Менеджмент и организация работы редакции

Управление редакционным коллективом должно обеспечить его нормальное функционирование. Чтобы добиться желаемого резуль­тата, следует учитывать несколько факторов. Среди них — тип СМИ и самого издания, особенности его целевой аудитории, размеры и состав редакции и, конечно, его структура.

Редакция функционирует нормально, когда ее коллектив обес­печил системность своей деятельности и добился ритмичности и цикличности выпуска периодического издания.

Все звенья, элементы редакции образуют систему, где все на­ходится во взаимозависимости. Выход из строя или даже просто сбой какого-либо элемента — плохая работа одного из отделов или технической службы — немедленно сказывается на деятель­ности всего коллектива, может привести к снижению уровня пе­риодического издания. Ухудшается освещение одного из важных тематических направлений газеты или на телевидении — снижает­ся эффективность их выступлений. Это скажется на реализации тиража, на поступлении доходов в редакцию. Даже недостатки ра­боты какого-либо одного журналиста или слишком долгое его от­сутствие в редакции будет отрицательно влиять на деятельность всего коллектива. Чтобы не допустить этого, руководству придется спешно давать задания другим сотрудникам — их нагрузка возрас­тет. Для того чтобы не нарушать ритм подготовки и выпуска изда­ния, опытный руководитель постарается предусмотреть возмож­ность взаимозаменяемости сотрудников и примет меры для замены

13-1349


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

ненадежного работника другим сотрудником, даже если это потребует дополнительных расходов.

Организация работы любой редакции характеризуется ритмич­ностью ее деятельности. Выпуск газеты или журнала, телерадио­программы производится через равные временные интервалы — час, день, неделю, месяц и т.д., в пределах заранее обусловленно­го времени. Ритмичность означает, во-первых, производство всех операций, связанных с подготовкой и выпуском периодического издания, в строгой, заранее обусловленной последовательности. Во-вторых, производство каждой операции в определенное вре­мя, к установленному сроку. И в-третьих, повторяемость этих опе­раций в определенный период, известный всему коллективу и прежде всего работникам, производящим данную операцию. Кол­лектив журналистов, готовящих на телеканале ОРТ очередную программу новостей, каждый день завершает свою работу к одно­му и тому же часу, а дежурная смена дикторов начинает эту про­грамму всегда в одно и то же время.

Неизменный и ровный ритм — свидетельство четкой работы коллектива, одна из гарантий отсутствия ошибок и сбоев, устра­нение последствий которых требует непредвиденных расходов вре­мени, энергии и финансовых средств. Поэтому забота о поддержа­нии ровного делового ритма в редакции — забота ее руководите­лей, в том числе менеджера.

Ритмичность редакционной деятельности непосредственно свя­зана с ее цикличностью. Эта деятельность состоит из нескольких повторяющихся циклов, каждый из которых обычно включает: подготовку номера или программы и их выпуск. В свою очередь каждая из этих частей состоит из нескольких этапов. Так, в подго­товку номера или передачи входят сбор информации, ее обработ­ка, формирование номера. Процесс выпуска номера или передачи также расчленен на несколько повторяющихся этапов. Подобная цикличность определяет всю жизнь редакционного коллектива: на том или ином этапе цикла внимание журналистов и технических сотрудников последовательно сосредоточивается на очередной за­даче — на сборе информации или ее обработке, на формировании номера или его выпуске. Следствием этого являются и определен­ные психологические особенности организации труда работников редакции, связанные с необходимостью быстрого переключения внимания с одной частной цели на другую.

Для редакционного коллектива немалое значение имеют и дру­гие временные циклы его деятельности, охватывающие значительно


Глава 18. Управление редакционным коллективом

более крупные периоды, в первую очередь недельный цикл. В тече­ние недели редакция ежедневной газеты выпускает определенное количество номеров, а творческие коллективы на телевидении и радио — определенное количество программ и передач, занимаю­щих заранее отведенное для них время. Номера недельного цикла различаются своим характером уже потому, что выходят в разные дни недели — рабочие и на выходные. Телерадиопрограммы смот­рят и слушают в разное время суток — утром, перед работой, днем — во время обеденного перерыва и в период работы, вече­ром в часы отдыха и отдельные программы даже ночью. Эта цик­личность обусловливает особенности организации работы редак­ций: использование различных тематических рубрик и форм пода­чи материалов и т.п.

При функционировании редакции учитывают и иные циклы — месячные, квартальные, годовые. Это связано с особенностями работы в различных областях экономики и культуры в разное время года, а также с существованием определенных сезонов, специфи­ческих периодов, когда деятельность целых отраслей экономики на­правлена на достижение определенных целей. Например, в весенние месяцы региональные СМИ, особенно местная печать, активно ос­вещают проблемы, связанные с проведением сева. А осенью они публикуют материалы, посвященные уборке урожая. Годовой цикл деятельности редакции складывается в процессе ритмично повто­ряющейся смены тематики и проблематики ее публикаций. Эта цикличность влияет на моделирование изданий, планирование работы редакции и на определение важнейших ее направлений.

Направления функционирования редакции. Системность, ритмич­ность и цикличность определяют характер функционирования ре­дакционного коллектива. Сама же его деятельность развертывается на нескольких важнейших направлениях — от сбора информации до выпуска периодического издания, содержащего переработан­ную информацию, и ее представления на рынке.

Перед руководителями редакции встает задача обеспечения непрерывного притока информации из всех возможных ее источ­ников. Характер этой информации зависит от типа издания и осо­бенностей его целевой аудитории. Для массового общественно-по­литического издания требуется разнообразная информация, кото­рой могут пользоваться представители самых разных социальных групп. Для делового издания важнейшее значение получает ин­формация, дающая представление о ситуации в различных сег­ментах рынка. А спортивное издание не может существовать без

13-


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

специфической информации о событиях в различных областях спорта. Всю эту информацию приходится добывать или покупать у различных ее источников.

Все источники информации делятся на две части: внутрире-дакционные и внередакционные. К первым относятся сами сотруд­ники редакции — репортеры и другие корреспонденты, которые наблюдают за событиями, беседуют с людьми и интервьюируют их, изучают документы, проводят расследования и используют другие способы и приемы получения информации. Иногда им при­ходится платить за информацию государственным органам, чи­новникам, негласным информаторам редакции и др. Значитель­ную часть этой информации сообщают собственные корреспон­денты издания.

К внередакционным источникам относятся прежде всего ин­формационные агентства, у которых редакция покупает информа­цию, которую нельзя получить другим путем. Какую-то часть ин­формации приносит в редакцию почта. Письма читателей, теле­зрителей и радиослушателей нередко содержат интереснейшую информацию, которую невозможно получить из других источни­ков. Со временем одним из важнейших источников информации для всех редакций становится сеть Интернет.

Значение этих источников информации неодинаково для раз­ных изданий. Для делового журнала или газеты, обычно не имею­щих своих собственных корреспондентов, важнейшим становятся информационные агентства, специализирующиеся на деловой информации. Для общенационального общественно-политическо­го издания повышается роль его собкоров. А для редакции неболь­шой местной газеты важнейшим источником информации оста­ются ее журналисты.

Оценка значения различных источников информации для кон­кретного издания, отбор важнейших из них и организация их эф­фективного использования — условия обеспечения редакции не­обходимой ей информацией. К ним ныне присоединяется еще одно условие: наличие денежных средств для приобретения этой ин­формации. Значение различных источников информации прихо­дится оценивать не только по ее качеству и соответствию интере­сам читателей или телезрителей, но и по ее рыночной стоимости. И если, например, без информации агентств изданию не обой­тись, это следует учесть, введя соответствующую расходную ста­тью в редакционный бюджет и уменьшив расходы на приобрете­ние информации из других, не столь важных источников.


Глава 18. Управление редакционным коллективом

Организовав непрерывный приток информации в редакцию, переходят к решению вопросов, связанных с ее использованием. Большую часть оперативной информации используют в очеред­ном и последующих выпусках издания. Оставшуюся не столь опе­ративную, но актуальную информацию, сохраняющую интерес для пользователей, хранят. Оптимальная форма ее хранения — редак­ционный банк данных. Ранее он представлял собой собрание раз­личных досье — тематических, региональных, персоналий и др., папок, куда закладывались информационные тексты, документы, вырезки из печатных изданий и другие материалы, которые могли понадобиться журналистам при подготовке их выступлений. С пе­реходом к компьютерной технике в редакциях создают электрон­ный банк данных. Он открывает широкие возможности для поиска информации даже перед пользователями сетью Интернет. В таком банке хранится информация, не содержащаяся в Интернете, — о местных событиях и деятелях, представляющая интерес лишь для конкретного издания.

При достаточно мощной компьютерной базе в редакции воз­можно создание информационно-поисковой системы (ИПС). Пост­роенная на ряде тематических, региональных и персональных про­грамм, она облегчит сотруднику редакции быстрое получение из банка данных информации, необходимой для его работы. Коррес­пондент найдет с ее помощью данные, обогащающие текст, над которым он работает, справку о публикациях на ту же тему или список связанной с нею литературы. Обозреватель получит сведения о политических или общественных деятелях. По требованию руково­дителей коллектива ИПС будет выдавать им сведения о работе твор­ческих и технических подразделений и служб редакции и даже каж­дого журналиста, а также, что не менее важно, информацию о состоянии финансовой базы издания и балансе редакции.

Создание электронного банка данных и ИПС потребует значи­тельных расходов. Эту задачу смогут решить лишь редакция или компания с прочной экономической базой. Но если финансовые возможности редакции ограничены, она сохраняет возможность подключения к электронному банку данных более мощной орга­низации. Например, в Москве к банку данных ИТАР-ТАСС за оп­ределенную оплату его информации.

На дальнейших этапах подготовки и выпуска периодического издания редакции придется решить задачу его моделирования.

Моделирование и планирование работы редакции. Разработка мо­дели — структуры редакции, ее работы, самого периодического


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

издания — газеты, программы, информационного бюллетеня — и процесса его выпуска — одна из предпосылок успеха в конкурен­тной борьбе после его выхода на рынок. Моделирование требует времени, сил, высокого профессионализма специалистов, кото­рые этим занимаются, и определенных расходов — оплаты их тру­да. Но без модели издания и работы его редакции она не имеет шансов удержаться в избранной ею информационной нише.

Разработав модель издания, учитывающую его тип, особенно­сти целевой аудитории, регион распространения и другие харак­теристики, руководители редакции могут в соответствии с нею организовать работу коллектива. Модель позволит им сократить время, силы и расходы, связанные с подготовкой и выпуском из­дания. Первая и важнейшая ее часть — содержательно-тематичес­кая модель — определит главные тематические направления пуб­ликаций издания, структуру и особенности его содержания. Она поможет установить системы жанров и рубрик его материалов. Вто­рая часть — композиционная модель издания — облегчит распре­деление его материалов во времени: по номерам недели или по дням и часам выхода программы в эфир, и в пространстве — по страницам номера газеты или журнала. Наконец, третья часть — графическая модель — даст основу для формирования постоянно­го внешнего «лица» издания. Хорошо разработанная модель изда­ния и работы редакции облегчает планирование ее деятельности.

В редакционном планировании происходят серьезные измене­ния. Выдвижение в большинстве периодических изданий на пер­вый план оперативной новостной информации — как социально-политической, так и коммерческой — привело к разрушению пре­жней системы редакционных планов. Ее основой являлись перспективные планы, разрабатывавшиеся на длительный пери­од — от квартала до полугодия и даже года. Отказ от перспективно­го планирования аргументируется прежде всего невозможностью определения перспективы политического и экономического раз­вития в условиях перехода общества к новой социальной системе, непрерывного изменения конкретной ситуации, в которой выхо­дят издания, и необходимостью быстрого ее отображения в их со­общениях. В результате столь осуждавшийся прежде метод подго­товки газетных номеров, заполняющихся материалами «с колес», доставляемыми корреспондентами в самый последний момент пе­ред формированием полос, стал во многих редакциях основным. Это привело к утверждению в изданиях «фактологической журна­листики», к отказу от публикации аналитических и проблемных


Глава 18. Управление редакционным коллективом

материалов, к исчезновению в периодике ряда жанров публицис­тики — очерка, обозрения, проблемной статьи и других. Одно из последствий подобной практики — использование в редакциях лишь некоторых видов оперативных планов: недельного и плана очеред­ного номера.

Однако столь крайнее сокращение периода редакционного пла­нирования привело к отрицательным результатам. Быстро умень­шается разносторонность публикаций. Господство на газетных по­лосах и в эфире лишь нескольких жанров оперативной информа­ции — заметок, интервью, отчетов, репортажей — неблагоприятно сказалось на масштабности и глубине анализа событий и ситуа­ций, о которых сообщают СМИ. Стало очевидным, что редакция даже ежедневного издания не может успешно решать встающие перед ней задачи, не представляя себе своей перспективы хотя бы на ближайший период — несколько недель или месяц. И если в самом деле невозможно предугадать развитие событий в ближай­шее время, то предвидеть направление этого развития и даже про­считать варианты изменений ситуации часто вполне возможно. Оказалось, что планирование тематических рубрик с помощью так называемого сетевого графика на несколько недель вперед и в но­вых условиях служит достаточно прочной основой для организа­ции работы редакции.

Разумеется, чем ниже периодичность выпуска издания, тем длительнее период планирования. В еженедельнике он составляет от двух недель до месяца, в двухнедельнике — от одного месяца до двух и т.д.

Определение оптимальной системы планирования, соответству­ющей современным требованиям и конкретным условиям, в ко­торых выходит издание, — одна из задач, которые приходится решать специалистам в области редакционного менеджмента.

Минимизация размеров редакционного коллектива и связан­ное с нею повышение интенсивности работы каждого журналиста и технического сотрудника повышает значение нормирования их труда и учета его результатов. Только установление минимальной количественной нормы материала, сдаваемого журналистом в очередной выпуск издания, при соблюдении высоких требований к его качественным характеристикам, может обеспечить ритмич­ную работу коллектива. Это средняя норма, определяемая руководи­телями редакции без учета индивидуальных особенностей каждого сотрудника. Значительно больший эффект может дать установление индивидуальной нормы, определяемой с учетом способностей и


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

возможностей журналиста. Такую норму можно было бы даже за­ложить в контракт, заключаемый с сотрудником редакции.

Особое значение нормирование получает в небольшой редак­ции. Срыв здесь задания даже одним журналистом может сказаться на всем процессе выпуска издания, задержать его и привести к выплате редакцией типографии финансового штрафа.

Введение норм в редакционную практику предполагает и учет результатов труда работников. Если в редакции нет возможности поручить выполнение этой обязанности одному из ее сотрудни­ков, то этим придется заниматься секретариату, работники кото­рого имеют наилучшее представление о вкладе каждого в подго­товку и выпуск издания.

Уровень периодического издания, его соответствие запросам аудитории и его рыночная стоимость в сильнейшей степени зави­сят от организации работы его редакции. Поэтому она должна ос­таваться одним из постоянных объектов внимания редакционного менеджера. Подобно тому, как главный редактор и другие руково­дители коллектива контролируют творческую эффективность орга­низации его деятельности, менеджер контролирует ее экономи­ческую эффективность. При сигнале о снижении доходов от реа­лизации издания, ослаблении его конкурентоспособности, уменьшении притока рекламы и т.п. он ищет причины этого, изу­чая рыночную конъюнктуру, конкурентные издания, свою газету или программу, а также проверяя соответствие организации рабо­ты редакции изменившимся условиям и требованиям. О результа­тах своих наблюдений он сообщает руководителям коллектива и рекомендует меры, необходимые для улучшения ситуации. Среди них — экономические меры воздействия на журналистов и других работников редакции, активизации, изменения величины, соста­ва и структуры коллектива, организации его работы.

Резюме

Редакция периодического издания — трудовой, производствен­но-творческий коллектив, система, элементами которой являют­ся творческие, технические и коммерческие сотрудники. Эта сис­тема функционирует лишь тогда, когда ею управляют. Условием эффективности управления редакцией является использование различных методов — политических, правовых, организационных (административных), психологических, экономических. Менеджер применяет экономические методы управления коллективом: регулирование


Глава 18. Управление редакционным коллективом

оплаты труда работников, размера гонораров за публи­кации, стимулирование лучших сотрудников и др. Наилучшие ре­зультаты дает сочетание материальных и моральных форм поощ­рения работников редакции.

Редакция функционирует нормально, когда обеспечены сис­темность, ритмичность и цикличность ее деятельности. Она разво­рачивается на нескольких направлениях — от сбора информации и ее хранения до выпуска издания. Приток информации в редакцию зависит от использования всех возможных ее источников. Оценка их значения и выбор для конкретного издания при учете стоимос­ти информации — условие правильного их использования.

Большая часть информации, получаемой редакцией, исполь­зуется в очередных выпусках издания. Остальная информация хра­нится в редакционном банке данных. Электронный банк данных позволяет создать информационно-справочную систему, которой может пользоваться любой журналист редакции.

Основой организации работы редакции является моделирова­ние издания, его выпуска и деятельности коллектива. Модели из­дания и работы редакции конкретизируются в редакционных пла­нах. В современной системе редакционного планирования исполь­зуются оперативные планы — недельный и план очередного номера.

Редакционный менеджер контролирует экономическую эффек­тивность организации работы редакции и при ее снижении при­нимает меры для устранения причин этого.

Вопросы для самопроверки

1. Что является элементами редакционной системы и каковы условия ее функционирования?

2. Кто участвует в процессе редакционного менеджмента и на каких уровнях?

3. Какими методами управления редакционным коллективом пользу­ются его руководители?

4. Какие экономические методы управления редакцией вы знаете?

5. Какими формами стимулирования сотрудников редакции пользу­ются ее руководители? А каковы формы взыскания за ошибки ра­ботников и нарушения журналистской этики?

6. Что означает системность, ритмичность и цикличность редакцион­ной деятельности?

7. Каковы важнейшие направления деятельности редакционного кол­лектива?

8. Какие источники информации используют в редакциях и какова их роль для разных СМИ?


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

9. Что учитывает редакционный менеджер при выборе источников информации для редакции?

10. Каковы цели создания редакционного банка данных?

11. Что такое информационно-поисковая система и как ее можно ис­пользовать в редакции?

12. Что можно и нужно моделировать в редакции? Как моделирова­ние издания влияет на организацию работы его редакции?

13. Какую роль в организации работы коллектива играет планирова­ние редакционной деятельности?

14. Каково значение нормирования труда сотрудников редакции и учета его результатов?

15. Как менеджер контролирует экономическую эффективность орга­низации работы редакции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: