Основные задачи контроля за соблюдением зе-
мельного законодательства, охраной и ис-
пользованием земель состоят в обеспечении ис-
полнения установленных требований (норм, правил,
нормативов) пользования землей, в проверке выпол-
нения мероприятий по охране земель органами госу-
дарственной власти, местного самоуправления, юри-
дическими лицами, их должностными лицами, а также
гражданами. Данный контроль является всеобщим
(охватывает все категории земель и распространя-
ется на всех собственников, землевладельцев, зем-
лепользователей и арендаторов земельных участков)
и постоянным (не ограничен какими-либо сроками).
Контроль за рациональным использованием и охра-
ной земель осуществляется государством в лице
его уполномоченных органов и должностных лиц, а так-
же иными (невластными) субъектами - обществен-
ными организациями, собственниками земельных
участков, землевладельцами, землепользователями,
арендаторами.
Государственный контроль за использовани-
|
|
ем и охраной земель призван обеспечить испол-
нение земельного законодательства, соблюдение
установленных требований, выполнение мероприятий
по охране земель органами государственной власти,
местного самоуправления, юридическими лицами, их
должностными лицами, а также гражданами. В свое-
временных условиях государственный контроль за
рациональным использованием земель приобретает
еще большее значение, чем раньше.
Законодательство о земельной реформе предостав-
ляет собственникам, землевладельцам, землепользо-
вателям, арендаторам широкие права по самостоятель-
ному хозяйствованию на земле. Такая деятельность не
должна, как указано в ст. 36 Конституции РФ, наносить
ущерб окружающей природной среде и нарушать права
и законные интересы иных лиц. Углубление земельной
реформы и формирование новых земельных отношений,
основанных на введении частной собственности на зем-
лю, при сохраняющемся потребительском отношении
к ее использованию вызывает необходимость усиления
государственного контроля за использованием и охра-
ной земель.
Муниципальный.земельный контроль за ис-
пользованием земель на территории муници-
пального образования согласно ст. 72 ЗК РФ осу-
ществляется органами местного самоуправления или
уполномоченными ими органами. Муниципальный зе-
мельный контроль за использованием земель на тер-
ритории муниципального образования осуществляет-
ся в соответствии с законодательством РФ и в порядке,
установленном нормативными правовыми актами ор-
ганов местного самоуправления.
Общественный земельный контроль имеет не-
|
|
малое значение для сохранения благоприятной окру-
жающей природной среды. Активная деятельность при-
родоохранных организаций по предотвращению
нарушения земельного законодательства, по принятию
мер к восстановлению нарушенных природных комп-
лексов способствует восполнению пробелов в надле-
жащем исполнении требований земельного законода-
тельства по охране земель.
Производственный земельный контроль со-
гласно ст. 73 ЗК РФ осуществляется собственником
земельного участка, землепользователем, землевла-
дельцем, арендатором земельного участка в ходе
осуществления хозяйственной деятельности на зе-
мельном участке.