double arrow

Невербальные средства общения

Проблемы межкультурной коммуникации могут возникать как на вербальном, так и на невербальном уровнях. Как ни парадоксально это может показаться, но с помощью языковых средств мы передаем только 30-40 % информации, большая же часть нашего общения происходит на невербальном уровне.

Под невербальной коммуникацией понимается совокупность неязыковых средств общения, символов и знаков, использующихся для передачи информации и выражения отношения к ней. (Классификацию невербальных средств общения см. на схеме 1).

Схема 1

Классификация невербальных средств общения

            Невербальные            
    средства общения    
                           
Жесты   Мимика: мимические выражения, улыбка, контакт глаз   Такесика: прикосновения, рукопожатия   Проксемика: дистанция между общающимися   Поза
                                   

Вопрос о первичности языка вербального или языка тела до сих пор не имеет однозначного решения в науке. Все гипотезы происхождения речи, выдвинутые на протяжении сотен лет, принято разделять на две большие группы. К первой относятся гипотезы, объясня не происхождение речи как процесс звукоподражания, имитации, жестикуляции ртом, при котором движения языка, губ и челюстей имитируют движения рук, плеч и других частей тела. Вторая группа гипотез заявляла о том, что изначальным средством коммуникации были жесты, а устная речь возникла позднее. Существуют также гипотезы, объединяющие обе вышеназванные группы. Согласно им основу в развитии речи составила вокализация, но жест был обязательным вспомогательным элементом процесса общения.

Не ставя цели доказать или опровергнуть эти гипотезы, отметим, что невербальная коммуникация присутствует в общении людей, начиная с древнейших времен. В процессе эволюции человека невербальные средства закреплялись в коллективной памяти людей и постепенно распространялись среди носителей определенной культу\ры. После появления вербальных средств невербальные не исчезни, а продолжают активно использоваться, что свидетельствует об их важности и функциональности в человеческом общении. Доказано, что человек легче может солгать словесно, чем научиться невербально скрывать свои мысли. Невербальные средства делают наше общение более выразительным, личностно направленным и искренним. Обладая способностью наблюдать за невербальными средствами общения нашего собеседника, мы имеем возможность вовремя прервать разговор или перейти к другой теме, когда замечаем у него проявления усталости; мы можем более правильно сформировать представление о человеке, если научимся сопоставлять его невербальные средства общения с теми словами, которые он произносит

(овладение информацией, выраженной вербально и невербально называют конгруэнтным поведением).

В противном случае, когда мы замечаем расхождения между слонами собеседника и его невербаликой, мы можем говорить о том, что его поведение неконгруэнтно. Например, если ребенок убеждает родителей в том, что он ничего не скрывает, говорит правду, а в это время непроизвольно отводит глаза, ладонью закрывает рот, многократно притрагивается к носу, щекам, то именно его невербальное поведение свидетельствует, что он пытается что-то скрыть от взрослых.

К невербальному общению человек прибегает не только когда он хочет эмоционально усилить значение своих слов, но и в тех случаях, если он находится на большом расстоянии от собеседника, если ситуация (шум, занятие, заседание) не позволяют ему произносить слова вслух, если он не знает языка собеседника, если по определенным социальным законам он/она не имеет права говорить, и в ряде других случаев.

Кроме того, известны специальные средства невербального общения, используемые представителями определенных профессий: работники ГАИ активно пользуются жезлом, положением своего корпуса при регулировании дорожного движения; дирижер прибегает к разнообразным жестам и мимике для достижения слаженного звучания оркестра; существуют особые средства невербальной передачи информации среди брокеров на бирже, игроков в казино, операторов на телевидении и т. д.

Классификация невербальных средств общения обычно содержит следующие компоненты: жесты, мимику, дистанцию между общающимися, позу, прикосновения. Однако это наиболее общая классификация.

Все основные знаковые системы, являющиеся компонентами невербальной коммуникации, подразделяются следующим образом:

I. Оптико-кинетическая система (включающая жестикуляцию, мимику, пантомимику, т. е. область изучения кинесики).

Язык жестов. Следует помнить, что в каждой культуре существуют свои правила использования жестов, нарушение которых может привести к разрыву контакта, эмоциональному напряжению и другим недоразумениям в общении.

Количество жестов и мимических выражений за единицу времени, естественно, может зависеть от типа нервной системы человека, индивидуальных особенностей, но в большей мере эти показатели определяются национальными особенностями говорящих. Например, жители Италии жестикулируют во много раз интенсивнее, чем финны или эстонцы. Количество жестов, используемых людьми в невербальном общении, настолько велико, что существуют несколько специальных классификаций жестики.

Классификация на основе дополнения вербальной коммуникации

Некоторые жесты не используются отдельно от речи, а как бы дополняют ее, усиливают сказанное, подчеркивают наиболее важные моменты. Обычно без словесного выражения эти жесты не имеют своего самостоятельного значения. Различают жесты:

•сопровождающие определенные фразы (говоря о каком-либо спиралевидном объекте, например винтовой лестнице, человек практически всегда показывает спираль указательным пальцем правой руки; произнося фразу «У меня дел выше крыши», говорящий проводит сложенной рукой над головой; фраза «Он у меня вот здесь сидит/Он у меня на шее сидит» сопровождается соответствующим жестом в области шеи и т. д. В последнее время стал популярен жест «кавычки», изображаемый несколькими движениями сверху вниз указательными и средними пальцами обеих рук, при этом все другие пальцы загнуты. (Этот жест используется, когда говорящий приводит цитаату или ссылается на другой источник);

•подтверждающие (родители, рассказывая, как вырос их ребенок,указывают рукой его примерный рост; рыбак показывает размер его добычи, хотя известно, что размер рыбы может быть значительно преувеличен);

•перечисляющие (самый типичный перечисляющий жест для русских - загибание пальцев правой руки левой, при этом начинают загибать с мизинца. Этому жесту учат самых маленьких детей, разыгрывая народную песенку «Сорока-воровка». Во многих западных культурах для перечисления используется разжимание заранее зажатых в кулак пальцев правой руки, при этом начинают с большого пальца); :

• «отзеркаливания» (слушающий повторяет за говорящим его жесты - это может происходить непроизвольно, но может и преследовать цели скрытой манипуляции собеседником);

•эмоциональные (воздевание рук к небесам, обхват головы руками при плаче).

Классификация на основе отражения в жестах внутреннего состояния человека:

1. Жесты открытости. Демонстрация раскрытых ладоней, расстегивание пиджака, расположение корпуса тела прямо напротив собеседника и некоторые другие жесты символизируют об искренности открытости натуры, расположенности к партнеру, желании установить с ним более тесный контакт.

2. Жесты защиты (оборонительные). Самым широко распространенным жестом защиты является скрещивание рук на груди. Если у вас нет основания полагать, что собеседнику холодно, то такой жест должен обозначать, что беседу стоит немедленно направить в другое русло, так как она вызывает неприятные чувства у собеседника, он начинает уходить от обсуждения, появляется агрессивность и нервозность. Также интересно отметить, что если в группе разговаривающих людей кто-то один скрещивает руки на груди, то остальные вскоре также, абсолютно интуитивно, последуют его примеру.

3. Жесты подозрительности и скрытности. Таких жестов достаточно много: если человек потирает лоб, подбородок, стремится прикрыть лицо руками и при этом не смотрит собеседнику в глаза, а к тому же использует жесты хаотично, то он испытывает недоверие и сам хочет что-либо утаить.

4. Жесты оценки. Жест «рука у щеки» обозначает задумчивость и мечтательность, в такой позе человек внимательно слушает собеседника, оценивает его сообщение. Наклоненная голова также свидетельствует о доброжелательном отношении к собеседнику и внимательном восприятии его речи. Жест критической оценки - подбородок опирается на ладонь.

5. Жесты скуки. Они выражаются в механическом щелкании ручкой, постукивании ногой, машинальном рисовании на бумаге, отстраненном, «пустом» взгляде.

6. Жесты отчаяния (фрустрации). Нервозное, напряженное переплетение рук и ног, учащенное дыхание, многократное поглаживание шеи в затылочной области, подергивание локонов или кос женщинами свидетельствуют о том, что человек неуверен, находится в замешательстве, ему трудно ответить на поставленный вопрос.

7. Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, ноги расставлены широко и прочно, подбородок поднят - эти жесты характерны для руководителей и людей, наделенных властью: офицеров, милиционеров и др.

8. Жесты, сопровождающие ложь, выраженную вербально. Об этих жестах следует сказать более подробно, так как их узнавание важно и в деловой обстановке, и в быту. Произнесение лжи всегда связано с определенными моральными переживаниями, поэтому непроизвольно человек выполняет ряд жестов, по которым можно судить, что произнесенные им слова далеки от истины. Если профессия человека связана с обманом в разных формах его проявления (актер, адвокат, политик, разведчик и др.) или перед вами отпетый мошенник, то эти люди, конечно же, научились управлять своей жестикой и прошли специальные тренинги, чтобы не выдавать себя. Можно наблюдать интересное явление постепенного ослабления и изменения характера жестов с возрастом. Маленький неискушенный ребенок, обманывая, расширяет глаза и стремится закрыть рот, ииз которого вылетели лживые слова, ладошкой. По мере взрослени уже не полностью закрывает рот, а совершает касательные движения в области рото-носового треугольника. Взрослый человек, для которого ложь становится уже привычным делом, даже не косается лица, но вас должно насторожить, если собеседник неожиданно во время ответа на вопрос сделает непроизвольное движение рукой к лицу, но не завершит его.

Естественно, анализируя значение жестов, мы должны помнить, что их нельзя трактовать однозначно, ведь человек может прикоснуться ко рту или носу просто потому, что там зачесалось или села пылинка. Женщины вообще чаще мужчин прикасаются к лицу. Но известно, что и лгут женщины чаще, чем мужчины!

Перечисленные жесты далеко не исчерпывают списка поз и движений, активно используемых человеком в невербальном общении. Отдельно следует упомянуть о жестах, используемых людьми разного пола в процессе ухаживания. Так, мужчины при виде понравившейся им женщины начинают поправлять волосы, галстук или прикасаться к своей шее, если в этот момент они не имеют галстука, стряхивать несуществующие пылинки, одергивать пиджак и т.д. Самыми яркими жестами ухаживания являются закладывание больших пальцев рук за ремень, расположение рук на бедрах, приближение к женщине, стремление коснуться ее. Женщины же в этих ситуациях используют жесты, которые издавна считались проявлениями женственности, кокетства: встряхивают восами, даже если у них короткие волосы; расставляют ноги несколько шире, чем обычно; активно демонстрируют ладони и запястья; потирают цилиндрические предметы (бокал, ручку); облизывают губы, сильнее покачивают бедрами и др.

Язык мимики.

Особое место в общении занимает улыбка. В Китае есть поговоррка: «Кто не умеет улыбаться, тот не должен открывать магазин». Во многих культурах значение улыбки в жизни людей зафиксировано при помощи пословиц:

«Улыбка ничего не стоит, но многое дает».

«Улыбка обогащает тех, кто ее получает, не обедняя тех, кто ею одаривает».

«Улыбка длится мгновение, а в памяти остается навсегда».

В большинстве культур улыбка обозначает приветливое, дружелюбное отношение к собеседнику или является показателем вежливого внимания, например в деловом общении. Улыбка даже стала символом американской культуры, где она воспринимается как обязательный элемент демонстрации оптимизма, радости жизни, удачливости, уравновешенности. У русских улыбаться постоянно не принято, это может быть воспринято как глупость, легкомыслие. От преподавателей можно часто услышать: «Перестаньте улыбаться, слушайте меня внимательно!» В Японии под улыбающейся «маской» скрывают разнообразные эмоции, которые в соответствии с традициями нельзя открыто демонстрировать.

II. Пара- и экстралингвистическая система (вокализация и экстралингвистические элементы речи: паузы, покашливание, плач, смех, темп и т. п.). Особенности национальных культур отложили отпечаток и на эти параметры: например, в восточных культурах не принято разговаривать и читать лекции «командным голосом». Поэтому, как описывает С. Г. Тер-Минасова (2000), японские студенты сочли манеру русского преподавателя говорить громким голосом оскорбительной для них и.

Тон голоса и скорость речи - особо ценные показатели настроения человека и его отношения к предмету обсуждения. Можно ясно выразить чувства даже при произнесении алфавита. Быстрая речь обычно свидетельствует о взволнованности собеседника, обеспокоенности, желании убедить, при этом количество информации, наличие повторов превалируют над качеством аргументов. Совершенно по-иному обстоят дела в учебной аудитории: быстрое произнесение фраз преподавателем свидетельствует о том, что эта информация не относится к важной, ее можно послушать, но не обязательно записывать и запоминать, а вот фразы, произносимые нарочито медленно и четко, подлежат конспектированию и запоминанию. Важно в общении понимать значение покашливания, фырканья, междометий, вздохов и пр. Иногда эти элементы невербального общения могут передать больше информации, чем слова.

III. Организация пространства и времени коммуникации (взаимное размещение партнеров, место проведения коммуникации). Для этих параметров также существует определенная зависимость от этикетных норм общения, закрепленных в отдельных культурах и изучаемых специальной наукой - проксемикой, названной ее автором Э. Холлом(1995) «пространственной психологией» и занимающейся нормами временной и пространственной организации общения.

Различные виды прикосновений во время беседы, поглаживания, похлопывания, рукопожатия, поцелуи и другие формы физических контактов изучает наука такесика. В южных и азиатских культурах интенсивность физических контактов при общении большая, чем у северных народов. Для западноевропейских традиций рукопожатия и официальные поцелуи имеют более этикетный характep, чем для российской и азиатской культур, в которых сохраняется эмоциональность этих жестов.

IV. Визуальный контакт, или «контакт глаз», под которым понимается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, стремление избежать его или, наоборот, открытость и прямота взгляда, его эмоциональная окрашенность и т. д. Контакт глаз подразумевает, что общающиеся смотрят именно в друг другу, а не на какое-то место на лице. При этом немигающий, фиксированный взгляд может вызвать больше раздражения, чем полное отсутствие контакта глаз. Живой, доброжелательный взгляд постоянно блуждает по лицу собеседника, как бы поглаживая его, перебегает от зрачка к зрачку.

Для представителей большинства европейских культур смотреть в глаза партнера во время общения является нормой этикета и показателем честной и открытой позиции в переговорах, а для многих восточных культур, а также, например, пуэрториканцев такое поведение считается невежливым, особенно для женщин. В Японии не принято даже мужчине смотреть в глаза женщине; оратор отводит взгляд в сторону от аудитории; подчиненный, выслушивая начальника, опускает глаза и обязательно улыбается. Считается, что японская культура, в отличие, например, от русской, наименее «глазеющая». У русских есть обычай «смотреть прямо в глаза», англичане приветствуют контакт глаз, но не настолько пристальный, поэтому для выражения внимания при слушании они должны моргать, чтобы не показаться невежливыми. Американцы же смотрят в глаза партнеру, только когда хотят убедиться, что их правильно поняли.

Во многих культурах, особенно на Востоке, было давно замечено, что если человек испытывает к кому-либо или чему-либо интерес, то его зрачки расширяются. Этим пользовались восточные купцы, раскладывая поочередно перед покупателем свои товары и внимательно наблюдая за величиной его зрачков. Как только зрачки покупателя расширялись, торговец понимал, что товар понравился человеку и снижать на него цену не стоит, так как он все равно его приобретет. Зная об этой особенности зрачков, профессиональные игроки в карты предпочитали вести игру в затемненных очках или при неярком освещении, чтобы их противники не заметили, когда им придет хорошая карта.

Было замечено, что людей, у которых зрачки были «сжаты» из-за яркого освещения, воспринимали как резких, недружелюбных, а их взгляд называли «колючим». Напротив, людей с расширенными зрачками считали удивительно привлекательными, милыми и красивыми. Зная об этом, в старину красавицы закапывали в глаза белладонну или другие вещества, вызывающие расширение зрачков, или встречались со своими друзьями в полутемных помещениях при свете свечей, что также способствовало увеличению зрачков. Расширенные зрачки обычно бывают у близоруких людей, поэтому часто можно слышать, что они прячут за очками удивительно красивые глаза.

Таким образом, очевидно, что процесс общения представляет собой сложное чередование вербальных и невербальных этапов установления контакта между собеседниками. Его эффективность во многом зависит от того, насколько мы внимательны к паралингвистическим и невербальным средствам коммуникации, насколько умело можем «считывать» сигналы, передаваемые нам партнерами по общению.


Сейчас читают про: