double arrow

Журналист в редакционном коллективе

Часто говорят: каков редактор, такова и газета! С этим трудно не согласиться. Можно расширить это утверждение, сказав: како­вы журналисты в редакции, такова и газета. И это тоже будет спра­ведливо. Потому что все в газете, как и в журнале, в теле или


Глава 19. Экономические основы труда журналиста

радиопрограмме, в конце концов, зависит от журналистов — их культуры и профессионального мастерства, знаний и способнос­тей, опыта и инициативы. Поэтому руководители любой редакции так стремятся включить в ее состав опытного профессионала: он всегда принесет пользу изданию.

А чем руководствуется журналист, приходя в редакцию? Его выбор определяется несколькими стимулами. Первый из них — творческий, и для многих он имеет решающее значение. Это воз­можность интересной работы, творческого самовыражения, реа­лизации своих способностей. Второй стимул — идейный, и не нужно его недооценивать. Потому что журналист придет лишь в то изда­ние, позиция которого соответствует его взглядам на жизнь и об­щество. Впрочем, и не пригласят его в редакцию того издания, которое выступает против близких ему идеалов. Третий стимул — по порядку, но не по значению — экономический. Журналист идет в редакцию, для того чтобы зарабатывать, и по возможности хо­рошо зарабатывать — так, чтобы обеспечить жизнь себе и своей семье. И нередко именно этот стимул определяет его решение стать сотрудником издания, которое он выбрал.

Войдя в редакцию, журналист займет в ней какое-то место и будет играть здесь определенную роль. Во многом это зависит от его штатной должности. Она сразу очертит круг его задач и обязан­ностей. Если он станет корреспондентом одного из отделов редак­ции, то в первую очередь будет заниматься подготовкой материа­лов для издания, их редактированием, работой с авторами. Придя на должность заведующего отделом, будет значительную часть ра­бочего времени заниматься своими организационными обязанно­стями — планированием работы отдела, распределением заданий среди его корреспондентов, контролем за их выполнением. Став ответственным секретарем редакции или его заместителем, он почти все свое время должен уделять вопросам, связанным с управлени­ем коллективом и выпуском номеров.

Если же журналист не входит в штат редакции и работает на гонораре, он все равно выполняет определенные обязанности — ведет тематическую рубрику издания или просто пишет для него по заказу материалы определенной тематики или в каком-либо жанре. Но в любом случае, независимо от характера его обязанностей, журна­лист вступает в определенные отношения с изданием. А если он во­шел в штат редакции, то становится членом ее коллектива.

Необходимость подготовки коллективного произведения — но­мера газеты или телепрограммы — придает особый характер всей его


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

деятельности. С самого начала, когда он своей заявкой вносит вклад в общередакционный план работы; далее, когда получает задание, соответствующее одному из пунктов этого плана, затем в ходе сбора информации, отбора фактов на всем процессе подготовки публика­ции. Журналист учитывает опыт своих предшественников в разра­ботке той же темы, направление и цели деятельности других сотруд­ников редакции. Взаимозависимость — одна из важнейших особен­ностей работы журналистов, сотрудничающих в одной редакции. С особой силой она выявляется на телевидении и радио, где команда творческих и технических работников — творческое объединение или группа — создает цельную программу или передачу. Индивидуально-коллективный характер труда журналиста отличает его от деятельно­сти представителей других видов творческой деятельности.

В редакционном коллективе ему приходится выполнять ряд обязанностей на двух взаимосвязанных, но различающихся между собой направлениях. Одно из них — обязанности по отделу или другому творческому подразделению, в котором он работает. Здесь журналист непрерывно занят подготовкой определенного объема информации, сконцентрированной в его репортажах, статьях, за­метках и других материалах для издания. Он работает с авторами, редактирует их тексты и рукописи своих коллег, организует и про­водит встречи «за круглым столом» в редакции. Поочередно, а то и одновременно он выступает в роли публициста, редактора и орга­низатора. Комплексный, многофункциональный характер его труда, требующий разносторонних знаний, умений и способностей, оп­ределяет его сложность, но в то же время и привлекательность.

Другое направление — обязанности журналиста по редакции. Он участвует в редакционных летучках, выступая на них в роли обозревателя, дежурит на выпуске номера, работает с письмами читателей. Вместе со своими коллегами участвует в проведении кампаний и других редакционных акций. Времени у него всегда не хватает — одно задание сменяет другое.

У каждого журналиста свой участок работы, свои, известные ему и его руководителям задачи. Он ведет в своем отделе несколь­ко тематических рубрик, отвечает за освещение событий в каком-то регионе и в то же время готов выехать в любой момент в коман­дировку в роли специального корреспондента. Разделение труда в редакции и в отделе дает ему возможности для специализации на каком-то тематическом направлении, в каком-то жанре публици­стики. И в то же время он должен быть способен заменить своего коллегу по отделу, уехавшего в командировку или в отпуск, — вести его рубрики, встречаться с его авторами и информаторами.


Глава 19. Экономические основы труда журналиста

Если в редакции нет отделов, ответственность журналиста еще более возрастает: он ведет группу рубрик и сдает все материалы непосредственно ведущему редактору или в секретариат.

Как видим, нагрузка журналиста всегда велика и многообраз­на. Справиться с ней может лишь специалист-профессионал, об­ладающий способностями к этой нестандартной творческой дея­тельности, разносторонними знаниями и умениями. Но в связи с вхождением нашей прессы в рынок величина этой нагрузки и ха­рактер связанных с нею обязанностей существенно изменяются. Процесс этих изменений идет на двух направлениях и приводит к противоположным результатам. Их различия определяются эффек­тивностью деятельности редакции, ее успехами или неудачами на рынке периодических изданий.

Рынок и свобода журналистской деятельности. Войдя в систему новых взаимоотношений в редакционном коллективе, определяе­мую условиями рыночной экономики, журналист, с одной сторо­ны, немало приобретает. Прежде всего возрастает его свобода. Это означает в первую очередь свободу выбора. В несравненно большей степени, чем раньше, он волен выбирать ту газету или другое изда­ние, в котором хотел бы работать, позиция которого соответствова­ла бы его взглядам. Разумеется, и в новых условиях эта свобода отно­сительна и ограничена: возможность выбора, которой располагает журналист, широка в том городе, где выходит много изданий, но она сводится к минимуму там, где издаются одна-две газеты. И все же «колодок» прежних партийных, политических, государственных предписаний и норм не существует — их заменяет закон. Подчас журналист сам определяет, где он хотел бы работать. Однако реали­зация его желания зависит от работодателя — редактора газеты или директора компании, к которому он обращается или который при­глашает его на работу. Несомненно расширяются творческие воз­можности журналиста. Это определяется уже тем, что открылись многие прежде запретные темы, ранее закрытые города и регионы. Возникли не только новые тематические направления, но и новые типы периодической печати, например деловая или конфессиональ­ная пресса. Плацдарм для творческого самовыражения быстро рас­ширяется.

Исчез цензурный пресс, так стеснявший и ограничивавший деятельность журналистов. Правда, на место партийной и государ­ственной цензуры встает самоцензура, подчас еще более требова­тельная и строгая, но формы и последствия ее выявления теперь зависят уже от самого журналиста, от его профессионализма, его нравственных норм.


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

И, что важно, для журналиста, работающего в редакции, рас­крываются возможности укрепления его социальной защищенности. Подчеркиваем: для журналиста, хорошо работающего в редакции издания, имеющего крепкую финансовую и материальную базу, за­нимающего прочные рыночные позиции. Для журналиста, пользую­щегося авторитетом в коллективе и уважением его руководителей.

Одним из главных его приобретений стала возможность лично влиять результатами своего труда на популярность издания, в ко­тором он выступает, на укрепление его экономической базы и улучшение своего материального положения. Он, естественно, вхо­дит в процесс редакционного менеджмента и поддерживает его.

Многие журналисты наконец получили возможность хорошо зарабатывать. Их труд, их знания, способности и таланты получа­ют не только моральное признание, но и полновесную материаль­ную оценку. Чем лучше работает сотрудник редакции, тем заинте­ресованнее ее руководители в результатах его труда и тем более весомой становится его оплата.

Работники экономически крепкой редакции чувствуют себя в таком коллективе защищенными от социальных бурь, у них воз­никает чувство уверенности в завтрашнем дне. Это их важнейшее приобретение. Руководители такого коллектива могут рассчиты­вать на полную творческую отдачу своих работников.

Однако у процесса изменения места и роли журналиста в ре­дакционном коллективе есть и другая сторона. Эти изменения мо­гут привести его — и нередко приводят — к серьезным потерям. Самая большая из которых — потеря чувства уверенности в своем будущем. С усилением конкуренции на рынке периодических изда­ний, в процессе поисков возможностей сокращения расходов, свя­занных с подготовкой и выпуском номеров и программ, в ходе минимизации размеров редакционного коллектива перед частью сотрудников встает реальная угроза сокращения. Конечно, снача­ла это коснется слабейших, тех, кто приносит изданию наимень­шую пользу, — талантливых профессионалов постараются сохра­нить. Но если выпуск издания окажется нерентабельным, оно пе­рестанет приносить прибыль и возникнет опасность прекращения его выхода, перед всем коллективом редакции или компании мо­жет открыться печальная перспектива ее ликвидации. Тогда каж­дый ее сотрудник, независимо от его квалификации, столкнется с необходимостью поиска работы.

Главная задача редакционного менеджмента — предотвратить возникновение подобной ситуации.


Глава 19. Экономические основы труда журналиста

К этому присоединилась и потеря иллюзий, возникших у жур­налистов в результате политических и экономических перемен в России. Принятый в 1991 г. Закон о средствах массовой информа­ции в РФ действительно освободил все периодические издания от цензуры. Журналисты получили право свободно публиковать ин­формацию о всех фактах и событиях, не составляющих государ­ственную тайну, и выражать свое мнение. Но не потребовалось большого времени, чтобы радость по этому поводу сменилась ра­зочарованием. Оказалось, что место прежней партийной — поли­тической и идеологической цензуры постепенно заполняется но­вой — экономической цензурой.

Оказалось, что правы те, кто утверждал, что полной свободы творчества в журналистике не существует. Свобода журналистско­го творчества всегда относительна. И всегда ограничена. И в но­вых, рыночных условиях журналист, как и прежде, ограничен — особенностями и запросами своей аудитории, позицией его изда­ния, программой и целями его учредителей, типом издания и т.д. Более того, информационный рынок наложил на все это свои огра­ничения. Требования редакционного менеджмента ставят перед жур­налистом новые барьеры, которые ему трудно преодолеть. Если рань­ше он думал о том, как отнесется к его критической статье секре­тарь парткома, то теперь размышляет над тем, не обидит ли его выступление постоянного рекламодателя или, еще хуже, спонсо­ра его издания. Или не приведет ли публикация его репортажа к отказу части читателей покупать газету и к падению ее тиража...

Новая, экономическая цензура столь же сурова, как прежняя. Она лишь действует не столь явно, у нее нет своего Главлита — специального органа, осуществлявшего беспощадную проверку всего, что выходило на печатные страницы или в эфир. Она доби­вается своего более тонко, ничего открыто и грубо не запрещая, использует лишь советы, рекомендации и предупреждения. Но менеджер, который при поддержке редактора и других руководи­телей издания следит за экономическим эффектом публикаций журналиста, всегда найдет возможность вмешаться в его планы и намерения, если посчитает, что они могут нанести ущерб финан­совому положению редакции. Рынок диктует свои законы.

Журналист может лишь констатировать возникновение этой столь неприятной для него ситуации. И принять ее, действуя в соответствии с ее особенностями. Изучать опыт зарубежных кол­лег, которые неплохо к ней приспособились. И утешаться тем, что требования менеджмента, экономическая цензура все-таки пре-


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

доставляют ему более широкие возможности, чем прежняя — по­литико-идеологическая цензура. В конце концов, у сотрудника, не желающего принять рекомендацию менеджера, сохраняются пра­во и возможность попытаться отстоять свое мнение. По тому же Закону о средствах массовой информации он имеет возможность снять свою подпись с материала, если он не согласен с правкой его текста. И даже отказаться от выполнения задания редактора, если посчитает, что оно противоречит его взглядам. Но и у редак­тора остается право в таком случае отказаться от его услуг. Никто такого журналиста не репрессирует и не лишит возможности про­должать в другой редакции свою профессиональную деятельность, как это нередко бывало в прошлом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: