Ролевое и личностное общение

Взаимодействуя в процессе профессиональной деятельности, люди по отношению друг к другу выступают в определенных социальных ролях.

Социальная роль — это набор поведенческих схем, соотносимых с определенным статусом, состоянием и сознанием человека.

Ролевое общение рассматривается в русле трансакционного анализа, представленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла. Человек постоянно стремится к социальным, физиологическим и биологическим контактам, тем самым удовлетворяя изначальную потребность в общении и признании. «Киноактеру, — пишет Берн, — необходимы постоянные восторги и похвалы (назовем их «поглаживаниями»). В то же время научный работник может пребывать в прекрасном моральном и физическом состоянии, получая лишь одно «поглаживание» в год от руководства».

Берн приводит также ритуалы приветствий, в которых каждая единица «интереса» определяется единицей «поглаживаний».

Пример: ■ 1. Д: Привет, приятель! (1 единица).

2. Д: Вас давно не было видно в городе (2 единицы).

3. Д: Вы были в отпуске за границей? (5 единиц).

4. Д: Очень рад за вас. Выглядите вы чудесно! (7 единиц).

5. Д: Рад был вас повидать. Всего хорошего! (5 единиц).

Таким образом, на счету у «Д» 20 «поглаживаний», т.е. единиц интереса к собеседнику. Он знает, что его собеседник на следующий день возвратит ему его «поглаживания». Двумя или несколькими днями позже они вернутся к обычному обмену «поглаживаниями» («Привет!» — «Привет!»). Узнавая друг друга, они убеждаются, что оба — вполне надежные партнеры, а это может пригодиться, если они встретятся в обществе.

В процессе общения, по схеме, разработанной Э. Берном, человек может находиться в одном из состояний своего «Я»:

1. Состояние «Я», сходное с образами родителей.

2. Состояние «Я», способное на объективную оценку действительности в роли взрослых людей.

3. Состояние «Я», отражающее в себе впечатления детских лет в роли ребенка.

Состояния «Я» — это нормальные психологические феномены: родитель, взрослый, ребенок.

Ребенок — источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости. В позиции Ребенка могут быть две функции: «приспосабливающегося» ребенка и «непосредственного» ребенка («Не хочу», «Не буду»).

Взрослый — человек, способный переработать информацию и вычислить вероятности, которые нужно знать для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, являясь посредником между ними.

Родитель может осуществлять две функции:

а) «критический родитель» (указывает, приказывает, критикует, наказывает за непослушание и ошибки);

б) «кормящее-заботливый родитель» (советует, защищает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды).

Все три аспекта личностного взаимодействия одинаково важны для функционирования в обществе.

Трансакция — единица общения. Простейшими формами общения Берн называет процедуры и ритуалы. Процедура — это серия простых трансакций, направленных на взаимодействие с окружающими людьми.

Трансакции могут быть простыми, пересекающимися и скрытыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: