Внутренняя политика 2-й четверти 19 в

Александр I умер 19 ноября 1825 г. Его наследником был брат Константин, ко­торый отказался от престола в 1819 г., и в 1824 г. Александр I подписал манифест о передаче престола Николаю.

Царствование Николая I (1825-1855) началось с расправы над декабристами. Сделав для себя выводы о причинах этих событий, Николай I принялся за укрепле­ние полицейско-бюрократического аппарата. Ограничив компетенцию Сената и Го­сударственного Совета, он стремился к максимальному сосредоточению власти в своих руках и проводил государственную политику, минуя министерства и ведомст­ва. Император создал собственную канцелярию, на которую была возложена задача управления государством.

Так называемое 2-е отделение занималось соединением воедино и системати­зацией российских законов. Этой задачей занимался профессор Петербургского университета М.А.Балугьянский. В 1849 г. к работе подключился М.М.Сперанский. Были подготовлены «Полное собрание законов Российской империи» и «Свод зако­нов Российской империи». В этих труда были изложены действующие законы Рос­сии, без новшеств и радикальных изменений.

3-е отделение выполняло функции политического надзора над государственны­ми учреждениями. Его исполнительным органом был жандармский корпус, возглав­ляемый А.Х.Бенкендорфом. Страна была поделена на 8 округов во главе с жан­дармскими генералами.

Начались гонения на периодическую печать, просвещение и научную среду. В 1826 г. по указанию Николая I был издан цензурный устав. В 30-годы было запреще­но издание «Литературной газеты» А.А.Дельвига, закрыты журналы «Европеец», «Московский телеграф» и «Телескоп». Особенно усилилась реакция в последние годы правления Николая I. Напуганный революционными событиями в Европе 1841 г. монарх переходит к политике жесточайшей реакции и бюрократизма. Вводится строгий надзор над университетским образованием. В 1828 г. было учреждено 4-е отделение, которое занималось управлением учебными воспитательными и благо­творительными учреждениями.

Последовали репрессии в сфере образования. В 1828 г. был введен принцип сословности в просвещении. Начальные и приходские школы предназначались кре­стьянам, в уездных школах получали образование горожане, гимназии были отданы дворянам. Переход в высшую ступень был отменен. Университетский устав 1835 г. ограничивал автономию учебных заведений и передавал руководство делом про­свещения в руки попечителей учебных округов.

Министр народного просвещения С.С.Уваров пропагандировал просвещение, в основе которого были народность, православие и самодержавие. Поощряя просве­щение, Уваров стремился пресечь нежелательные тенденции в духовном развитии страны. Правительственную концепцию идейно обосновали профессора Московско­го университета М.П.Погодин и С.П.Шевырев. Искажая реальную действительность, они противопоставляли Россию «гниющему Западу», видя в этом пример патрио­тизма.

Наибольшее внимание правительство Николая I уделяло крестьянскому вопро­су. Причиной этому были частые (более 500 случаев) крестьянские волнения. Сам император признавался, что считает крепостничество величайшим злом, но отказы­ваться от него сиюминутно было бы злом еще большим. В 1837-1841 гг. видный государственный деятель П.Д.Киселев провел реформу деревни. Были созданы органы самоуправления для государственных крестьян. Однако положение поме­щичьих крестьян изменилось незначительно, указ 1843 г. разрешил помещикам от­пускать крестьян на волю с предоставлением им земли в аренду.

Стремясь к укреплению власти, правительство Николая I усиливало роль дво­рянства в управлении государством. Закон 1831 г. повысил ценз дворянства в сис­теме местного самоуправления и ограничил его состав от проникновения предста­вителей других сословий.

Реакционная политика Николая I не смогла предотвратить распространения де­мократических идей и антикрепостнического движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: