Анализ сферы культуры и молодежной политики

Современные научные исследования показывают, что развитие рыночных отношений в Российской Федерации, как и во всех странах с транзитивной экономикой, сопровождается необходимостью усиления государственного участия в развитии социальной сферы, в том числе в сфере культуры.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что в условиях перехода на инновационный путь развития эффективная культурная политика является важнейшим условием сбережения нации и ключевым фактором роста человеческого потенциала.

Трансформационные процессы значительно активизировали развитие конкурентных отношений, в том числе и в сфере культуры. В Концепции Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2016 годы)» подчеркивается, что в ходе реализации предыдущей Федеральной целевой программы не удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры

Спад в развитии сферы культуры вызван проблемами, снижающими эффективность функционирования институтов, призванных обеспечить включение культуры в рыночные отношения. К числу проблем, в первую очередь, можно отнести неэффективное расходование бюджетных средств, отсутствие выделения ключевых приоритетных направлений развития сферы культуры, имеющиеся несовершенства нормативно-правовой базы в области государственно-частного партнерства, меценатства и благотворительности и т.п. Значительную роль в условиях макроэкономических колебаний и нестабильности играет также падение платежеспособного спроса, особенно на региональном уровне, а также актуальные изменения в структуре потребительских предпочтений россиян.

В настоящее время в стране происходит становление новой экономической модели развития отрасли культуры, которые можно охарактеризовать как переход от традиционной сферы культуры к культурной индустрии. Актуальные изменения продиктованы новым жизненным укладом и резким ростом доли нематериальных, неутилитарных благ в структуре потребления: медиапотребления и услуг сферы культуры. Вышеперечисленные факторы требуют системных отраслевых реформ, основанных на максимально объективной оценке текущей ситуации.

Культурную политику на территории Великого Новгорода с 2009- 2012 год реализовывало 16 муниципальных учреждений со статусом юридического лица.

Культурно-досуговое обслуживание населения осуществляли 4 учреждения:

1. МАУК «Дворец культуры и молодежи «ГОРОД»;

2. МАУК «Городской Центр культуры и досуга им. Н.Г. Васильева»;

3. МАУК «Новгородская Дирекция по организации праздников»;

4. МАУК «Центр культуры, искусства и общественных инициатив «Диалог».

В сфере библиотечного обслуживания населения работало 2 муниципальных учреждения.

В состав МБУК «Библионика» входит 8 филиалов, Библиотечный центр для детей и юношества «Читай-город» имеет 4 точки доступа, расположенные в различных микрорайонах города.

Дополнительное образование детей осуществляло 6 учреждений:

1. МБУДОД «Новгородская музыкальная школа №1 им. С.В. Рахманинова»;

2. МБУДОД «Детская музыкальная школа им. А.С. Аренского»;

3. МБУДОД «Новгородская городская детская музыкальная школа им. П.И. Чайковского»;

4. МБУДОД «Детская школа музыкально-эстетического образования им. Д.Б. Кабалевского»;

5. МБУДОД «Новгородская детская художественная школа»;

6. МАУДОД «Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора».

В сфере профессионального искусства действовали 3 учреждения:

1. МАУКиИ «Дом музыки им. С.В. Рахманинова»;

2. МБУКиИ «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый»;

3. МБУКиИ «Городской духовой оркестр».

С 2010 года в сфере культуры работает муниципальное автономное учреждение «Парки Великого Новгорода».

Финансово-бухгалтерское обслуживание сферы культуры осуществляет МБУ «Центр финансово-бухгалтерского обслуживания учреждений и организаций сферы культуры и молодежной политики».

Фактическая обеспеченность (от нормативной потребности):

1. муниципальными учреждениями культуры клубного типа – 36,31 % (1986 зрительских мест при нормативной потребности – 5470 мест);

2. библиотеками –23,08% (9 библиотек при нормативной потребности – 39 библиотек);

3. парками культуры и отдыха – 100%.

Следует отметить, что фактическая обеспеченность жителей города услугами культуры, искусства и дополнительного образования детей выше, поскольку методика расчета не учитывает факт наличия в областном центре областных и федеральных государственных учреждений.

С целью решения выявленных факторов, а так же с учетом приоритетности задач, определенных Основными направлениями деятельности Правительства РФ до 2012 года и социально-экономического развития Великого Новгорода с 2011 года реализуется муниципальная целевая Программа «Культура Великого Новгорода (2011 - 2014 годы)».

Таблица 2.2.1

Сравнительный анализ показателей эффективности за 2010-2011 гг.:

Показатель Ед. изм. год год
1. Отношение среднемесячной номинальной заработной платы работников муниципальных учреждений культуры и искусства к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций города   %   55,10   55,29
Для справки      
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций города Руб. 20598,90 21805,30
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства % 11349,54 12055,82
2. Удельный вес населения, участвующего в культурно - досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления городского округа (на платной основе)   Чел. 76,83 86,77
численность населения, участвующего в культурно- досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления городского округа (на платной основе, учтенных по форме 7-НК)   Чел. 168415,0 198749,0
среднегодовая численность населения городского округа Чел. 219726,0 218681,0
3. Численность учащихся в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию, в муниципальных учреждениях системы дополнительного образования детей (дополнительное образование в сфере культуры) Чел.    

Таблица 2.2.2

Финансирование сферы культуры в 2011 году составило (в тыс. рублей):

Объем освоенных средств по сфере культуры (тыс. руб.) План   Факт   % выполнения
бюджетные ассигнования 152502,4 152469,7 99,98
платные услуги (кассовый расход) 61934,0 75036,6 121,2
субсидии из областного бюджета (программа «Культура Новгородской области») 123,5 123,5  
консолидированный бюджет 214559,9 227629,8 106,1

Таблица 2.2.3

Исполнение бюджета сферы культура в 2011 году, объемы финансирования за 2009-2011 год (в тыс. рублей):

Объем освоенных средств по сфере культуры(тыс. руб.) Календарный год
     
исполнение бюджета 145039,1 138006,6 152469,7

С учетом того, что среднегодовая численность населения Великого Новгорода составляет: 218 681 человек, расходы консолидированного бюджета сферы культуры на 1-го жителя в 2011 году составили 1040,92 руб.

Доля платных услуг в общем объеме консолидированного бюджета составляет 32,28%. В целом, объем платных услуг по отношению к объему бюджетного финансирования составил 54,37%.

Доля расходов консолидированного бюджета сферы культуры по отношению к консолидированному бюджету муниципального образования составляет: 4,7% и выросла, по сравнению с 2010 годом, на 0,6%.

В муниципальных учреждениях культуры Великого Новгорода работает 635 чел., в том числе 146 чел. являются техническим персоналом. Из общего числа работников специалистами являются 489 чел., что составляет 87,67 %.

Из числа специалистов: с высшим образованием – 65 % (в 2010 году – 57,75%), со средним специальным – 31% (в 2010 году – 34,91%), средним - 4%.Из числа специалистов: с высшим профильным образованием - 43,79% (в 2010 году - 39,88%), со средним специальным профильным образование – 25,96% (в 2010 году - 32,77%).

Обучаются в высших учебных заведениях: 26 чел. специалистов, в учреждениях среднего профессионального образования: 8 чел. специалистов.

 

 

Рис 2.2.1 Кадровое обеспечение сферы культуры Великого Новгорода

 

В учреждениях проводятся внутреннее обучение сотрудников. В качестве положительного примера можно отметить инновационно-образовательный проект Центра культуры и досуга им. Н.Г. Васильева «Корпоративный университет».

В течение года - 52 чел. специалистов учреждений сферы культура приняли участие в различных областных семинарах, из них на семинарах по направлениям:

· библиотечная деятельность - 9 чел.,

· культурно-досуговая деятельность – 11 чел.,

· по дополнительному образованию детей - 28 чел.,

· народное творчество – 4 чел.

В отчётном периоде 13 чел. педагогов учреждений дополнительного образования повысили квалификационную категорию: 9 чел. аттестованы на 1 категорию, 4 чел. на высшую.

В 2011 году читателями муниципальных библиотек являлись: 58 583 чел., что составляет – 26,78% жителей Великого Новгорода (в 2010 году – 60 535 чел.; 28,21%).

Из них детей в возрасте от до 14 лет -29162 человек (в 2010 году – 28 844).

Количество посещений: 532 433 (- 10 475 к 2010 году), из них детьми до 14 лет: 211 592 чел. (+12 956 к 2010 году).

Книговыдача всего: 1 515 432 экз., из них пользователям до 14 лет: 637 326 экз.


Рис. 2.2.2 Количество посещений муниципальных библиотек

В 2011 году в фонды муниципальных библиотек поступило: 32 139 экз. на общую сумму: 4547100 руб., из них книжные издания: 16 001 экз. на сумму: 2 733 900 руб. За счет средств бюджета приобретен книжный фонд в объеме: 9 244 экз. на общую сумму: 1 985 220 руб.

Показатель по посещаемости в библиотеках выше среднего по Российской

Федерации, и составляет - 8,9.

Отмечается замедление отрицательной динамики основных показателей работы библиотек, являющееся тенденцией последних лет и рост показателей, связанных с работой с детьми до 14 лет.

Всем читателям муниципальных библиотек выдано: 1 515 432 экз. документов. В том числе пользователям до 14 лет: 637 326 экз. В отчетном периоде, муниципальными библиотеками проведено: 3 150 мероприятий, в которых приняли участие: 67 855 чел., организовано 815 книжно-иллюстративных и художественных выставок.

В 2009 году учреждениями культурно-досугового типа привлечено из внебюджетных источников: городской Дворец культуры: 120%, Центр культуры и досуга: 122% (значение указано к уровню соответствующего периода прошлого года).

В течение 2009 года городской Дворец культуры выполнил 11 заказов на проведение общегородских массовых мероприятий (в т.ч. фестивали и конкурсы).
В рамках Юбилейных торжеств сотрудники и коллективы городского Дворца культуры приняли участие, и организовали 27 творческих проектов, 8 исторических интерактивных площадок; Центр культуры и досуга провел 6 сольных концертов, принял участие в 4-х проектах, организовал проект «Родник мудрости и вдохновенья».
В рамках работы клуба ветеранов «Моя судьба» и клуба коренных новгородцев ЦКиД проведено около 100 мероприятий на бесплатной основе для взрослого населения города. В итоге обслужено свыше 15 000 человек.
В течение последнего времени утвердилась стабильная тенденция потребления услуг культурно-досуговых учреждений потребителями, так ЦКиД ориентирует свои услуги на взрослого населения, то в ГДК, четвертая часть от общего количества мероприятий, рассчитана на семьи с детьми.

В период с 2009 по 2011 год в рамках реализации муниципальных целевых программ проведено культурных мероприятий:

1. 29 – для инвалидов, обслужено 2805 человек. Основную нагрузку учреждения по участию в реализации программы «Социальная поддержка инвалидов» выполняет клуб ветеранов «Моя судьба», так как 50% участников данного объединения – инвалиды;

2. 18 – в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, (обслужено 1606 человек). В основном это блок - программы в рамках развлекательных программ для подростков;

3. 46 – в рамках программы «Культура Великого Новгорода» (обслужено 57980 человек). Учреждение реализует исполнение данной программы участием Народных и Образцовых творческих коллективов в Международных, Всероссийских, областных и городских фестивалях, смотрах и конкурсах;

4. 35 – мероприятий, ориентированных на семью (обслужено 8260 человек). Это мероприятия ко Дню Семьи, в рамках фестиваля «Лучшая семья года», выпускные вечера для школьников.

5. 21 – в целях профилактики негативных явлений в молодежной среде (обслужено 1552 человек). Работа проводится в виде бесед, выступлений специалистов и блок - программ во время проведения мероприятий для молодежи и подростков.

6. 24 – в рамках программы «Дети новгородчины» (обслужено 2110 человек). При реализации данной программы учреждение ориентируется на детей с ограниченными возможностями, из малообеспеченных семей, дошкольного детского дома, из многодетных семей, детей Центра «Подросток», коррекционные ДОУ.

7. 70 – в рамках программы «Патриотическое воспитание населения Великого Новгорода» (обслужено 13830 человек). Мероприятия по данной программе охватывают различные слои населения.

Всего проведено: 609 ед. (+4) мероприятий, их посетили: 205 943 чел. (-7 236 чел.).
Из общего количества мероприятий для детей и подростков: 149 ед. (+9), обслужено: 15 318 чел. (-1 228 чел.), для молодежи – 5 ед. (-2), обслужено 1 050 чел. (-56).

Всего за 2011 год учреждениями культурно-досугового типа, проведено:

1 603 мероприятия (426 000 чел.), из них: 855 мероприятий на платной основе (209608 чел. (+80 000) и 718 на бесплатной основе (229 448 чел. (-112332)).

Общий удельный вес населения участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, организованных учреждениями сферы культуры составляет: 96 % (в 1,7 раза больше, чем в предыдущем году).

В 2012 году приняты 22 социально-значимые проекты, которые выиграли в конкурсе проектов в сфере молодежной политики, проводимом отделом по делам молодежи комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода. На протяжении 2012 года данные проекты становились яркими информационными поводами, т.к. были направлены на решение самых разнообразных проблем таких, как:

- Интеграция молодежи в экономическую жизнь общества;

- Работа с молодыми семьями;

- Профилактика негативных явлений в молодежной среде;

- Поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

- Воспитание лидеров, молодые менеджеры, молодежный актив;

- Развитие волонтерской деятельности;

- Развитие молодежного творчества;

- Стимулирование деятельности с детьми и молодежью по месту жительства;

- Организацию работы детских и молодежных объединений по месту жительства.

Как отмечают в отделе по делам молодежи, для реализации каждого проекта из бюджета Великого Новгорода выделяется по 25 000 рублей и по 35 000 рублей в зависимости от номинации. Конкурс проектов в сфере молодежной политики проводятся ежегодно за счет средств муниципальных целевых программ «Молодежная политика в Великом Новгороде», «Патриотическое воспитание населения Великого Новгорода

На протяжении с 2008 по 2012 года специалисты комитета Администрации Старорусского муниципального района осуществляли реализацию планов и программ социально-экономического развития города Старая Русса в сфере культуры и работы с детьми и молодежью. Совместно с учреждениями культуры разрабатывали и реализовывали планы и программы обеспечения культурно - досугового обслуживания населения и решения проблем молодежи города. Комитет участвовал в формировании социально-экономического прогноза и бюджета города на 2013 год.

В связи с введением новой системы оплаты труда с 01 декабря документация всех учреждений культуры приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Специалисты комитета и руководители учреждений культуры приняли участие в 70 совещаниях и заседаниях. В течение всего периода были подготовлены отчёты, направлены статистические данные по запросам ведомств по направлениям деятельности.

Систематически комитетом культуры проводились рабочие совещания с руководителями учреждений культуры по контролю реализации планов и деятельности учреждений. В совещаниях, по мере необходимости, принимали участие специалисты отделов и управлений администрации, обсуждались изменения в законодательстве, касающиеся сферы культуры. Всего организовано проведение более 60 совещаний.

При проведении массовых мероприятий разрабатываются планы по их подготовке, готовятся проекты постановлений и распоряжений для их реализации и бюджетирования. По итогам проведения всех мероприятий проводятся совещания по анализу качества и достигнутого результата.

В течение 2012 года специалистами комитета культуры проработано более 1 500 служебных документов, в том числе 67 обращений граждан (личный прием и письменные обращения). Подготовлено 594 документа.

В 2012 году комитет культуры продолжил работу по обеспечению сохранности, учету, отбору, упорядочению документов, образующихся в процессе деятельности комитета. Комитетом ведется постоянная работа по комплектованию и сдаче в архив администрации города документов по основной деятельности. В 2012 году в архив подготовлено 6 папок.

Уточнены сметы доходов и расходов учреждений за 2012 год и запланированы бюджетные ассигнования на 2013 год (внесены корректировки в расчеты по статьям, в штатные расписания, тарификации), также произведено планирование внебюджетных доходов и расходов учреждений. Приняты и проверены отчеты о финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры и искусства (подготовлена сводная отчетность в Департамент культуры Великого Новгорода и заинтересованные структурные подразделения администрации города).

В отчетный период в рамках исполнения бюджета комитетом осуществлялась деятельность, направленная на обеспечение договорной работы:

договоров - 196 (в том числе по комитету 15); в 2010 году - 134 (в т.ч. 5 по комитету);

контрактов - 50; 2010 - 75 (в т.ч. 5 по комитету);

соглашений- 9; 2010 - 8 (в т.ч. 1 по комитету).

В 2012 году продолжена работа с учреждениями культуры по вопросам организации поощрения работников сферы культуры (рассмотрение, корректировка, доработка документов, подготовка ходатайств в вышестоящие организации).

В течение года за особые заслуги был отмечен труд более 60 работников сферы культуры.

Разработана Программа «Развитие культуры Старорусского муниципального района на 2011-2014 годы».

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы по годам:

1. увеличить удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях до 601,57 процента к концу 2013 года;

2. увеличить количество учащихся общеобразовательных школ, обучающихся в детской школе искусств до 465 человек к концу 2013 года;

3. увеличить среднюю посещаемость библиотек до 7,6 посещений (на 1 человека в год) к концу 2013 года;

4. увеличить среднюю читаемость до 23,2 (количество экземпляров на 1 человека) к концу 2013 года;

5. увеличить количество экземпляров книжного фонда до 419 тысяч экземпляров к концу 2013 года;

6. увеличить количество проведения мастер-классов до 8 и стажировок до 29 к концу 2013 года;

7. увеличить число компьютеров в филиалах сельских библиотек до 7 к концу 2013 годА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: