завершает процесс разделения тру­да. Кооперирование обеспечивает не просто суммирование резуль­татов работы каждого подразделения редакции, но и объединение их в единое целое. Оно лежит в основе создания коллективного журналистского произведения — выпуска газеты, программы или другого периодического издания. Этот принцип способствует це­леустремленности в работе редакции. Он приобретает особое зна­чение в деятельности редакционного руководства, обусловливая координацию усилий подразделений коллектива.


Глава 17. Менеджмент и редакция

С разделением и кооперированием труда связан и третий прин­цип — единоначалия, также влияющий на структуру редакции. В соответствии с ним каждый работник редакции непосредствен­но подчинен только одному руководителю. И каждый руководи­тель получает право единолично решать все вопросы, связанные с деятельностью подразделения, которым он управляет, и каждого своего подчиненного.

Структура редакции формируется под воздействием еще одно­го фактора — типа СМИ. Он обусловливает специфику структуры, которая приобретает особенности, связанные с различиями про­цесса подготовки и производства печатного или аудиовизуального периодического издания. В самом деле, структура телерадиокомпа­нии при множественности ее вариантов обеспечивает все элемен­ты и этапы этого процесса, обусловленные особенностями аудио-видеоинформации, используемых при этом методов работы жур­налистов и технических средств.

Действие всех этих факторов определяет две характеристики структуры редакции, внешне противоречивые, но органично свя­занные между собой. Структура редакции должна быть, с одной стороны, достаточно жесткой. Только в этом случае она будет спо­собствовать стабильности деятельности всех звеньев коллектива, ее ритмичности. Частые ее изменения могут привести к сбоям в работе элементов редакционной системы. Но с другой стороны, эта структура должна быть гибкой, не отставать от изменений об­становки, в которой действует редакция. Если этого требует ситу­ация на рынке периодических изданий, необходимость усиления борьбы с конкурентами, в структуру редакционного коллектива нужно немедленно вносить соответствующие изменения. Обеспе­чение органичного сочетания этих двух характеристик — задача редакционного менеджмента.

Важнейшее значение для деятельности редакционного коллек­тива имеет функциональное разделение труда. Оно определяет как его структуру, так и организацию работы. Прежде всего оно при­водит к разделению работников на две части. Первую образуют журналисты, в обязанности которых входят подготовка и выпуск периодического издания. В редакции газеты и журнала это написа­ние и редактирование материалов, компоновка готовых текстов и иллюстраций в отдельные выпуски, их техническое оформление, руководство деятельностью коллектива и др. К ним примыкают технические сотрудники, которые, с одной стороны, обеспечива­ют оптимальные условия для работы журналистов. С другой стороны


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

участвуют в технической подготовке и выпуске номера. В ре­зультате структура редакции такого издания складывается из двух функциональных групп — творческой и технической.

С понижением уровня структуры редакции печатного издания функциональное разделение труда в ней приобретает все более специализированный характер. Каждая из двух больших функцио­нальных групп разделяется на ряд подразделений или звеньев. Так, творческая группа состоит из двух звеньев. Первое — звено руко­водства и управления. В него входят редакторат (главный редактор и его заместители), редколлегия, секретариат. Второе — звено ис­полнения, состоящее из отделов редакции. Внутри звена руковод­ства и управления происходит дальнейшее разделение труда: ре­дакторат и редколлегия осуществляют руководство редакцией, сек­ретариат представляет собой центр оперативного управления коллективом.

Важнейшее место в звене исполнения занимают отделы или секторы редакции. Это основные ее творческие подразделения, обеспечивающие выпуск издания. Все они выполняют общередак­ционные обязанности: дают газете или журналу информацию, уча­ствуют в кампаниях и других коллективных акциях, ведут работу с внередакционными авторами и письмами читателей и т.д. Но у каждого отдела, кроме того, есть свои, особые задачи, и это глав­ное, что определяет характер и в значительной мере организацию его работы. Отраслевые отделы освещают события и процессы, происходящие в какой-то сфере жизни общества, в определенной отрасли народного хозяйства и культуры. Жанровые отделы, на­пример, отдел фельетонов или сатиры, отображают действитель­ность, используя определенные жанры публицистики. Региональ­ные (территориальные) отделы сообщают о событиях, происхо­дящих в границах определенного региона. Проблемные отделы — экономических проблем, социальных, правовых и других — со­средоточивают свое внимание на проблемах, встающих перед людь­ми в различных областях их частной и общественной жизни. Нако­нец, каждый из так называемых функциональных отделов редак­ции выполняет какую-то одну функцию, связанную с подготовкой публикаций определенного характера или с обеспечением деятель­ности какого-то элемента редакционной системы. Так, отдел внут­ренней информации обеспечивает издание оперативной инфор­мацией о событиях, происходящих во всех областях жизни обще­ства, отдел иллюстрирования дает в каждый номер фотоснимки и рисунки. А отдел расследований сосредоточивается на поисках истинных


Глава 17. Менеджмент и редакция

причин и участников возникновения кризисных ситуаций в жизни того региона, где выходит газета или журнал.

В звене исполнения творческой части крупной редакции не­редко работают штатные обозреватели — международный (полити­ческий), экономический, спортивный и др. Обычно это специалис­ты с обширными знаниями, способностями аналитика, сочетаю­щие подготовку масштабных статей и обозрений с оперативными комментариями и другими откликами на события и выступления. Одновременно в редакции могут работать штатные специальные корреспонденты. Это многоопытные журналисты, готовые в лю­бой момент выехать по заданию руководителей в командировку и подготовить проблемное выступление на одном из главных направ­лений, которые ведет издание.

Немногим уступают спецкорам собственные корреспонденты, работающие вне центрального аппарата редакции. Не случайно собкора называют «редакцией в одном лице» — само положение вынуждает его выступать поочередно в роли репортера и обозрева­теля, интервьюера, очеркиста, комментатора и рецензента. Как правило, он универсал: готовит материалы на самые разные темы и в разных жанрах, организует выступления местных обществен­ных деятелей и специалистов в разных областях политики, эконо­мики и культуры. В регионе, который обслуживает собкор, он пред­ставляет свое издание, в редакции же выступает как представитель своего региона.

В технической группе редакции разделение труда также приво­дит к образованию ряда служб с четкими функциями и обязанно­стями. Отдел или служба досье снабжает все творческие подразде­ления оперативной информацией, которую получает из Интерне­та и других источников. Компьютерный центр обеспечивает набор и корректуру всех материалов издания. В редакции со слабым элек­тронным оснащением действует корректорская, где вычитывают оригиналы публикаций и оттиски полос номера. В редакционном архиве хранятся в течение определенного времени оригиналы всех публикаций издания, а также подписные полосы всех номеров. В редакционной библиотеке журналисты и другие сотрудники мо­гут получить дополнительную информацию для своих публикаций и сверить использованные в них данные. Задача группы (отдела) проверки, созданной в редакциях некоторых крупных изданий, — сплошная оперативная проверка всех фактических данных: фами­лий, должностей, дат, географических названий и т.п., содержа­щихся в материалах очередного номера. Дежурная служба выпуска

12-1349


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

создана для работы над номером в редакции и типографии на всех этапах его производства.

Так в процессе разделения труда формируется структура ре­дакционного коллектива. Это пирамидальная структура редакции, наверху которой стоит ее руководитель — главный редактор, а ниже находятся творческие и технические подразделения и входящие в них работники. Они располагаются на нескольких — трех-четырех — уровнях. На каждом из них находятся подразделения звеньев управления и исполнения, их руководители — творческие или коммерческие менеджеры, а на самом нижнем уровне — творчес­кие и технические сотрудники, непосредственные исполнители заданий своего руководства (см. приложение 7).

У пирамидальной структуры редакции — свои достоинства. Она обеспечивает полное разделение труда в коллективе, единонача­лие управления на всех уровнях, высокую персональную ответ­ственность каждого сотрудника за результаты своей работы. Но у нее есть и недостатки. Она громоздка, замедляет прохождение ин­формации, необходимой для управления коллективом и выпуска издания. Для прохождения оригиналов будущих публикаций снизу вверх — от авторов к секретариату и редакторату — требуется зна­чительное время. Это снижает оперативность выхода сообщений на газетные полосы и удлиняет путь информации к ее потребите­лю. К тому же возрастает риск внесения в эту информацию иска­жений в ходе правки, которой подвергаются оригиналы на всех уровнях редакционной пирамиды. На конкурентоспособности из­дания это сказывается самым отрицательным образом. И все же этот тип структуры коллектива сохраняется в редакциях многих наших газет и журналов, прежде всего в силу традиций, сформиро­вавшихся в российской прессе в течение многих десятилетий.

Разумеется, в разных редакциях эта структура имеет свои осо­бенности. В небольших коллективах многие ее звенья и элементы представлены всего одним-двумя работниками, а то и вовсе выпа­дают. Например, в редакции небольшого специализированного журнала или маленькой районной и городской газеты у ответствен­ного секретаря нет ни заместителей, ни помощников. Он самосто­ятельно выполняет все обязанности, связанные с его должностью. И в отделах такой редакции обычно работает по одному журнали­сту. Нет здесь, как правило, штатных собственных и специальных корреспондентов, как и обозревателей. Отсутствуют и некоторые редакционные службы — группа проверки, архив и др. Но остают­ся все обязанности, связанные в крупных редакциях с этими службами


Глава 17. Менеджмент и редакция

Их вынуждены выполнять сотрудники редакции, входящие в ее маленький коллектив.

С вхождением периодических изданий в рыночную экономи­ку, изменением и ужесточением требований к ним, прежде всего к оперативности журналистской информации, начался процесс изменения структуры редакций. В его основе лежат в первую оче­редь экономические причины. Это стремление к повышению кон­курентоспособности издания и к сокращению расходов, связан­ных с его подготовкой, производством и распространением. Упро­стить процесс подготовки газеты или программы, избавляясь от всего, что его усложняет и замедляет, выпускать и распространять их быстрее, снизить стоимость производства — вот цели, которые ныне стоят перед менеджером и другими руководителями редак­ции. Эти цели определяют характер, направления и тенденции изменения структуры редакции. Сейчас уже можно определить эти тенденции. Они выражаются в разных формах.

Одна из них — укрупнение, а нередко и упразднение обыч­ных, прошедших, казалось бы, проверку временем и практикой творческих и технических подразделений. В редакции смело изме­няют характер отделов: вместо привычных отраслевых подразделе­ний создают структуры смешанного типа, чаще всего проблемные. Скажем, отделы промышленности и сельского хозяйства объеди­няют в один отдел экономических проблем. Это позволяет снять перегородки, разделявшие прежние отраслевые отделы, и усилить освещение общих для них проблем. Возможно, одновременно умень­шить количество сотрудников отдела, оставив сильнейших.

Нередко в редакции формируют несколько крупных секторов — экономический, политический, информационный и др., заменяя ими прежние отделы. Иногда же такой сектор становится формой объединения, сближения нескольких отделов, открывает перед ними возможности кооперирования их деятельности.

Структуру редакции изменяют, стремясь уменьшить количе­ство ступеней — уровней редакционной пирамиды. Так приходят к плоской структуре редакции. Уровни в этой структуре сокращают до минимума.

В редакции барнаульской газеты «Молодежь Алтая» ликвиди­ровали отделы, сохранив редакторат, редколлегию и секретариат. Всех сотрудников, прежде работавших в отделах, разделили на две группы. В первую вошли обозреватели (ими стали бывшие заведую­щие отделами), им вменили в обязанность подготовку крупных аналитических и проблемных публикаций. Вторую группу сформи-

12*


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

ровали из репортеров — бывших корреспондентов, работавших в отделах. Перед ними поставили задачу подготовки разнообразной оперативной информации. Каждому обозревателю и репортеру по­ручили вести определенные рубрики, связанные с разными тема­тическими направлениями выступлений газеты.

Плоская структура редакционного коллектива обладает рядом достоинств. Она сокращает путь прохождения управленческой ин­формации к каждому сотруднику — как к корреспонденту, так и снизу вверх — к ответственному секретарю и редактору. Укорачи­вается и путь прохождения текста на газетную полосу. С уменьше­нием количества уровней в этой структуре ускоряется и облегчает­ся управление коллективом.

Но вместе с тем выявляются и недостатки этой структуры. Один из них — во многом изменяются и усложняются задачи и обязан­ности руководителей редакции. Редактор и его заместитель вынуж­дены теперь сами заниматься оперативным управлением коллек­тивом, давать задания каждому сотруднику, контролировать их выполнение. Журналисты сдают им все свои оригиналы, и редак­тор сам знакомится с ними, определяет их судьбу и вместе с заме­стителем формирует номера. Ему приходится самому или в смену со своим заместителем вести каждый номер до завершения его выпуска. При этом нередко меняются функции и секретариата. Поскольку формированием номеров занимаются редактор и его заместитель, ответственный секретарь сосредоточивается на вер­стке и оформлении, руководит процессом выпуска. Журналисты редакции получают возможность решать все вопросы, связанные с подготовкой их материалов, непосредственно с редактором или его заместителем, но у последних из-за возросшей нагрузки не всегда хватает для этого времени.

И все же плоская структура редакции позволяет упростить весь процесс управления ее коллективом, ликвидировать ряд опера­ций, связанных с выпуском издания, ускорить принятие реше­ний, определяемых изменениями обстановки, в которой оно вы­ходит, как и их выполнение. И, что особенно важно, она открыва­ет возможности для разумной экономии средств, запланированных в редакционном бюджете.

Добавим, что в небольшой редакции, где работают всего не­сколько человек, плоская структура является подчас неизбежной, здесь ни к чему, да и не из кого выстраивать пирамиду. Одна из задач руководителя такого коллектива — продумать разделение труда в нем, распределив между своими немногочисленными подчинен­ными


Глава 17. Менеджмент и редакция

все обязанности, обеспечивающие подготовку и выпуск из­дания.

Изменяется не только творческая, но и техническая часть ре­дакции. Это связано, в частности, с оснащением редакций новой техникой. Переход журналистов и многих технических сотрудни­ков к работе на персональных компьютерах приводит к уменьше­нию роли машинописного бюро и даже к его исчезновению. Со­здание в редакции электронного банка данных изменяет роль биб­лиотеки и справочно-библиографической службы: необходимую ему информацию журналист может вывести на экран своего ком­пьютера из банка данных. Для обслуживания компьютерной тех­ники и других новых технических средств в структуру редакции могут ввести специалиста — техника или программиста. В крупных коллективах иногда создают отдел информатики, сотрудникам которого передают организацию работы, связанной с использова­нием новой техники.

В некоторых редакциях, стремясь уменьшить расходы, связан­ные с выпуском издания, даже ликвидируют корректорскую служ­бу, передоверяя функции корректоров компьютеру, снабженному соответственной программой. Но оказалось, что никакой компью­тер не в состоянии полноценно заменить грамотного человека и разобраться в смысловых и стилистических тонкостях — подобная реорганизация приводит лишь к появлению в опубликованных тек­стах множества грамматических и стилистических ошибок.

Успешнее оказались меры, направленные на снижение разме­ров оплаты типографских работ на выпуске издания. Создание в сте­нах редакции компьютерного центра позволяет производить в нем ряд производственных операций, начиная с набора текстов номера и заканчивая изготовлением печатных форм. Часто такой центр об­служивает несколько периодических изданий, что приносит редак­ции или ее издательству, где он размещается, немалый доход.

При централизованном способе выпуска небольших местных газет, когда их тиражи печатаются на крупном — областном или кустовом — полиграфическом предприятии, в редакцию такого издания включают оператора или выпускающего. Оператор пере­дает из редакции в типографию материалы номера и его макеты, а выпускающий, находящийся в типографии, руководит выпуском номера и подписывает его в свет.

Одно из важнейших направлений изменения структуры редак­ционного коллектива — возникновение в нем коммерческой части. Мы уже знаем, что деятельность создаваемых в рамках редакции и


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

за ее пределами коммерческих структур приобретает все большее значение для ее существования. Их количество и характер опреде­ляются возможностями редакции и, конечно, искусством редакци­онного менеджера. Обычно в первую очередь в коммерческой части редакции создают отделы рекламы и распространения, реже — из­дательский отдел. В крупных редакциях нередко организуют свое из­дательство, объединяющее несколько коммерческих подразделений. Иногда основывают и приредакционные структуры — малые пред­приятия и другие. Как правило (это мы уже знаем), коммерческую часть редакции возглавляет коммерческий директор — на правах одного из заместителей главного редактора.

Деятельность коммерческих структур приобретает столь важ­ное значение для издания, что нередко главный редактор берет руководство ими в свои руки. Это сейчас же сказывается на орга­низации работы редакции, подготовки и выпуска газеты или жур­нала. Не имея возможности в полной мере сочетать руководство выпуском издания и укреплением его финансовой базы, редактор все больше передает исполнение обязанностей, связанных с под­готовкой и выпуском номеров, своему заместителю. Если у редак­тора два заместителя или более, они становятся ведущими редак­торами, поочередно руководя формированием и выпуском номе­ров. При необходимости в роли ведущего редактора могут выступать и другие члены редколлегии.

Так, главный редактор столичного еженедельника «Коммер­сантъ» с основанием ежедневной газеты «Коммерсантъ-daily» и нескольких журнальных приложений, образовавших издательский дом, стал главным директором АО «Коммерсантъ», передав долж­ность главного редактора газеты одному из своих заместителей.

Образование подобного издательского объединения, охваты­вающего несколько однотипных или разнотипных изданий — газет, еженедельников, журналов — или газеты, выпускающей приложе­ния, открывает возможность создания пресс-группы — единого ин­формационного центра. Это еще одно перспективное направление изменения структуры редакционного коллектива. Единое эконо­мическое обеспечение выпуска всех периодических изданий, вхо­дящих в такую пресс-группу, подкрепляется единым информаци­онным обеспечением.

Организаторы информационного центра учитывают опыт по­добных структур (газетных синдикатов, агентств и т.п.), уже в те­чение многих десятилетий успешно действующих в журналистике США, Германии и других западных стран. Сотрудники такого синдиката


Глава 17. Менеджмент и редакция

или агентства обеспечивают десятки различных изданий самыми разнообразными материалами — от статей известных «ко­лумнистов» до оперативной информации.

Преобразование газетной редакции в информационный центр — первый шаг к созданию информационного агентства. Как показывает опыт информационного центра, обслуживавшего пе­чатные издания, входящие в пресс-группу «Коммерсанта», струк­тура коллектива при этом кардинально меняется. Она строится по нескольким уровням. На нижнем находятся корреспонденты цен­тра, которые выполняют поступающие к ним заказы на подготов­ку информации для того или иного издания, входящего в пресс-группу, — по определенной тематике и в определенном жанре. В обусловленный заказом срок эта информация поступает к дис­петчерам, которые поддерживают непрерывную связь с коррес­пондентами. Диспетчеры передают эту информацию на третий уро­вень — к редакторам, которые систематизируют ее, проводят пер­вичную обработку и оформляют в виде подборок в соответствии с требованиями конкретного издания. На очередном, четвертом уров­не работают выпускающие редакторы. Сюда поступают заказы из изданий, которые они передают вниз — корреспондентам. Веду­щие редакторы контролируют выполнение заказов, отвечают за их качество и соответствие требованиям каждой редакции, поддер­живают рабочие контакты со всеми сотрудниками, участвующими в поиске, обработке и обогащении информации, определяют для корреспондентов приоритетные темы и формы их материалов. К ним поступает информация сотрудников специальной группы монито­ринга, которые непрерывно ведут наблюдение за другими газета­ми, журналами, телевидением и радио, изучая их сообщения и публикации.

Создание информационного центра позволяет одновременно решать несколько задач. Во-первых, значительно уменьшить рас­ходы, связанные с подготовкой информации для нескольких из­даний, входящих в пресс-группу или подобное ей объединение. Во-вторых, сократить количество сотрудников, занятых ее обра­боткой. В-третьих, повысить оперативность поступления этой ин­формации в редакции. Наконец, открывается перспектива обслу­живания коллективом пресс-центра других периодических изда­ний, продажи им информации. Разумеется, интенсивность работы сотрудников пресс-центра возрастает, со временем возникает не­обходимость их тематической и жанровой специализации — в со­ответствии с особенностями изданий, которые они обслуживают.


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

Изменение редакционной структуры может приводить и к пре­образованию некоторых ее элементов в самостоятельные органи­зации. Стремление к увеличению доходов и сокращению расходов редакции побуждает ее руководство даже к созданию так называе­мого внутриредакционного холдинга. При этом не только коммер­ческие, но и творческие подразделения редакции получают статус самостоятельных экономических структур — со своим бюджетом, доходами и расходами (подробнее см. гл. 22).

Подобные структурные преобразования проводятся и в других редакциях. В результате, например, отдел рекламы, активизировав свою деятельность, нередко отделяется от редакции, превращаясь в рекламную фирму или агентство. По тому же пути могут пойти и другие коммерческие службы — редакционное информагентство и др., а также некоторые приложения, стремящиеся стать самостоя­тельными изданиями. Руководителям редакции, в частности ме­неджеру, не следует спешить с поддержкой подобных намерений. Сначала нужно просчитать, что выгоднее: что приобретет и что потеряет редакция, предоставив своей службе самостоятельность. Если потери превысят приобретения, отделению легко воспрепят­ствовать, отказав приложению или коммерческой службе в воз­можности получения ими статуса юридического лица. Но если от их самостоятельности редакция не потерпит ущерба, отделению не нужно препятствовать. Важно лишь обеспечить постоянный де­ловой контакт таких новых самостоятельных структур с редакци­ей, от которой они отделились, — с помощью соответствующих договоров и передачи редакции, по тем же договорам, определен­ной части их прибыли. Ведь еще долгое время эти самостоятельные предприятия будут нуждаться в помощи родной редакции. Для нее же этот процесс обретения самостоятельности некоторыми эле­ментами ее структуры раскрывает возможность благополучного разрешения психологически сложной проблемы, связанной с ми­нимизацией ее коллектива. Те из ее сотрудников, которые окажут­ся не в состоянии выдержать творческое соревнование с более спо­собными коллегами, могут перейти в новые, ставшие самостоя­тельными структуры.

С оснащением редакций электроникой и подключением их ком­пьютеров к сети Интернет возникло еще одно перспективное на­правление изменения редакционной структуры. Речь идет о выде­лении в редакции подразделения (отдела или службы) для подго­товки электронной версии печатного периодического издания. Опыт работы таких служб в редакциях «Известий», «Московских ново-


Глава 17. Менеджмент и редакция

стей», «Коммерсанта-daily» и других изданиях показывает, что они постепенно превращаются в полноценные редакции электронных газет со структурой, определяемой спецификой технических средств, используемых их работниками. Такая редакция может су­ществовать при ее непрерывной связи с печатным изданием, ко­торое остается первоосновой ее деятельности.

Структура телерадиокомпании и информационного агентства. Ее основные характеристики схожи с характеристиками структуры редакции печатного периодического издания. Здесь также пред­ставлены элементы важнейших частей коллектива — творческой, технической и коммерческой. Также формируется звено управле­ния, которому подчиняются подразделения звена исполнения. Так­же возрастает значение коммерческих структур, обеспечивающих выпуск издания. Но при общих основах каждый творческо-производственный коллектив отличается своими особенностями.

Они определяются спецификой СМИ и процесса создания его продукции — телерадиопрограммы, бюллетеня или вестника. Мно­гообразие видов телерадиокомпаний и агентств сказывается на конкретных характеристиках их структуры. Так, коллектив произ­водящей телекомпании построен несколько иначе, чем коллектив вещательной компании, их различия определяются, в частности, ролью продавца или покупателя, которую они играют на инфор­мационном рынке. Структуры общенационального информацион­ного агентства ИТАР-ТАСС и небольшого регионального агент­ства на первый взгляд имеют мало общего — сказываются разли­чия их задач и масштабов их деятельности. И все же, несмотря на эти особенности, руководители коллектива любого СМИ, опре­деляя его структуру, вынуждены исходить из предъявляемых к ней требований и принципов редакционной деятельности.

Деятельностью коллектива любой телекомпании, независимо от ее типа, руководят генеральный директор, генеральный про­дюсер и главный редактор, определяющие лицо компании, харак­тер ее продукции и распоряжающиеся ее финансами. Им подчиня­ются творческие объединения, создающие программы. Обычно та­кое объединение — группа тележурналистов: автор, режиссер, ведущий и др. — работает на определенном тематическом направ­лении — готовит новостные программы, художественные, спортив­ные и др. В творческое объединение включают представителей тех­нических подразделений — отделов операторов, звукооператоров и др., которые входят в техническую дирекцию, возглавляемую


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

своим директором. Исполнительный директор объединения конт­ролирует использование средств, предоставленных для подготов­ки программы. Руководителям коллектива подчиняются и коммер­ческие структуры: отделы или группы маркетинга, рекламы и др. Варианты подобной структуры коллектива можно встретить в большинстве телерадиокомпаний. На радио в нее включают под­разделения, связанные со спецификой СМИ, — радиостудии и др. А в информационном агентстве основными творческими подраз­делениями становятся редакции — тематические или региональ­ные. Такая редакция может включать несколько отделов, каждый из которых готовит информацию, связанную с какой-то стороной основного тематического направления или с частью региона. Она передается выпускающему, который формирует из нее тематичес­кие блоки для распространения.

Резюме

Менеджмент влияет на величину и состав коллектива редак­ции, компании, агентства. Оптимальную величину коллектива определяют исходя из его задач, характеристик издания и квали­фикации работников. Руководители редакции стремятся к мини­мизации ее величины, уменьшая количество штатных сотрудни­ков и привлекая нештатных работников.

Состав редакции зависит от типа СМИ и специализации ее сотрудников. Редакции изданий разного типа различаются соста­вом своих журналистов и технических работников. Менеджер спо­собствует руководителям редакции в проведении кадровой поли­тики — комплектовании, пополнении и укреплении коллектива. Для этого необходимо использовать все возможные источники ре­дакционных кадров и оптимизировать систему найма сотрудни­ков, используя достоинства срочных трудовых договоров — кон­трактов между работодателем и работником. Контрактная система при ее правильном использовании является мощным средством активизации работников редакции.

Важное направление редакционного менеджмента — оптими­зация структуры редакции. Она должна способствовать управле­нию коллективом, безотказной деятельности всех его подразделе­ний. Одним из факторов, определяющих эту структуру, являются принципы редакционной деятельности: функциональное разделе­ние труда в редакции, кооперирование труда и объединение его результатов, а также принцип единоначалия. Под воздействием


Глава 17. Менеджмент и редакция

этого и других факторов структурно редакция разделяется на час­ти: творческую, техническую и коммерческую.

С вхождением СМИ в рыночную экономику начался процесс изменения структуры редакционных коллективов. Тенденции это­го изменения: переход от пирамидальной структуры к плоской, ликвидация ряда технических служб, возникновение коммерчес­ких подразделений, преобразование редакции в пресс-группу, об­служивающую ряд изданий. Все это открывает возможности сокра­щения производственных расходов и получения дополнительных доходов.

С оснащением редакций электроникой и подключением ком­пьютеров к сети Интернет возникла возможность создания под­разделений, выпускающих электронные версии печатных изданий.

Структура телерадиокомпаний и информационных агентств определяется теми же требованиями и исходит из тех же принци­пов, что и структура редакций печатных периодических изданий. Однако специфика каждого СМИ сказывается в особенностях кол­лектива, производящего его продукцию. Это приводит к многооб­разию структуры производящих и вещательных телекомпаний, крупных центральных и небольших региональных агентств.

Вопросы для самопроверки

1. Как менеджмент способствует определению оптимальной вели­чины редакционного коллектива?

2. Каковы причины минимизации величины редакции?

3. Чем и почему различается состав редакций изданий разных ти­пов?

4. Какова цель кадровой политики руководителей редакции? Какие источники пополнения редакционных кадров они используют?

5. Какие системы договорных отношений используют руководители редакций? В чем особенности контрактной системы найма?

6. Назовите основные принципы редакционной деятельности.

7. Чем различаются пирамидальная и плоская структуры редакции? Каковы достоинства и недостатки каждой из них?

8. Каковы основные цели и тенденции изменения структуры редак­ционных коллективов?

9. Что такое пресс-группа и каковы ее достоинства?

10. Каковы особенности структуры телерадиокомпаний и информа­ционных агентств?


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: