Объект государственного управления

Объект государственного управле­ния не менее сложен, чем субъект. Хотя оба понятия относятся к общественной деятельности и отношениям человеческих коллек­тивов и личностей, однако содержание и их структуры различ­ны. Структурными элементами управляемого объекта являются материально-производственная деятельность общественных субъек­тов, связанные с нею общественные отношения, различные обще­ственно значимые виды социальных работ, политической, куль­турологической и других форм деятельности, жизненно важных для существования и развития общества. В отличие от субъекта управления структурные элементы объекта характеризуются вза­имосвязями, детерминируемыми не управляющей системой, а за­кономерностями общественной системы, в частности разделением общественного труда, социально-классовой структурой, объектив­ными потребностями людей, их общими и классовыми интересами, системой ценностей, состоянием общественного сознания, на­конец, внешней средой обитания человеческих сообществ.

Здесь методологически важен анализ особенностей объекта государственного управления: по­нимание границ управляющего воздействия на общество; выде­ление конкретного объекта в той или иной сфере деятельности общества; выявление его особенностей, включая возможности сознательной активности, мотивацию его поведения. Он будет более глубоким, если вести его в плане субъектно-объектных отношений. Таким образом, объект государственного управления представляет собой целостную систему.

В качестве управляемых со стороны государства (его органов) выступают те общественные отношения, виды деятельности и со­циальные роли, которые непосредственно связаны с воспроизвод­ством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей. На «выходе» управляемых объектов возникают потребительские ценности, способные удовлетворять разнообразные частные и общественные потребности, поддержи­вать и укреплять существование человека и всей системы его свя­зей с обществом и природой.

При этом в общественных отношениях, различных видах деятельности и многообразных социальных ролях государ­ство управляет не всеми, а только теми их проявлениями, сторона­ми, взаимосвязями, которые имеют значение для всего общества, относятся к реализации всеобщих потребностей, интересов и це­лей.

В управляемой общественной системе в компонентно-структурном отношении выделяются три основных уровня управляемых объектов:

- человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и об­щественной деятельности, в своей целостной социально-продук­тивной активности;

- коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности;

- общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной ак­тивности людей и их объединений.

Условно можно сказать, что на первом уровне реализуются соци­альные роли, на втором - виды деятельности, на третьем - виды общественных отношений. Различные уровни управляемой систе­мы находятся во взаимосвязи, в постоянном взаимодействии, в за­висимости друг от друга.

Управляемая система может быть также охарактеризована и в со­держательном срезе, т.е. в зависимости от общественных функций, выполняемых ее различными элементами. Критериями такого разграничения выступают, во-первых, цели и направления функ­ционирования (деятельности) управляемых объектов; во-вторых, содержание их основной (главенствующей) по характеру деятель­ности; в-третьих, материальные, социальные и духовные результа­ты деятельности, посредством которых главным образом выража­ются их воспроизводственные функции (значение для жизни людей), и, в-четвертых, преобладающие закономерности их функ­ционирования и организационной формы.

В соответствии с основными сферами общества и указанными критериями управляемые объекты подразделяются на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные. Управляемыми являются и политические объекты, но тут существуют свои тонкости, поскольку политические отно­шения, явления и процессы выступают, с одной стороны, управля­емыми государством, а с другой - управляющими самим государ­ством.

В большинстве экономических управляемых объектов осущест­влено непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства. В них потребляются природные ресурсы, средства производства, рабочая сила, причем независимо от форм собственности, и одновременно создаются новые продукты произ­водственного и непроизводственного назначения. На эти объекты влияют следующие моменты: природная среда, состав и качество природных ресурсов, уровень развития производительных сил, на­учно-технический прогресс, тип общественных отношений и их уровень, степень трудовой, социальной и интеллектуальной разви­тости человека и др. Состояние и продуктивносгь экономических управляемых объектов характеризуют в главном уровень развития общества и возможности государственного управления в нем.

Социальные управляемые объекты (объекты, как принято гово­рить, социальных услуг либо социального обслуживания) осущест­вляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здо­ровья человека, его физическое развитие, организацию до­школьного, школьного, высшего и специального образования, на создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых усло­вий, обеспечение коммуникациями и поддержание других важ­ных взаимосвязей, в которых выражается процесс воспроизвод­ства и общения человека.

К духовным управляемым объектам относятся те организацион­но представленные проявления активности личности, коллекти­вов, общностей людей, посредством которых осуществляется как духовно-теоретическая деятельность - выработка идей и взгля­дов, мировоззренческих представлений, эстетических и этических ценностей и т.д., так и духовно-практическая - освоение вырабо­танных духовных продуктов сознанием (особенно массовым) лю­дей, повышение их образовательного и культурного уровня, ис­пользование духовных идеалов, норм, ценностей в повседневной жизни.

Наличие политических управляемых объектов обусловлено не­сколькими причинами. Во-первых, тем, что сфера политики и сфе­ра государственного управления не совпадают полностью друг с другом, не накладываются одна на другую: политические интере­сы реализуются не только через государственное управление, так же как и государственное управление занято решением не только политических проблем. Во-вторых, политическая деятельность, которая, хотя и направлена, в конечном счете, на управление государ­ственными и общественными делами и в этом, собственно, и выра­жается, имеет более широкий смысл, ибо включает в себя теорети­ческую деятельность в сфере политики, деятельность по формиро­ванию политического сознания людей, политическую пропаганду и агитацию, политическую организацию. В-третьих, политическая деятельность в своем, так сказать, фундаменте осуществляется в гражданском обществе и выступает относительно самостоятель­ной по отношению к государству. Поэтому в качестве политических управляемых объектов можно назвать: деятельность научно-исследовательских учреждений в области изучения политических проблем; обеспечение функционирования структур политического просвещения, пропаганды, агитации и информирования; конституирование форм, процедур и других механизмов демократии и т.д.

В системе управления существуют две стороны.

Субъективный момент управления наиболее явственно предстает в следующих звеньях цепи «цели – решения - действия», где цели предстают уже как осознанные, «подготовленные» к формулирова­нию в решениях. А объективную основу характеризуют явления «потребности - интересы - цели» управления и звенья ее перехода в субъективное.

Таким образом, социальный механизм формирования и реализации государ­ственного управления может быть выражен через следующую, опосредованную государством, единую цепь взаимосвязанных и последовательно детерминированных общественных явлений: «потребности – интересы – цели – решения – действия - ре­зультаты».

Результаты есть возврат по принципу обратной связи к потреб­ностям - удовлетворение последних.

Цепь данных общественных явлений позволяет решать ряд тео­ретических и практических проблем государственного управле­ния. Она раскрывает объективную основу управления, переход объективного в субъективное, его возврат в объективное в процессе реализации управления.

В итоге можно сделать следующие выводы, основополагающие для дальнейших рассуждений и раскрытия системности государ­ственного управления:

- содержание и формы, функции и структура управляемых объ­ектов непосредственно (генетически) обусловливаются объектив­ными естественно-природными и социально-историческими усло­виями и закономерностями;

- специфика (параметры) каждого управляемого объекта и его место в общественной жизнедеятельности определяются целью, со­держанием, технологией и другими проявлениями осуществляемо­го им или в нем труда;

- кооперированный и коллективистский характер современного (специализированного) труда придает сложное строение управляе­мым объектам, которые в общественной системе выступают в опре­деленных (и развивающихся) организационных формах (предпри­ятия, учреждения, организации и т.д.);

- управляемые объекты в силу их человеческой природы способ­ны к целеполаганию своей активности, к ее приспособлению и сти­хийной саморегуляции, к сознательному самоуправлению;

- в системе государственного управления (единстве субъекта и управляемых объектов) управляемые объекты выполняют главную функцию воспроизводства общественной жизни и по этой причине являются определяющими (объективными детерминантами) по от­ношению к государственным органам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: