double arrow

Использование интеллектуальной собственности (ИС) на предприятии. Использование ИС в процессе конкурентной борьбы на рынке наукоемких технологий


Прибыльность предприятия и его перспективы определяются прежде всего способностью производить конкурентоспособную продукцию. Это достигается за счет использования новых технических решений и применения новейших технологий. Пока у фирмы имеется пакет патентов на изобретения (продукты и технологии), внедрённые в продукцию, которую она выпускает, фирма может оставаться монополистом на рынке в течение срока действия патентов. Когда же он истекает, конкуренты могут беспрепятственно использовать эту технологию. Бывший монополист начинает быстро терять доходы, так как падает цена на его продукцию. Если у фирмы нет новых, более перспективных патентов на основную продукцию, она может удержать падение цен на продукцию за счет вложения денег в укрепление торговой марки и расширения известности фирменного наименования.

Самое лучшее, что может сделать фирма для обеспечения своей многолетней монополии в будущем, это не только патентование объектов ИС, но и создание своих брендов.

ИС используется как наступательное и оборонительное оружие в конкурентной борьбе. Например, TEXAS INSTRUMENTS в 1985 году перешла от оборонительной тактики, то есть простого патентования, к наступательной, и стала преследовать в судебном порядке конкурентов, нарушающих ее права на ИС. Урегулирование исков в судах позволило ей получить дополнительные доходы, направленные на новые разработки. За 7 лет она получила около $1,2 млрд,




Патентная монополия создателей изобретений и ноу-хау является платой общества за развитие НТП. Если рассматривать патент только как средство блокирования действий конкурентов, то и в этом случае в перспективе выигрывает все общество, так как патент, сама информация об изобретении чрезвычайно полезны и для общества, и для отдельных потребителей. И если какая-либо фирма получит от государства право управления одним из секторов товарного рынка, то она уверенно выходит на режим получения сверхприбыли. Используя пакет патентов, фирмы высоко- развитых стран с его помощью защищают тот сектор рынка, где они работают. Благодаря обладанию этим пакетом они могут получить прибыль на 40% больше прибыли других участников этого сектора рынка.

Для монополизации определенного сектора рынка требуются десятки патентов. Это минимум, который позволяет удерживать самые скромные позиции в конкурентной борьбе. Но если сектор рынка имеет емкость равную миллиардам долларов, то такой пакет вырастает до 100 и 1000 патентов, то есть чем больше емкость рынка, тем больше должен быть пакет патентов.







Сейчас читают про: