Анализ социально-экономического положения муниципального образования является необходимой предпосылкой принятия органами местного самоуправления различных управленческих решений, в том числе и в сфере комплексного социально-экономического развития территории. Он проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие годы.
Целью этого анализа является:
- установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих лет,
- выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять,
- определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер муниципальной деятельности,
- выявление резервов роста.
С целью разработки планов и программ развития анализ социально-экономического положения муниципального образования обычно проводится за предшествующий трехлетний период по нескольким направлениям.
Направления анализа социально-экономического положения
муниципального образования:
1) Демографическая ситуация - рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья, миграция;
2) Природные ресурсы территории - наличие, возможности и эффективность их использования;
3) Социальная сфера - состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, занятость, уровень преступности;
4) Уровень жизни населения - среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина;
5) Финансы - состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое положение основных градообразующих предприятий;
6) Производство продукции - общие объемы, отраслевая структура, динамика;
7) Инвестиции - объемы, тенденции, ввод жилья и других объектов;
8) Потребительский рынок - объемы услуг торговли, общественного
питания, бытового обслуживания;
9) Жилищно- коммунальный и транспортный комплекс - объем услуг, динамика цен и тарифов и др.;
10) Экологическая ситуация - объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий.
По завершении анализа возможно сравнение отдельных показателей с показателями соседних муниципальных образований, сходных по специализации и типу хозяйства, с показателями по субъекту РФ, федеральному округу и стране в целом, а также с нормативными значениями. Затем дается оценка ранее принятым мерам по улучшению социально-экономического положения муниципального образования.
Здесь рассматриваются используемые формы и методы управления, действующие нормативные правовые акты различных уровней, регулирующие процессы социально-экономического развития, а также определяется эффективность реализуемых мер на основе оценки динамики социально-экономических показателей.
Оценивается также воздействие на социально-экономическое развитие муниципального образования реформ, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Анализ показателей для каждой сферы муниципальной деятельности осуществляют соответствующие отраслевые подразделения местных администраций. Экономическая служба администрации проводит сводный анализ социально-экономического положения территории. Его качество в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов и планов социально-экономического развития муниципального образования.
Основными исходными данными для анализа социально-экономического положения муниципального образования являются данные, получаемые от органов государственной статистики и других органов государственной власти. На безвозмездной основе осуществляется обмен информацией между органами местного самоуправления, исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми, территориальными органами Федерального казначейства и др. Органы местного самоуправления могут также получать отдельные интересующие их данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования (с их согласия). При анализе социально-экономической ситуации в муниципальном образовании должны учитываться мнение населения (в частности, проводиться анализ жалоб и обращений граждан), оценки общественных объединений и т.д. При использовании такой информации важно оценивать уровень ее достоверности.
Измерителями уровня отдельных показателей социально-экономического положения муниципальных образований служат минимальные социальные стандарты и нормативы, а также строительные, экологические и другие нормы и нормативы. Социальные нормы и нормативы используются при решении вопросов, связанных с развитием учреждений социальной сферы муниципального образования.
Экологические нормы и нормативы могут служить основанием для принятия управленческих решений по исправлению сложившейся экологической ситуации.
Анализ социально-экономического положения муниципального образования завершается формулированием основных проблем, требующих решения. Выявление основных проблем создает объективную основу для системного построения структуры целей и задач комплексного социально-экономического развития.