Вопрос1: утверждение ислама среди башкир


Бесправное положение, лишение земель в пользу при-шлого населения, уплата неимоверных налогов, выполне-ние различных повинностей в пользу власти золотоордынских ханов вызвали серьезные изменения во всех сферах жизни башкирского народа. Они, прежде всего, коснулись общественных отношений, ибо новые исторические усло-вия XIII-XIV вв. на Южном Урале сложились как форма господства и эксплуатации башкир со стороны правите-лей Золотой Орды.
Другим важным изменением в жизни башкир XIII- XIV вв. явилось завершение процесса перехода к религии ислам. Как известно, он начался в X в. и к началу XIII в. значительная группа башкир исповедовала новую религию.
По мере усиления эксплуатации росло сопротивление покоренных народов власти золотоордынских ханов. Что-бы облегчить себе задачу удержания их в повиновении, они обратились за помощью к исламу, проповедующему своим последователям покорность, божественное проис-хождение власти хана и сложившихся отношений между бедными и богатыми, между завоевателями и покоренными.
Принято считать, что окончательное утверждение среди башкир ислама как идеологии феодального общест-ва происходит в 20-30-е гг. XIV в. и связано с именем золотоордынского хана Узбека. Распространение ислама он превратил в официальную политику своего государства.
Оно сопровождалось гонением на местные древние религии, активным строительством мечетей и принуждением людей.
Своеобразным отзвуком происшедшей тогда смены религий является возникновение в XIV в. в различных местах Южного Урала своеобразных памятников раннемусульманской культуры - монументальных мавзолеев из камня и кирпича над могилами знатных людей. Один подобный мавзолей хорошо сохранился до наших дней близ д. Нижние Тирмы на р. Дема. Он построен из хорошо обтесанных камней. Основу его составляет прямоуголь-ник размером 6,6x6 м. На высоте 1,8 м стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. Мавзолей имеет небольшой прямоугольный при-строй, служивший входом. Толщина стен более 1 м, а вы-сота до купола - 8м.
Копией этого мавзолея являлся мавзолей Хусейн бека близ станции Чишма. Оба мавзолея по форме и технике строительства напоминают мавзолеи Золотой Орды в Сред-нем Поволжье XIV в. и, скорее всего, были построены мастерами - выходцами оттуда.
В южных районах Башкортостана, на территории Оренбургской и Челябинской областей открыты разва-лины почти 10 мавзолеев XIV-XV вв., сложенных из обожженного кирпича. К их числу, например, относится мавзолей Бэндэбикэ, который, судя по сохранившимся преданиям, построен над могилой женщины, носившей это имя. Она была глубоко уважаемым человеком, призывала к дружбе между башкирами и казахами, в частности, к прекращению взаимных набегов. В знак уважения баш-киры построили мавзолей, богато украсив его стены сложным орнаментом, выведенным путем использования разноцветных кирпичей.
Строительство мавзолеев из камня и кирпича стоило огромных затрат, поэтому оно было доступно только очень крупным феодалам, сосредоточившим в своих руках ог-ромные богатства.
Мавзолеи из кирпича в степной зоне Южного Урала по форме и технике строительства ничем не отличаются от сотен подобных памятников, разбросанных на терри-тории Казахстана и Средней Азии.
В окончательном утверждении ислама в стране башкир роль своеобразного центра сыграли города Золотой Орды в Среднем Поволжье. Сохранились различные пись-менные источники, свидетельствующие о том, что в булгарских городах обучались представители башкир. В них, в частности, отмечается, что "последователи Ибрагим сын Исмаил и другие с pp. Сармасан и Кармасан учились в Булгарах и обратили в ислам здешние башкирские племе-на". Одним из первых распространителей ислама среди горных башкир (бассейн р. Ай) был некий Аиткул, сын Заида и другие, которые "возвратись домой обратили в ислам свои юрты". В источниках упоминается о моги-лах и именах проповедников ислама вблизи устья р. Уфа, р. Мензеля, в зауральских районах.
Другим центром проникновения ислама оставались государства и города Сред-ней Азии и Нижнего Поволжья, с которыми поддержи-вались постоянные торгово-экономические (хозяйственные) и культурные связи в ходе осуществления ежегод-ных перекочевок с юга на север.
Под влиянием мусульманства среди башкир на-чинается распространение арабского письма, о чем свидетельствуют возникшие в XIV в. тексты каменных плит над могилами извест-ных тогда людей. Одна из них принадлежит человеку по имени Хусейн бек, кото-рый умер в 1339 г. и погребен под одноименным мавзолеем.
Помимо мавзолеев на Южном Урале археологами ис-следовано более 10 рядовых кладбищ башкирских пле-мен XIII-XIV вв. Материалы исследований показывают, что абсолютное большинство умерших в них было уже погребено по мусульманскому обычаю: без вещей, в узких могилах, головой на запад, лицом на юг.
В то же время археология на материалах своих па-мятников точно фиксирует многочисленные случаи, когда умерших хоронили с серьезными отклонениями от орто-доксального мусульманского погребального обряда. На-пример, во многих из них обнаружены языческие пережитки в виде остатков роскошной одежды из привозных шелковых тканей, украшений (височные подвески, зерка-ла) и других предметов. Эти примеры свидетельствуют о том, что мусульманская религия полностью не вытеснила в быту, в сознании тогдашних башкир традиционные обряды и религиозные представления, сложившиеся в глу-бокой древности под влиянием языческой религии.

Вопрос2: политика царского правительства в Башкортостане в XVI-XVII вв.

о второй половине XVI в. политика правительства; в крас полностью соответствовала условиям присоединения. Не нарушались земельные и другие права башкир, Не случайно Уфа - первый царский город в Башкирии был основан лишь после получения согласия коренных жителей Возникновение города Уфы стало очень заметным событием. Появление города отвечало интересам и правительства, и башкир. Правительству город был нужен для организации управления краем, укрепления там своих позиций Башкиры нуждались в нем, прежде всего как в месте уплаты ясака, ибо они вынуждены были ездить платить ясак в далекую Казань. Кроме того, башкиры надеялись получить военную помощь от гарнизона нового города для отражения нападений ногайцев и калмыков. Поводом для основания Уфы стало обращение башкир к Ивану Грозному в 1573 г. с просьбой о строительстве на их землях города. Жители Минской волости указали удобное место на правом берегу Белой у устья Уфимки. В 1574 г. отряд русских служилых людей и башкиры основали здесь небольшую крепость. С 1586 г. Уфимская крепость превращается в город. Новый город стал местопребыванием воеводы. Он управлял Башкирией, опираясь; на гарнизон. Гарнизон состоял из 5-6 дворян, 15-18 мелких служилых людей (воротники, пушкари, переводчики, сторожа, кузнецы) и 150 стрельцов. В XVII в. политика царизма в Башкирии меняется. Официально, на словах, власти заверяли башкир в своей верности условиям присоединения. Об этом свидетельствуют грамоты и указы, направленные башкирам в 1664, 1682 и 1694 гг. На самом деле в начале XVII в. правительство встало на путь нарушения этих условий. В первую очередь стали нарушаться земельные права башкир, В Башкирии по решению правительства начали; строить крепости и другие пункты. В самом конце XVI в. на северо-западе края на земле башкир Гайнинской волости появляется крепость Оса. В середине и во второй половине XVII в. во владениях башкир Казанской дороги: строятся крепости Мензелинск, Новошешминск, Кичуевск, Заинек и Бирск, несколько позже - Алексеевск и Сергиевск. На территории Табынской волости Ногайской дороги возникает Соловарный городок. Во второй половине XVII в. на землях башкир Сибирской дороги основываются Исетский, Китайский, Колчсданский и другие остроги, Шадринская, Терсютская, Арамильская, Усть-Миасская, Окуневская, Чумлякская, Теченская и другие слободы. Всего к началу XVIII в. в различных районах Башкирии имелся 31 укрепленный пункт. При их основании власти не только не спрашивали согласия башкир, но даже не ставили их в известность об этом. Крепости строились, несмотря на недовольство и сопротивление хозяев земли башкир. Земли вокруг крепостей раздавались офицерам, дворянам, чиновникам, стрельцам и казакам. В Башкирии появляются христианские монастыри. В конце XVI в. на левом берегу р. Камы вблизи с Никольского основывается Преображенский, около г. Осы Спасо-Преображенский монастыри. В первой половине XVII в возникают вблизи с. Челны - Богородицкий, в Уфе- Успенский мужской и Христорождественский женский, около Соловарного городка - Вознесенский монастыри. В 1664 г на р. Исеть строится Долматовский монастырь. Все перечисленные монастыри имели земельные владения. Они вначале захватывали башкирские земли, затем от властей получали документы о закреплении их за собой. Земельные владения в Башкортостане имели и крупные монастыри центральных районов и Среднего Поволжья. На рубеже XVII-XVIII вв. началось изъятие башкирских земель под заводы. В это время на территории Салжиутской волости Сибирской дороги были основаны казной Каменский и Уктусский заводы. Каждый из них занял земли и леса 20-30 верст кругом. Наряду со служилыми людьми в Башкортостан переселялись и русские крестьяне. В описываемое время царское правительство к самовольным крестьянским переселенцам в целом относилось отрицательно. Но, стремясь использовать русское население для укрепления своих позиций в крае, оно не всегда преследовало беглых русских крестьян. Крестьяне превращались в жителей дворцовых и государственных сел и деревень. Они занимали башкирские земли частично самовольно, частично - по договоренности с коренными жителями. В конце XVI в. на территории Казанской и Осинской дорог возникли села Рождественское, Николо-Березовка и Ново-Никольское. В первой половине XVII в. появляются села Челны, Пья-ный Бор, Каракулино на берегу р. Камы, Красный Яр, Богородское, Дуванеи, Енгалыш, Покровское (Сорвиха), Вознесенское (Чесноковка), Токмак и Архангельское вблизи г. Уфы. Во второй половине XVII в. села и деревни стали возникать в Зауралье около крепостей и слобод. Таким образом, из-за строительства крепостей, острогов, монастырей, заводов, сел и деревень башкиры потеряли часть своих земель. Это привело к уменьшению пастбищ, бортных лесов, охотничьих угодий, мешало нормальному ведению скотоводческого хозяйства, сокращалось поголовье скота, ухудшалась жизнь башкир. После вхождения Башкортостана в состав Российского государства башкиры, за исключением тарханов, были обложены налогами. Они платили в казну 2 вида поземельных податей: первый, основной налог, ясак, который являлся податью с земельных владений; второй, дополнительный, который платился с особо выгодных угодий с бортных лесов, с бобровых гонов, с рыбных ловель. Ясак платился в первое время шкурами куниц и лисиц, позже с конца XVII в. постепенно заменялся деньгами. Вторая подать, которую условно можно назвать оброком, вносилась за бортные угодья медом, за бобровые гоны- мехами бобров, за рыбные ловли - деньгами. В среднем ясака на одного плательщика приходилось 25 коп. в год. Для того времени эти деньги представляли значительную сумму. Например, чтобы заработать 25 копеек, взрослому мужчине надо было трудиться в течение трех месяцев. Таким образом, ясак был тяжелой повинностью для башкир. В начале XVIII в. произошло очередное увеличение налогов. В 1704 г. направленные из Москвы в Уфу специальные чиновники, так называемые прибылыцики*, обязали население платить оброк с кожи каждой битой или погибшей лошади, с домовых ульев, с бань, с мельниц, с дуг и хомутов, печей, мостов, прорубей, ворот, окон, погребов и т. д. Рыбные ловли и бортные леса подлежали переоброчке. Но начавшееся восстание вынудило царизм отменить новые налоги. Башкиры выполняли в пользу государства некоторые повинности. Самой тяжелой из них была военная служба. По условиям договора о присоединении к Русскому государству башкиры должны были охранять юго-восточные границы края. Из-за частых нападений южных и восточных соседей - казахов, калмыков, сибирских татар - башкирские отряды почти круглый год несли здесь сторожевую службу. Кроме того, башкиры участвовали во всех войнах России на западных рубежах. Известно участие башкирской конницы в Ливонской войне при царе Иване Грозном в последней четверти XVI в. Башкирские воины в составе Второго ополчения участвовали в освобождении Москвы от польсколитовских завоевателей в 1612 г. Затем башкиры приняли участие во всех последующих войнах России в XVII-XVIII вв.: в войне с Тур-цией, в Крымских и Азовских походах конца XVII в., в Северной войне, в войнах с Речью Посполитой и Пруссией в 60-90-х годах, русско-турецких войнах второй половины XVIII в. Военную службу башкиры несли полностью за свой счет. Каждый воин должен был иметь несколько боевых лошадей, оружие, обмундирование. Ежегодно многие башкиры, находясь на сторожевой службе, в случае войны - на войне, отрывались от своих хозяйств, а некоторые вовсе не возвращались. Все это делало военную службу тяжелой и разорительной обязанностью. Часты были жалобы на непосильность военной службы. Иногда рядовые общинники отказывались участвовать в военных походах. Нелегкой была и подводная гоньба. Башкиры возили на своих лошадях сборщиков ясака, целовальников, приставов и других представителей местной администрации, отвечали за состояние дорог.

* Прибылыцики - чиновники, которые придумывали новые налоги и облагали ими население.

Русские крестьяне несли такие же налоги и повинности, что и население центральных районов. Основной повинностью бобылей и тептярей являлся ясак, размер которого соответствовал примерно башкирскому ясаку. В первое время после присоединения правительство и церковь не вмешивались в религиозные дела башкир. Но с середины XVII в. делались некоторые попытки христианизации башкир. В 1681 г. царские власти и церковники приступили к их насильственной христианизации. В ответ башкиры взялись за оружие. Правительство вынуждено было отказаться от своих планов. В начале XVIII в. власти вновь вернулись к этой политике. В 1704 г. было предложено башкирам строить мечети по образцу христианских церквей, а религиозные обряды приблизить к христианским и т. д. Башкиры восприняли подобное требование как шаг к христианизации, были сильно обеспокоены. Начавшееся восстание вновь заставило правительство временно отказаться от своих намерений. Итак, царизм не добился заметных успехов в христианизации, но его неоднократные попытки в этом направлении настораживали башкир, вызывали их недовольство. Добровольное присоединение к России в известной мере влияло на формы и методы управления краем. Было сохранено старое деление Башкортостана на 4 крупные области - "дороги", а также на племена и роды, которые стали называться волостями. Волостями управляли башкирские феодалы. Продолжали функционировать йыйыны (народные собрания), на которых представители волостей решали важные вопросы. Но уфимские воеводы допускали произвол и насилие в отношении коренного населения, особенно при решении земельных споров с дворянами и мелкими служилыми людьми, при сборе налогов. В течение второй половины XVI-XVII вв. с башкир брали заложников в знак обеспечения их верности. Управление и суд вели только на русском языке, что также вызывало недовольство башкир. Итак, царское правительство в Башкортостане проводило двойственную политику. На словах заверяя башкир в своей верности условиям присоединения, бно фактически с конца XVI- начала XVII вв. встало на путь их нарушения. В крае проводилась политика феодального и национального угнетения. Восстания XVII - начала XVIII вв. являлись ответом народных масс на такую политику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: