Митрополит Филипп I (1464-73 гг.)

Годы правления надо знать! Феодосий, уходя на покой, указал приемника. Кандидатура его была согласована с Иваном III. Им оказался Суздальский еп. Филипп. И собор епископов утвердил Филиппа. При нем осложнились отношения с Константинополем. Наступил и формальный разрыв с греческой Церковью. (Когда избирали Филиппа, то русские долго извинялись, что, дескать, мы и не думаем отделяться.) Поводом к тому послужило возвращение в православие Киевского митрополита Григория Болгарина в 1470 г. Константинопольский патриарх Дионисий (несомненно православный) Григория Болгарина объявляет всероссийским главой митрополии. Московские власти встревожились. Они хотят утвердиться в церковной самостоятельности. Иван III распорядился не пускать в Москву ни послов Григория, ни его самого, объявив, что греки отступили от православия и отрекаются от патриарха «чужа и отреченна».

Еще Москву волнует наметившийся церковный и политический сепаратизм Новгорода. Когда преставился верный Москве св. Иона, на выборах победил также москвофил Феофил. Провалившийся на выборах оппонент, бывший ключник покойного Ионы, Пимен, высказывал намерение отдаться латинам. Толпа его растерзала. Низы были за Москву, а верхи за Польшу. Но партия Марфы Борецкой, Марфы Посадницы, заключила договор с королем Казимиром (1447-92 гг.), согласно которому гарантировалось самостоятельность Православной Церкви в Новгороде.

В 1471 г. Иван III выступил против Новгорода. Митрополит Филипп просит быть князя великодушным. Битва на Шелони 14 июля 1471 г. решила участь Новгорода. В результате поражения новгородцы отказались от всякого отношения с Литвой. А Марфа была сослана в Нижний Новгород и пострижена в Девичьем монастыре. Сын Дмитрий казнен, а Феодор сослан в Муром, недалеко от Нижнего.

Папа не отставлял потуг подчинения Русской Церкви. В 1473 г. Иван вступил во второй брак с Софьей Палеолог, воспитанницы папы. У Ивана взыграло честолюбие. Брак с племянницей последнего византийского императора Константина XII давал шанс объявить себя наследником византийских императоров. Константин XII погиб. У него было два брата, одного звали Фомой, Софья — дочь Фомы. Вот эти два брата имели феодальные владения в Греции. Но убежали они не в Грецию, а в Италию. Среди них была и Софья.

Так на что же рассчитывал папа? Навязать России унию, и ввязать ее в войну с турками Папский легат Антоний, спутник Софьи, хотел войти в Москву с преднесением крыжа (латинского креста). Протест митрополита Филиппа (обещал другими воротами покинуть Москву), сорвал латинскую демонстрацию победы над православными. Кардинал понес еще один моральный урон. Он отказался от богословского диспута с православными. Иван закрепляет свои успехи. А именно, Москву посетил брат Софьи Андрей и отказался от прав на императорский престол в пользу великого князя (есть мнение, что он отказался в пользу Карла VIII).

В 1498 г. Иван III венчал своего внука Димитрия на царство. Димитрий — сын Ивана молодого, который умер рано. Мария, первая жена Ивана III умерла от водянки. Софья привезла с собой библиотеку и трон императорский. На нем короновались все русские царицы вплоть до Александры. Папа дал в приданное всю Морею, Пелопоннес и «всю ту землю, которую завоевали турки, с тем, чтобы русский король отвоевал ее». / Очень щедрый дар!/

Митрополит Филипп решил построить храм, собор, достойный наследника византийского престола. Старый Успенский Сбор обветшал (заложен в 1326 г.), его стены были подперты бревнами, с контрфорсами в русском духе.

За образец нового храм был взят Владимирский Успенский собор, но с прибавкой в полтора сажен во всех трех измерениях. Постройка храма была поручена московским мастерам. А вы знаете, у нас из камня строить не умели. Начато весной 1472 г. Кладку фундамента и стен повели вокруг старого собора и только когда они были сложены, старый собор был разобран до основания, а гробы митрополитов перенесены на новые места за исключением раки святителя Петра. Филипп скончался 5 апреля 1473 г. когда собор был складен до половины. Окончание строительства совершилось при его преемнике Геронтии.

Геронтий (1473-79 гг.) поставлен в Петров день, а спустя 10 месяцев, 20 мая, строящийся московский храм рухнул. Великий князь пришел в гнев, в гневе уволил всех строителей, даже простых рабочих. Иван Грозный бы замуровал! Москвичи объяснялись, что, дескать, трус, а еще плохой скрепляющий материал. Тогда решили пригласить псковичей, которые живут на границе с Западом и имеют много крепких каменных храмов. А зодчим пригласили итальянца Аристотеля Фиораванти. Он был, прежде всего, инженером и прославился переносом храмов на новые места. А во-вторых, он был фальшивомонетчиком и сидел в ту пору в тюрьме. Так вот он с радостью принял предложение.

Он отправился изучать русское храмостроительство во Владимир на Клязьме. Отправился посмотреть на Успенский собор. Кто построил Успенский собор во Владимире? Итальянцы, фрязи или великие мастера каменных дел. Так что Фиораванти изучал опыт своих предшественников. Раки святых были унесены в церковь Иоанна Лествичника. Новый собор был закончен к августу 1479 г., освящение состоялось 12 августа 1479 г.

После торжества освящения Ростовский архиепископ Вассиан Рыло (очень любил рыть пруды) и Чудовский архимандрит Геннадий наговорили князю Ивану III, что будто митрополит нарушил предание Русской Церкви и, совершил крестный ход против солнца. Князь так разгневался, что митрополит удалился в Симонов монастырь и обещал покинуть святительство, если князь не «побьет ему челом». Князь уступил и послал сына бить челом. Он просил Геронтия вернуться на престол, но Геронтий отказал. Тогда пришлось самому князю отправиться просить прощения. Митрополит решил отмстить Вассиану и Геннадию. Он придрался к тому, что вышеназванные лица после обеда испили воду, тем самым, нарушив пост. Митрополит заглючил Геннадия в «ледник» (погреб). Иван постарался защитить своего угодника и выпечаловав архим. Геннадия, указав на пример чудотворца митрополита Фотия, который простил такой грех.

В другом деле проиграл в тяжбе митрополит Геронтий. В 1478 г. митрополит передал Кирилло-Белозерский монастырь из ведения Ростовского архриеп. Вассиана князю Верейскому Михаилу Андреевичу. Вассиан пожаловался князю Ивану. Великий князь собрал епископов, архимандритов, которые, конечно поддержали князя. Князь истоптал митрополичью грамоту, и монастырь остался во владениях архиеп. Вассиана.

Несмотря ни на что, Геронтий остался усердным советником князя в политических делах. Наступил 1480 г. Хан Ахмат решил наказать Ивана III. До слуха хана дошла дерзость Ивана, что он посмел басму ханскую изорвать, изодрать, потоптать и изрубить послов ханских. Не только отказался поднести послам кумыс, но даже изодрал хартию. Когда баскаки взялись за сабли, то был изрублены в куски. Когда услышал о том хан, то направил большое войско к Москве. Это войско стояло на реке Угре, готовое переправиться через нее. Иван III поспешил к Угре, чтобы преградить дорогу Врагу, но Иван III был несмел. Вы, помните, как писал Ключевский? — «В жилы вошел страх перед татарами» — и Иван III колебался. Об этом стало известно Вассиану и Геронтию и, не смотря на то, что отношения между этими владыками были натянутыми, они оба осудили нерешительность Великого князя. Иван III уже прибежал в Москву, это встревожило Вассиана и Геронтия. Владыки направили князю два специальных послания, чтобы воодушевить его как некогда прп. Сергий князя Димитрия. Блестящим считается послание Вассина Рыло. Запомните, ребята это.

В конце 1483 г. Геронтий снова оставил кафедру и удалился в Симонов монастырь, назвавшись больным. Некоторые источники утверждают, что эта болоезнь была дипломатической. Снова между князем и митрополитом пробежала кошка. И вот Геронтий решил снова продемонстрировать свой характер. Но и великий князь не торопился его звать. И все же Геронтий через год вернулся. Иван не посмел ему помешать возглавить Московскую митрополию.

Митрополита заставил поволноваться патриарх. В 1472 г. скончался митрополит Григорий Болгарин. Патриарх поставил Киевским (или Литовским, т. к. жил он возле Вильно, в Новогрудке) митрополитом тверича, но подданного литовского князя монаха Спиридона, прозванного за резвость и ловкость Сатаной. Тверь вы помните соперница Москвы и так тверичи досаждали Москве.

В 1476 г. Спиридон прибыл в Литву, но посажен в темницу, потому что уехал в Царьград без полномочий королевской власти. Хитрый и находчивый Сатана, находясь в темнице, сумел отправить письмо в Москву. Он пишет великому князю Ивану: «Я много мощей вез тебе от патриарха, но король все забрал себе». Иван III добился освобождения Спиридона, который сразу же направился в Москву. Там он был схвачен и отправлен на Соловки на Белое море, где и скончался в 1503 г. Карташев пишет: «Если бы был митрополитом, то был бы самым образованным митрополитом». Его литературные труды использовали многие духовные лица.

Движение или ересь жидовствующих.

Основной источник — это труд Иосифа Волоцкого «Просветитель»

Как известно, новгородцы, пытавшиеся сохранить самостоятельность, вступили в сговор с великим князем литовским и польским королем Казимиром (1447-1492). По этому сговору в 1470 г. при митрополите Филиппе I, новгородцы пригласили на кормление, т.е. князем, православного киевского князя Михаила Олельковича (Александровича). В свите князя были: летмедик, лечащий врач — еврей Схария, чиновники Моисей Хануш и Иосиф Шмойло Скаробей. Всего год они пробыли в Новгороде (с 70 по71). Вы помните, почему сократилась их командировка. В 1471 г. Иван III выступил против Новгорода и в битве на реке Шелони разбил новгородцев. Новгородцы обещались быть неотступными. Евреи с князем Михаилом Александровичем бежали. Но за год иудейская пропаганда сделала свое дело. Схария обратил в свою веру протопопа Дионисия, попа Алексия, а затем и протопопа Софийского собора Гавриила. Каждый из них распространил учение среди своих ближних и домочадцев. Иосиф Волоцкий в своем просветителе перечисляет имена новообращенных: Ивашко Максимов — зять попа Алексия, его отец — поп Максим, Гридя Клоч, Григорий Тучин — «егоже отец бяше в нове граде велику власть имея, поп Григорий, сын его Самсонка (тоже поп), Гридя — дьяк борисоглебский, Лавреш, Мешук Собака, зять попа Дениса — Васюк Сухой, попы — Феодор и Василий Покровские, поп Яков Апостольский, Юрка Семенов, Авдей да Степан крылошане (это крупные чиновники при архиереях), поп Иван Воскресенский, дьякон Макар, дьяк Самуха, поп Наум. Это почти все семьи духовных да светских чиновников архиерейских. Схария действовал, вероятно, на маловеров попов, а чаще добивался рукоположения своих сообщников, действуя внутри духовенства.

Иосиф Волоцкий свидетельствует: «Вся прелесть от попов (т.е. от белого духовенства); которой еретики становились попы. Того ради и в попы ся ставят, чтобы кого как мощно в свою ересь привести». Схария сбивал малограмотных попов цитатами из Священного Писания. Цитировал завет Бога с Авраамом, Моисеевы законы. «Это завет вечный в роды родов». Припоминали и Новый Завет: «Я пришел не нарушить закон, а исполнить!» Алексий и Дионисий хотели даже обрезаться, но Схария запретил, чтобы не было зримых улик. Самому пылкому Алексею было присвоено имя Авраама, жене его — Сарра. Внешне они оставались православными. Хотя отрицали Церковь. Пасху отмечали по иудейскию Десять лет удаваось им сохранять свою тайну. И эта ересь растекалась по городам и весям русской земли. Проникла в Москву, где просуществовала в тайне еще семь лет. Карташев пишет: «Такое искусство в духе конспирации не в духе экспансивного славяно-русского темпераметра». По Карташеву секретный характер нового еретического сообщества составлял новую черту его конституции. Это заговор.

В 1480 г. в Новгород прибыл Иван III и был очарован талантами и обходительностью этих протопопов. Еще они поддерживали его антицерковную политику: конфискацию церковных земель, арест архиепископа Новгородского, изъятие колокола и др. И Иван решил перевести их в столицу Алексий стал протопопом Успенского собора, а Дионисий стал протопопом Архангельского собора. Карташев предполагает, что эти назначения подсказаны тайным союзом жидовствующих, в котором видную роль играл посольский дьяк (министр иностранных дел) Феодор Курицин (человек весьма образованный) недавно вернувшийся из Венгрии, где, вероятно, и заразился вольнодумством, где, вероятно, и был посвящен в модное тайное общество. За министром последовали статс-секретари, дьяки великого князя, Истома и Сверчок, купец Семен Кленов, книжный переписчик Ивашка Черный.

А в 1487 г. секта была обнаружена по «пьяному делу». Геннадий архиеп. Новгородский пишет: «От жидовина распростерлась ересь в Новгородской земли, а держали ее тайно, да потом почали урекатись во пьяне. И аз послышав то». Геннадий начал следствие. Он обратился к великому князю и митрополиту Геронтию, с последним у него были враждебные отношения. Князь ему ответил: «Того беречи чтоб толихо в земли не распростерлося». Геннадий узнал немногое. Раскаялся поп Наум и сообщил нечто об учении, о культе, принес книги, по которым молились еретики. Он назвал четверых сообщников: 2-х священников и 2-х дьячков. Геннадий их арестовал, а потом выдал на поруки «надежных» лиц. Обвиняемые бежали в Москву к своим покровителям. Но в Москве, как пишет разочарованный Геннадий, обыск чинился не крепко.

В1488 г. состоялось соборное суждение о еретиках. Князь приказал их бить на торгу кнутом (это самое легкое наказание). И велел выслать и в Новгород. Если не покаются велел продолжать розыск. В 1489 г. скончался митрополит Геронтий. Лишь через полгода был поставлен ему преемник. Им стал Зосима (1490-94 гг.), бывший архимандрит Симонова монастыря, бывший чиновник Великого князя из рода Бородатых. Предполагают многие, что он был совращен в иудейство протопопом Алексием. По иронии судьбы, именно Зосима, вынужден был соборно осудить еретиков. Между прочим, на этом соборе были и Нил Сорский и его учитель Паисий, которые были... конец кассеты

Это объяснялось влиянием на князя дьяка Феодора Курицына. В сети ересиарха попала невеста князя Елена Стефановна Волошанка, вдова рано умершего старшего сына Ивана (Ивана Молодого). Еретики прикрывали свое свободомыслие идеалистической проповедью свободы совести заволжских старцев Нила Сорского и его учителя Паисия. Заволжские старцы были против смертной казни, в отличие от Иосифа Волоцкого, они были более веротерпимы, были за убеждение, а не за суровое наказание еретиков. Геннадий призывал к беспощадному истреблению еретиков на соборе 1490 г., ссылаясь на опыт испанской инквизиции. Вспомните, Геннадий составил первый полный славянский библейский свод, под руководством доминиканца Вениамина. Так что связи у Геннадия с Западом были прямые. Поэтому обращался с еретиками по-испански. / Я был однажды в Музее, который находился в Казанском соборе Петербурга. Этот собор был превращен в музей атеизма. Там были выставлены орудия испанских судов. Например, испанский сапог, он был железный и, для того чтобы не спадал сапог его закручивали колодкой. Особенно запомнилась мне воронка, в которую вливали расплавленный свинец, олово./ После нового розыска было выявлено только девять человек. Из Москвы их отправили в Новгород. За сорок верст до Новгорода арестованных встретили. Посадили их на коней лицом к хвосту (чисто латинская традиция), ха который всадники должны были держаться. На головы надели берестяные колпаки с мочальными кистями и надписью: «Се есть сатаниново воинство». Когда прибыли на городскую площадь, то их колпаки были зажжены на головах еретиков, а некоторые были публично биты и заключены в темницу. Новгородская летопись сообщает: «Геннадий одних еретиков велел жечи на Духовском поле, иных торговой казни предах (били на торговой площади), а иных в заточение посла, а иные в Литву сбежали, а иные в немцы.

Так было в Новгороде, а в Москве при княжеском дворе царил Курицын. Церковью управлял Зосима, единомышленник, якобы, еретиков. Ересь пышно расцвела в Москве. Курицын и Алексий обольстили княжеское сердце. Эти еретики «звездозаконию (астрологии) бо прилежаху и многим баснотворениям и астрологи и чародейству и чернокнижию». Распространению ереси способствовал 1492 г., когда распространялось мнение о кончине мира, когда старые книжники ожидали конца света, наступления Страшного Суда. Один из книжников писал: «Зде страх, зде скорбь в сие лето на конце явися о немже чаем и всемирное Твое пришествие». Когда год миновал, иудеи злорадствовали: «Вера ваша глупа!»

И вот тогда на борьбу с ересиархами выступил Иосиф Волоцкий. Он собрал обильный материал в книге «Просветитель». Слабовольный, нетрезвый и распущенный митрополит Зосима подал в отставку и ушел в Троице-Сергиев монастырь. Как пишут, он был поклонник Вакха и очень распространенного тогда в Руси содомского греха. Голубинский: «Митрополита обвиняют в жидовстве только Иосиф Волоцкий в двух документах: в Послании к Нифонту Суздальскому и в «Просветителе». В Послании Нофонту со ссылкой на своего брата Вассиана Рыло, про которого говорили, что он «легкий бо умом и легчайший же разумом». Летописцы, — продолжает Голубинский, — ничего не говорят о ереси митрополита. По этому некоторые исследователи отрицают его еретичество, но не отрицают его распущенности и склонности к винопитию. Но они могли не знать или они не хотели заносить на страницы русской истории те сведения, что кафедру русской митрополии занимал и осквернял еретик. Великий князь, которого, может быть, и не успели убедить в еретичестве митрополита, за пороки, пьянство и содомство удалил его». Во втором грехе, т.е. содомизме его обвиняет Иосиф Волоцкий. Но у Голубинского к Иосифу Волоцкому отношение осторожное. Иосиф был ожесточеннейшим противником ереси и мог впадать в крайность.

Как казнили жидовствующих.

В 1494 г. удален великим князем митрополит одиозный Зосима. А в 1497 г. скончался Феодор Курицын покровитель жидовствующих. Новый митрополит Симон занял кафедру с 1495 г. (до 1511 г.). В 1503-04 гг. созывали соборы. На этих соборах великий князь просил прощения за то, что он долго терпел ересь.

Летописи под 1505 г. (сентябрь) сообщают: «Тояже зимы великий князь Иван Васильевич с митрополитом Симоном и со всем собором обыскаша еретиков Волка Курицына да Митю Коноплева, да Ивашка Максимова». Сожгли их 27 декабря 1505 г.(?) «А Некрасу Рукавову повелеша языка урезати и в Новгороде Великом сожгоша его». «Тоеяже зимы архимандрита Касьяна Юрьевского монастыря сожгоша и брата его Ивашку Черного и иных многих еретиков сожгоша, а иных в заточение послаша, а иных по монастырем».

Иосиф Волоцкий: «Некоторым оставленным в живых были урезаны языки. Повеле державный овех огню предати, овех же языки урезати и иными казньми казнити.»

Что собой представляла эта ересь.

Иосиф Волоцкий пишет: «Это не ересь, а совершенное отступление от христианства, представляло из себя жидовство или иудейство».

Митрополит Макарий Булгаков признает ее чистым иудейством.

Евгений Голубинский в основном согласен с Макарием, но добавляет: «Успех Схарии объясняется знанием астрологии, чернокнижия. Тайные науки и еврейская каббала помогли Схарии привлечь священников. Астрологом был Феодор Курицын, астрологией интересовался и князь».

Руднев: Ересь, смесь жидовства с христианством и рационализмом.

Академик Платонов, Зимин считают, что это реформационно-гуманистическое течение. К ним примыкают Казакова и Лурье — советские историки.

Карташев: «Ересь была астрологическим псевдогносисом, диалектически ведущим примитивных древнерусских начеточников к отрицанию православных догматов и срыву в нравственный либертинизм (крайняя распущенность). Типичная представительница современного либертинизма это — Новодворская, которая в праздник св. Валентина раздает презервативы бедным студентам.

Вот что, если верить Иосифу Волоцкому, говорил Зосима: «А что то Царство Небесное, а что то Второе Пришествие, а что то Воскресение мертвых? А ничего, того несть! Умер кто, то и умер». Карташев: «Прибавляет к этому содомский грех, не случайно модный в эпоху ренессанса, с опозданием докатившийся до Москвы уже заряженной извращением и от Востока во времена татарщины, получаем в лице Зосимы законченный тип опустившегося интеллигента-вольнодумца».

ТЕОРИЯ "МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ".

Существует две версии. Первая версия — версия Ключевского. Эта идея также близка Тютчеву, Достоевскому. Вот её схема. В конце 15 века растёт самосознание русского народа, убеждённость в высоком предназначения России. Старец Филофей из псковского Елиазарова монастыря в послании к великому князю Василию Третьему (1505 — 1533) обращается к нему так: "Внимай Господа ради, яко вся христианския царства снидошася в твое царство, посем чаем царства емуже несть конца, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Эта идея формировалась под влиянием следующих политических и церковных событий. 1439 год — Флорентийская уния, как повреждение греческой веры; 1448 год — начало автокефалии Русской Церкви; 1453 год — падение Константинополя, как Божья кара греков за вероотступничество. Это самосознание русских книжников. 1472 год — брак Ивана Третьего с Софьей Палеолог, племянницей византийского императора Константина Палеолога. "В Москве Софья ценилась как царевна Византийская"– пишет Ключевский, "в Троице-Сергиевом монастыре имеется пелена, шитая руками её, которая вышила на ней и своё имя. Прошло 26 лет со дня свадьбы, пора уж и забыть своё девичество и прежнее византийское имя. Однако она величает себя царевною цареградскою, а не княгиней Московскою. Таким образом, брак Ивана и Софьи получал значение политической демонстрации, которой заявляли всему миру, что царевна, как наследница павшего византийского дома перенесла его права в Москву, как в новый Царьград, где и разделяет их с супругом". Если Москва –столица христианского мира, ей подобает и царская архитектура. Мастера иноземцы построили Ивану новый Успенский Собор, Грановитую палату и новый каменный дворец на месте деревянных хоромов. В Кремле стал вводиться сложный строгий церемониал с чопорностью, с натянутостью придворной жизни, отличный от прежних приёмов, при приемах татарских посольств, особенно после возвращения из плена в Казани Василия Второго, который много привёз с собой мурз. Этот церемониал сложился ещё раньше — со времени нашествия татар. Этот вопрос очень интересный. Брак с Софьей положил конец этим церемониям. В 1480 году свержение ордынского ига, тяготившего два с половиной столетия. В Московских дипломатических бумагах появляется язык другого стиля, складывается пышная терминология — византинизм. Она сохранилась по сей день. Здесь нет никакой информации. В титулатуре московского государя нашли выражение два представления, две идеи: 1. Мысль о московском царе как о национальном властителе всей русской земли, не только о московском княжестве и 2. О политическом и церковном преемнике византийских императоров. Иван Третий в договоре 1494 года титулует себя царём всея Руси. Царь — это сокращённое цезарь. Это одна из версий. Иван Третий называл себя не только царём, но и самодержцем. Что первоначально обозначало это слово? Это независимость от какой-либо сторонней власти, властитель, не платящий никому дани: независимый от татар, суверенный. Русские тогда называли царями византийских императоров и ханов Золотой Орды. Иван третий нашёл, что теперь ему негоже называть себя Иваном, великим князем. Он начал подписываться в соответствии с церковной формой: Иоанн, Божией милостью государь всея Руси. Сторонники этой версии пишут, что почувствовав себя преемником императоров и по могуществу и по православному христианству и по родству великий князь усвоил и византийский герб. Этот герб был ещё и в Древнем Риме и означал соединение двух материков: Европы и Азии. Потом стало трактоваться как симфония двух властей. Московские книжники позаботились об изыскании генеалогического родства московских царей с римскими кесарями. И вот сочиняются. В московской летописи 16 века говорится, будто Август Кесарь Римский, обладатель вселенной разделил её между братьями и брата своего Прусса посадил на берегах Вислы и Немана. Дал ему современную Польшу и Литву. Пруссия производится от имени мнимого брата Августа Прусса. А от Прусса в четырнадцатом колене произошёл великий государь Рюрик. Вот так мы являемся потомками римлян. Эту гипотезу разделял Ломоносов, наверное разделял. Её разделял одно время Костомаров. Хотели освятить историей и идею византийского наследства. Киевский князь Владимир Мономах (1113-1125) — родственник Константина Мономаха, императора 11 века. В Московской летописи внук воюет с дедом, который чтобы умиротворить внука послал ему крест из животворящего древа и царский венец (шапку Мономаха). Дескать по летописи Владимир Мономах получил эту шапку как символ преемственности царской власти, подарил шапку с чашей из сердолика, из которой сам Август, царь Римский веселился и золотую цепь. Владимир был венчан этим венцом в начале 12 века и стал зваться Мономахом, боговенчаным царём Руси. Конечно, в летописи есть легенды необходимые для идеологии. Эта сказка появилась для венчания на царство Ивана Четвёртого в 1547 году. А Иван Третий титулы царя и самодержца употреблял для пробы лишь в некоторых дипломатических актах, как отнесётся Европа. Иван Третий стремился утвердить отношения равенства со Священной Римской империей. Ключевский рассказывает: "Рыцарь Поппель рассказал Фридриху Третьему, что есть Русь Московская, которая посильнее Польско — литовской Руси. Император послал Поппеля просить у Ивана руки одной из его дочерей для своего племянника, за что он пожалует великому князю королевский титул. Иван Третий благодарит за любезное предложение, но велит сказать императору: а что ты нам гворил о королевстве то мы, Божией милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, а потому поставление как прежде ни от кого не хотели так и теперь не хотим". Таким образом, идея Москва — Третий Рим свидетельство роста национального самосознания, появилось чувство русского миссианизма. Этот миссианизм результат роста могущества государства Российского. Действительно, в то время ни одна православная страна не была независима. В 20 веке Сталин хотел сделать Москву центром вселенского Православия. Ольга Васильева пишет: "Пришло время рассказать и втором фронте Сталина. Позади был уже Курск. Совершился коренной перелом в ходе войны. Теперь уже ощущалась победа. В свете будущей победы уже тогда Сталина начинает беспокоить вопрос о разделе завоёванных территорий. Так как он бывший семинарист, то он был знаком с теорией 16 века (он был русски образованный грузин). В развитии новых исторических он убедился в незыблемости этой теории. Он вообразил себя властителем. Благо повод для этого был. Русская Церковь имела во всех странах паству и имела общение. Осуществлению планов мешал только могущественный Ватикан. Сталин бросил ему вызов. Он решил превратить Русскую Церковь в центр международного Православия. Как видно термин церковный центр на встрече в Кремле с митрополитами был допущен не случайно или по иному он хотел превратить Русскую Церковь в православный Ватикан, но всецело подвластный ему. Это были новые пути над душами и умами людей. Заключением сталинских игрищ должно было стать пятисотлетие автокефалии с участием вселенского Православия с участием 14 поместных церквей, которые должны были признать первенство Русской Православной Церкви. Прибыли сами патриархи, а из Константинополя прибыли представители Антиохийского, Александрийского и других патриархов, которые получили щедрые субсидии. Греки приняли участие только в празднествах, но участия в совещаниях не приняли участия. Цель не удалась. Сталин обиделся и гот Церкви отвернулся. Но много сделали для того, чтобы эта идея не была осуществлена американцы. Они пролили дождь долларов на константинопольского патриарха. Они сделали всё, чтобы расколоть единство православных стран".

Другая, церковная версия. Достоевский развивал эту мысль следующим образом. Он писал: "Константинополь рано или поздно должен быть наш. Золотой Рог и всё остальное — всё будет наше. Но во имя чего же, во имя какого нравственного права должна искать Россия Константинополь. А вот именно как предводительница и охранительница православия. Роль предназначенная ей ещё с Ивана Третьего, поставившего в знак её двуглавого орла выше герба Российского, но роль, обозначавшаяся несомненно после Петра Великого, когда Россия осознала в себе силу исполнить своё предназначение и стала единственной покровительницей и Православия и народа его исповедающего. И хотя бы в будущем столетии нам, русским надо иметь ввиду всем неуклонно.

Теперь другая версия. В начале о периодизации мировой истории, принятой в средневековье. В средневековой историографии господствовала периодизация истории по четырём великим монархиям. Это концепция была воспринята от поздней антично — христианской историографии. Какие монархии: Ассиро-вавилонская (такой же период); Мидо — персидский; Греко — македонский; Римский. В основе периодизации пророчество Даниила. Римская империя рассматривалась как последняя перед концом света. Христианские историки 5 века рассматривали её как империю созданную Богом для того, чтобы ускорить распространение христианства среди всех народов. Но Рим пал, а история продолжается. Поэтому средневековье выступало как непосредственное продолжение истории Римской империи, как продолжение христианской империи. И для продолжения принятой периодизации была разработана теория "Translatio imperium." (перенос империи). Согласно ей в дальнейшем власть Рима последовательно переносилась Богом на последующие империи средневековой Европы. Носителями идеи могла быть империя Франкская, Византийская. Следовательно филофеева теория "Москва — Третий Рим" не нова, а является одной из нескольких. И ещё, "Москва — третий Рим, последняя империя перед концом света". Следовательно, теория апокалиптическая, в то время как Ключевский, Достоевский и другие рассматривают эту идею как идею политического могущества Третьего Рима. Эта теория сокральная, недержавная, неимперская. Почему четвёртому Риму не быть? Не потому что Москва всесильна, а потому что скоро конец света. Почему так, потому что истекал срок семи тысячелетий. В 1492 году предрекали конец света. Вот ядро этой версии. Пасхалия была расчитана до этого года. На восьмое тысячелетие пасхалии не было. Есть статья Ульянова "Комплекс Филофея" ("Вопросы истории" 1994). Ульянов это историк — эмигрант. Ему принадлежит книга "Происхождение украинского сепаратизма". Он начал свою научную деятельность ещё до второй мировой войны. Он писал о восстаниях Пугачёва, Разина. Война транслировала на Запад. Оказался в Европе, голодал там и оказался в Америке. Там он заинтересовался Украинской историей (Видимо много натерпелся от них за границей). Написал большую книгу "Комплекс Филофея". На Западе комплекс понимается как стремление Москвы к всемирному господству. Филофей создал как- будто бы комплекс идей и чувств, ставший сущностью русской натуры и питавший на протяжении веков русский империализм. Если читать Достоевского и на всё смотреть его глазами, то это так и можно подумать. В старину идея всемирной империи означала не столько светское сколько религиозное мировоззрение. Падение Римской империи воспринималось древними христианами как конец света. Богословам того времени потребовалось очень много сделать, чтобы успокоить людей. На Западе это сделал блаж. Августин ("О граде Божием"). На Востоке писатели связали идею всемирности с Византией — вторым Римом. Язычники обвиняли христиан в гибели Рима. Христиане обессилили город. Тогда Августин написал свой апологетический труд. В основе своей сочинение о всемирном царстве заключает в себе не идею торжества и превосходства, как у Тютчева и других, а спасения. Эта идея носит эсхатологический характер. Она проникнута страхом Божиим. Это эсхатологическая литература. В основу берётся пророчество Даниила о смене монархий. Всем им придёт на смену новое царство, которое должно быть вечным. "Восставит Бог Небесный Царство, еже во веки не рассыплется. Затем появится антихрист и наступит второе пришествие Христа". Вот почему когда гибла империя, с которой связывалась идея о последнем царстве наступала тревожное ожидание конца мира. Так было после 410 года захвата Рима; так было и на Руси после 1453 года, когда пал Второй Рим. Тревога усугублялась исходом седьмого тысячелетия в 1492 году. Пасхалия митрополита Зосимы. Летопись так пишет: "Смиренный митрополит Зосима, митрополит всея Руси трудолюбно потщися написати пасхалию на осьмую тысячу лет (не стал составлять), в нейже чаем всемирного пришествия Христова". Конца света ждали уже в 14 веке. Понятно почему иронизировали над Стефаном Пермским, дескать зыряне тысячи лет жили без письменности, а ныне есть ли смысл вводить её пред скончанием века. В такой атмосфере зарождается учение о Третьем Риме. В самой Церкви идея Третьего Рима выродилась в 16 веке в чисто практическую идею — возведения Московского митрополита в сан Всероссийского патриарха. При том не обращает внимания на заголовок послания Филофея ("Послание к великому князю Василию, в нем же об исправлении крестного знамения и о содомском грехе".) Оказывается призыв был не к мировому господству, а к устроению церковных дел и поддержке нравственности. Послание убеждает Василия искоренить пороки. Таким образом, рассуждения о Третьем Риме занимают подчиненное место в писании Филофея, этим и объясняется их краткость. До сих пор речь шла о восприятии этого послания Церковью, а как же восприняли его цари? Цари тоже не стремились к владению наследством Третьего Рима. Ульянов спорит с Ключевским и ему подобными. "Неправда, что Иван Третий женясь на Софье уже видел в себе носителем прав исчезнувших василевсов. Иван не стремился к браку с Софьей. Он больше исходил от папы. Неправда, когда говорят о пышности московского ритуала при дворе". В доказательство приводит свидетельство Контарини. Вопрос о двуглавом орле, принесённом Софьей не кажется таким простым как раньше. В 20 веке господствует интерпретации идеи Третьего Рима как апокалиптической идеи, в то время как в 19 веке иначе рассматривали идею. Герб начинает фигурировать значительно позже свадьбы Ивана Третьего. История его появления достаточно темна. Здесь Ульянов опирается на исследования советского историка Базилевича. К.В.("Внешняя политика русского централизованного государства"). Ульянов завершает: "Факт полного равнодушия русских царей к византийскому наследству не подлежит сомнению, потому что Москва думала как стать столицей Русского государства. Она была неравнодушна к Витебску и Смоленску, к Полоцку и Киеву. Добрая половина русских земель находилась в чужих руках. Эта интепретация стала общим местом в 20-м веке. Как считает Иоанн Мейендорф: "Никогда "перенос империи" не становилось официальной политической доктриной. Русские цари никогда не принимали титула византийских императоров, как того требовала бы идея переноса, а принимали свой титул в значении национального царства". Советский историк Алпатов ("Россия глазами иностранцев Западной Европы") Он приводит слова Иоанна Грозного: "Мы в будущем восприятия малого хотим, а здешнего государства всей вселенной не хотим — это будет ко греху поползновение". Эта идея осталась всего лишь теоретической конструкцией, не получила широкого и долговременного применения в практике московского правительства. Причина в том, что она приходила в противоречие с современными задачами русского государства на международной арене, эта идея грозила превратить Россию в орудие западных государств, эта идея сталкивала Русь с Турцией. Мысль папы и других владык западной Европы состояла в том, чтобы столкнуть Русь с Турцией. Вплоть до 70-х годов 17 века Россия не имела столкновений с Турцией. Иван Грозный добиваясь своего признания царём проявил полное равнодушие предложенного ему папой титула царя Востока. Россия даже пошла на установление дипломатических отношений с Турцией в 1498 году. Недавно отмечали пятисотлетие установления отношений. Вторая версия более адекватная, хотя первая версия очень льстит русскому чувству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: