В государственном управлении формы управленческой деятельности - наиболее важные элементы, так как посредством их материализуется реализация компетенции государственных органов. Формы управленческой деятельности представляют собой внешние, постоянно и типизированно фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности. По формам мы можем судить о том, что и как делается в государственных органах по осуществлению их компетенции.
Обычно среди форм государственно-управленческой деятельности выделяют:
1) установление норм права;
2) применение норм права;
3) осуществление организационных действий (оперативно-организаторская работа);
4) осуществление материально-технических операций.
Выделяют две группы форм:
1 - правовые, посредством которых фиксируются управленческие решения и действия, имеющие юридический смысл (установление и применение правовых норм);
|
|
2 - организационные, связанные с осуществлением определенных коллективных либо индивидуальных действий (оперативно-организационных и материально-технических операций).
1. Правовые формы управленческой деятельности используются главным образом при подготовке, принятии и исполнении управленческих решений. Здесь важно, чтобы основные управленческие действия, операции, прогнозные оценки, экспертизы, статистические обобщения, информационные сведения, социологические данные, законодательные нормы и другие материалы, лежащие в основании управленческих решений, были четко документированы, т.е. представлены в должной правовой форме.
Соблюдение правовых форм необходимо также и при исполнении управленческих решений. Это правила доведения решений до исполнителей, вплоть до их росписей с указанием даты получения; типовые документы об оперативном и контрольном информировании хода исполнения; акты проверок и статистические сведения; материалы анализа и оценки вновь возникшей управленческой ситуации и многое другое, что требуется для того, чтобы иметь достоверное знание о качестве государственного управления. То есть правовые формы придают «материальную» выразимость управленческой деятельности, что способствует ее совершенствованию и измерению с точки зрения эффективности проведения в жизнь целей и функций государственного управления.
2. Особое место занимают организационно-правовые формы, констатирующие тот факт, что в государственных органах многие правовые формы являются юридически корректными только в случае их принятия посредством установленных организационных форм. Строгие организационные процедуры действуют в соответствии с регламентами при принятии правовых актов представительными органами государственной власти и местного самоуправления. Они значимы и в деятельности коллегиальных органов исполнительной власти, а также в органах судебной власти. Нарушение таких организационных форм делает ничтожными соответствующие правовые акты.
|
|
Организационные формы - это способы свободного коллективного поиска оптимального варианта решения какой-либо управленческой проблемы. В отличие от правовой формы, где выражено одностороннее волеизъявление уполномоченного на реализацию компетенции государственного органа, в организационных формах представлены различные точки зрения и подходы, обсуждения и дискуссии, компромиссы и согласования. Здесь в принципе на равных должны предлагаться идеи, вводиться многообразные знания, взвешиваться альтернативы.
В управленческой практике используется много организационных элементов: сессии, заседания, совещания, конференции, оперативки и т.д. Все можно сгруппировать следующим образом:
- организационные действия;
- организационные мероприятия;
- организационные формы;
- организационно-правовые формы;
- организационные структуры.
Каждая группа отличается своим набором организационных элементов, местом и ролью в управленческой деятельности и в государственном управлении.