Вопрос2: новые религиозные движения в России

Никогда раньше за столь короткий срок в России не появлялось такого множества новых религиозных движений, как за последнее десятилетие. В изданной в 1912 г. "Настольной книге для священнослужителей" перечисляются и рассматриваются вероучения и обряды 209 "расколов, ересей и сект", дано определение 32 философским и "противным христианству" направлениям. В 1997 г. миссионерский отдел Московской патриархии публикует справочник "Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера". В нем содержится анализ 101 группы и объединения, претендующей называться религиозными.
Сравнение упомянутых изданий обнаруживает существенные различия в характеристиках новых религиозных движений в России начала и конца XX в. Значительная часть приводимых в "настольной книге" "расколов, ересей и сект" (свыше 60%) восходит к культурным и религиозным традициям России. В то же время в обширном списке религиозных групп и объединений, содержащемся в "справочнике" 1997 г., не более чем у 5 прослеживаются связи с вероучительным и культурным наследием народов России. Подавляющее же большинство зародилось в среде, чуждой сложившимся религиозным взглядам и образу жизни россиян.
Широкое распространение новых религиозных движений в России наблюдается в конце 80-х гг. К факторам, благоприятствующим появлению религиозных новообразований, следует отнести глубокий кризис, а затем и распад существовавшей экономической и идеологической системы. Последствия происходящих перемен выбивают у многих миллионов людей почву из-под ног, порождают чувства страха и неуверенности. Отсюда проистекают и воспроизводятся противоречия между стремлением человека к лучшей жизни и реальными фактами социального бытия. К тому же в условиях инфляции, безработицы, преступности, разрыва связей между поколениями многие люди разочаровываются в светских идеологиях, в их способности обеспечить преобразование общества в интересах большинства населения. Эти и другие противоречия порождают потребность в целостном, стабильном мировоззрении, контуры которого, разумеется, различаются в зависимости от социального положения, профессии, возраста и т.д. Плохо совместимый с "диким" рынком духовный поиск части россиян пытается найти прибежище в коммуне, в коллективе "братьев-единомышленников", создаваемых новыми религиозными движениями. Почти все действующие в России религиозные новообразования предлагают собственные проекты радикального переустройства мира "здесь и сейчас"; как правило, эти рецепты исправления людей и общества отличаются простотой и доступностью, что делает их привлекательными для молодежи.
Возникновению и распространению новых религиозных движений в России в немалой степени благоприятствовало возобладавшая в церковно-государственных отношениях и в средствах массовой информации установка о религиозном плюрализме как фундаменте реальной свободы совести и непременном условии принадлежности государства к категории демократических. Данная установка была положена в основу закона РСФСР от 25 октября 1990 г. "О свободе вероисповедания". В соответствии в этим законом государство проявляет терпимость к самому широкому спектру религиозных взглядов и убеждений своих граждан. Гарантируется не только свобода выбора вероисповедания, но и право на беспрепятственную смену религиозных убеждений.
Доля успеха проповедников и миссионеров новых религиозных движений обусловлена недостаточной активностью миссионеров "исторических религий". Кроме того, некоторые традиционные церкви ассоциировались у части российского населения, главным образом молодежи, с институтами, где верующие лишь пассивно участвуют в богослужении и соблюдении обрядов, а жесткие уставы не дают возможности для самовыражения, тем самым направляя духовные искания к альтернативным формам религиозности.
Как и на Западе, вероучительные доктрины новых религиозных движений в России отличаются большим разнообразием. Одни из них заявляют о следовании иудо-христианской традиции, другие иудо-христианские традиции сочетают с компонентами различных религий и философско-этни-ческих систем. На российской территории получили распространение вероучения, сформированные на основе восточных религий. Немало россиян являются последователями движений, не имеющих четко сформулированного вероисповедания. Действуют в России и группы последователей неоязычных и сатанинских учений.
Действующие в России новые религиозные движения различаются по месту их зарождения. Некоторые объединения и группы возникают за пределами России и "импортируются" на российскую землю. Религиозные новообразования данного типа появляются и получают распространение в результате усилий иностранных миссионеров. На первых порах (а иногда и более продолжительное время) они опираются на материальную и организационную поддержку "материнских организаций". К числу новых религиозных движений зарубежного происхождения относятся "Церковь объединения", Саентологическая церковь, мормоны, "Церковь Христа" и т.д.
Зарубежные центры, направляющие в Россию миссионеров для распространения вероучения того или иного религиозного движения, несут солидные затраты. При этом значительные средства расходуются как на содержание миссионеров, так и не реализацию различных проектов, в том числе образовательных и благотворительных.
Большинство крупных, структурированных религиозных движений зарубежного происхождения проникло в Россию из США, а не из стран и регионов своего возникновения. В Соединенных Штатах Америки они научились успешно работать в условиях рыночной экономики, своевременно реагировать на спрос и потребности потенциальных последователей. Активность зарубежных миссионеров мало чем отличается от рекламы товаров и услуг, к которым постепенно начинают привыкать россияне. В этом отношении большой густонаселенный город создает наиболее благоприятные условия для миссионерских способов распространения нетрадиционных религий, поскольку психология рынка рекламы проявляется у населения крупных городов несравненно сильнее, нежели у сельских жителей и жителей небольших городов. Кроме того, преобладание в товарной массе предметов иностранного производства способствовало космополитизации сознания и стандартов поведения населения, в первую очередь молодежи, влияя в том числе и на выбор веры. "Иностранное происхождение" религиозных групп их уже не смущает и не отпугивает.
Внимание к религиям "иностранного происхождения" нередко было продиктовано общим интересом к жизни Запада и зарубежного Востока. Характерно, что многие российские адепты новых религий раньше изучали иностранные языки, знакомились с традициями иноземной философии, культуры и религии. Этот интерес особенно усилился после 1985 г., когда появилась возможность непосредственных контактов и общения с зарубежными миссионерами.
К наиболее распространенным новым религиозным объединениям, возникшим на "российской" почве, принадлежат "Церковь Божией Матери Державная", "Церковь последнего завета", последователи учения Порфи-рия Иванова, неоязычные группы.
Объединения и группы, образующие новые религиозные движения в России, не имеют одинаковых параметров. Одни из них находятся на стадии формирования вероучения и культовой практики, другие обладают разработанной догматикой и обрядностью. Некоторые представляют собой аморфные образования, объединяющие не более 20 последователей, другие жестко структурированы и насчитывают тысячи последователей.
Социально-демографические характеристики последователей новых религиозных движений в целом близки к соответствующим показателям сторонников этих движений в США и Западной Европе. Значительную часть неорелигиозных образований составляет городское население.
Пик успешного распространения и активности новых религиозных движений в России приходится на 1989-1993 гг. Но уже и тогда стали заявлять о себе силы, противостоящие нетрадиционным религиозным группам, - вне зависимости от того, возникли ли он на российской почве или были импортированы из-за границы. И хотя эти силы имели неодинаковые мотивы противостояния неорелигиям, все они были едины в одном: многочисленные религиозные и псевдорелигиозные движения наносят вред обществу и личности, поэтому их деятельность должна быть ограничена или запрещена.
Летом 1993 г. Верховный Совет РСФСР предпринял попытку законодательно ограничить деятельность зарубежных религиозных объединений. Специальный комитет внес поправки к действующему тогда закону "О свободе вероисповедания", предусматривающую государственную поддержку исторически сложившихся в стране религий. Так, в соответствии с новой формулировкой ст. 14 закона "О свободе вероисповедания" "правом на занятие религиозно-миссионерской, издательской и рекламно-про-пагандистской деятельностью зарубежные организации, а также лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, не пользуются". Данная поправка была принята Верховным Советом РСФСР, однако по известным причинам политического характера, новой формулировке ст. 14 не суждено было войти в действие.
Наиболее влиятельной и активной силой, противодействующей распространению новых религиозных движений в России, является Русская православная церковь. В концентрированной форме отношение русского православия к религиозным неообразованиям выражено в определении Архиерейского собора "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме" (декабрь 1994 г.). Эти организации объявляются несовместимыми с христианством, а люди, разделяющие учения этих сект, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от "православной церкви". Вместе с тем Архиерейский собор предостерегает от отождествления ложных взглядов и их носителей. Неэтичное отношение к последним оценивается как несовместимое с христианским учением.
Для более результативного противодействия новым религиозным движениям при Московском патриархате создан миссионерский отдел. На него возложены задачи установления причин, способствующих появлению религиозных новообразований, а также разработка рекомендаций православному духовенству и миссионерам по предотвращению распространения новых религиозных движений.
Как и в зарубежных странах, новые религиозные группы в России столкнулись с противодействием родителей, дети которых стали ревностными последователями новых верований. В 1992 г. в Москве был создан "Комитет по спасению молодежи", состоящий из родственников лиц, считающих себя пострадавшими от наиболее радикальных нетрадиционных движений. Свои основные задачи "Комитет по спасению молодежи" видит в оказании медицинской, юридической и материальной помощи пострадавшим от нетрадиционных религий. Комитет содействует родителям и родственникам в поисках их родных, покинувших семьи под влиянием псевдорелигиозных сект.
В 1994-1995 гг. сфера деятельности родителей, выступающих против новых религиозных групп, существенно расширяется, аналогичные комитеты образуются в Санкт-Петербурге.
Деятельность новых религиозных объединений регулируется соответствующими нормами Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997 г.), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Российское законодательство провозглашает равенство всех религиозных образований и не проводит различия между религиями новыми и старыми, традиционными и нетрадиционными. Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" запрещает воспрепятствование осуществлению права на свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением религиозных чувств.
В то же время последователи новых религиозных движений могут стать религиозной организацией (и тем самым получить правоспособность юридического лица) лишь по прошествии 15 лет. Исключение делается для тех, кто входит в уже существующие централизованные религиозные организации, в этом случае регистрация осуществляется автоматически.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: