1. особый аппарат публичной власти, который:
• не совпадает с населением;
• отделен от народа;
• специализируется на управлении;
• вооружен, имеет в своем распоряжении тюрьмы, силовые структуры.
Отличия государственной власти по сравнению с властью в родовом обществе:
• предметно-материальные (особый отряд вооруженных людей);
• системно-структурные (иное строение),
• функциональные (специализация и усложнение функций);
• генетические (иное происхождение, образование).
2. территориальный принцип организации населения, что позволяет:
• отказаться от принципа кровнородственных связей;
• перейти к административно-территориальному делению;
• определить территориальную дислокацию аппарата публичной власти (центральные и местные органы);
• установить пространственные границы публичной власти;
• установить гражданство и подданство;
3. займы и налоги (установленные законом, обязательные платежи налогоплательщиков, заранее установленного размера в определенные сроки):
|
|
• отличаются от хаотических и произвольных поборов (дани) в родовом обществе; • позволяют обеспечивать деятельность государственного аппарата (выплату зарплаты т.н. бюджетникам);
• позволяют аккумулировать средства для инвестирования в те или иные сектора экономики, выполнение социальных программ;
4. право - более эффективный и универсальный социальный регулятор, принципиально отличающийся от тех, что существовали при родовом строе (его характеристика в следующих главах).
5. государственный суверенитет - независимость и самостоятельность внешней и внутренней политики государства, предполагающие:
• верховенство и универсальность (распространяется на всех субъектов) власти;
• обладание законодательными полномочиями;
• наличие силовых средств, государственных институтов, юридических процедур, свойственных только государству. Разновидности появления государства: в античности (Европе):
• наличие, как правило, частной собственности на землю;
• появление полисной формы государства;
• общественная стратификация на основе имущественного расслоения (соплеменники - греки обращаются в рабов, богатые правят (Афины);
• социальная борьба на почве (не)знатного происхождения, различий статуса - граждане, рабы, иноплеменники и т.п., знатные правят в государстве (Рим);
• завоевание и заимствование государственно-правовых институтов (германцы);
• отсутствие рабовладения в широких масштабах и раннефеодальная ступень как начальная стадия государственности (германцы, славяне).
на Востоке:
• более ранний период;
• несколько центров (регионов) появления государственности;
|
|
• влияние географических и климатических условий;
• отсутствие, как правило, частной собственности на землю;
• влияние сельской общины на процессы образования государства;
• деспотические (тиранические) формы государственности.
IV. Плюрализм точек зрения по вопросу происхождения государства объясняется:
• разнообразием конкретно-исторических условий образования государств;
• отдаленностью и длительностью этих процессов;
• влиянием различных факторов; • отсутствием ясных и достаточных документальных данных;
• наличием двух принципиально отличных позиций:
позитивистской, (про)марксистской (классы, антагонистическая классовая борьба, частная собственность, способ производства, формации);
цивилизационной (учет не только и не столько экономики, но и других нематериальных факторов культуры, не только борьбы, но и сотрудничества, социального партнерства).
Сущность различных теорий происхождения государства понятна из сопоставления.
Патриархальная теория | Договорная теория | |||
наиболее видный представитель | ||||
Аристотель | Томас Гоббс | |||
время разработки | ||||
IV в. до н.э. | XVII в. | |||
главная идея | ||||
разросшаяся семья - основа государства | заключенный общественный договор -начало государственности | |||
отличия: | ||||
-догосударственное состояние урегулировано, организовано, безопасно | - естественное состояние анархии, неурегулированности, войны | |||
- есть социальные институты (семья), общество | - отсутствуют какие-либо социальные связи, нет общества | |||
- права у каждого но в определенном, ограниченном объеме | - права у каждого ничем неограничены | |||
- существует собственность | - права у каждого ничем неограничены | |||
основа легитимности государства - следование нравам и обычаям старины | - основа легитимности государственной власти - общественный договор | |||
государство появляется эволюционно | - государство возникает «скачком», революционно | |||
теологическая теория | (про)марксистская | |||
наиболее видные представители и разработчики | ||||
идеологи Христианства: Григорий Богослов, Василий Великий, Блаженный Августин | основоположники марксизма: К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин | |||
время разработки | ||||
nepBbie(II-V вв.) христианства | XIX-XX вв. | |||
главная идея | ||||
идея креационизма - | государство -создается людьми (классом) | |||
государство, власть, право -созданы Богом творцом | как аппарат насилия меньшинства над большинством | |||
мировоззренческая основа: | ||||
- философия идеализм | - философия материализм | |||
- сознание, дух, но не материальное богатство должны быть движущей силой | - экономические мотивы собственности -главная «пружина» государственно-правовых процессов | |||
- любое земное государство несовершенно | - государство - один из главных инструментов построения рая (коммунизма) на земле | |||
- христианство не делит людей на касты и кланы | - классовое деление - важнейший фактор государственно-правовых процессов, равенство внутри трудящегося класса | |||
- людьми должна двигать христианская любовь, зло не может уничтожить зло, власти следует подчиняться | - классовая борьба, антагонизмы образуют государство, меняют его формы, приводят к насилию, восстанию против властей | |||
- Божественный промысел руководит процессами становления и жизнедеятельности государства | - строгие, научно-обоснованные экономические «закономерности» приводят к появлению государства и определяют его жизнь, сменяют общественно-экономические формации | |||
- цель появления и существования государства - сотериологическая -- (содействовать спасению людей для Царствия Божия) | - цель появления и существования государства - эвдемоническая (наслаждение, потребление, удовлетворение растущих потребностей людей) | |||
- с момента образования государства за единство (симфонию - в идеале) светской власти и священства | - разделение властей, резко против сотрудничества с церковью, отрицание религии как «опиума для народа» | |||
- божественное происхождение власти, даже тиранической, предпочитает монархическую (органическую) форму правления, царь - помазанник Божий, убийство царя -величайший грех | - насилие, «винтовка рождает власть» даже демократическую, социалистическую; предпочтение республиканским формам, казнь царя - «геройство» революционеров | |||
- Царь-Батюшка, отец народа, стоит над борьбой партий | - царь - «душегуб», возглавляет полицейско-бюрократическую пирамиду | |||
Процессы происхождения права, сходные в принципе с процессами происхождения государства, имеют некоторые отличия.
|
|
Приоритет в становлении права принадлежит античности (Греция, Рим). Причины этого:
• особый характер культуры (высокий уровень общественного развития, государственная религия (политеизм, христианство);
• динамизм и открытость социальной жизни,
• оро-акустическая атмосфера, породившая демократизм и республиканизм;
• совершенное правосознание и правовая культура;
• развитые хозяйственные связи, основанные на частной собствености.