Современные научные исследования показывают, что развитие рыночных отношений в Российской Федерации, как и во всех странах с транзитивной экономикой, сопровождается необходимостью усиления государственного участия в развитии социальной сферы, в том числе в сфере культуры.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что в условиях перехода на инновационный путь развития эффективная культурная политика является важнейшим условием сбережения нации и ключевым фактором роста человеческого потенциала.
Трансформационные процессы значительно активизировали развитие конкурентных отношений, в том числе и в сфере культуры. В Концепции Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2016 годы)» подчеркивается, что в ходе реализации предыдущей Федеральной целевой программы не удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры
|
|
Спад в развитии сферы культуры вызван проблемами, снижающими эффективность функционирования институтов, призванных обеспечить включение культуры в рыночные отношения. К числу проблем, в первую очередь, можно отнести неэффективное расходование бюджетных средств, отсутствие выделения ключевых приоритетных направлений развития сферы культуры, имеющиеся несовершенства нормативно-правовой базы в области государственно-частного партнерства, меценатства и благотворительности и т.п. Значительную роль в условиях макроэкономических колебаний и нестабильности играет также падение платежеспособного спроса, особенно на региональном уровне, а также актуальные изменения в структуре потребительских предпочтений россиян.
В настоящее время в стране происходит становление новой экономической модели развития отрасли культуры, которые можно охарактеризовать как переход от традиционной сферы культуры к культурной индустрии. Актуальные изменения продиктованы новым жизненным укладом и резким ростом доли нематериальных, неутилитарных благ в структуре потребления: медиапотребления и услуг сферы культуры. Вышеперечисленные факторы требуют системных отраслевых реформ, основанных на максимально объективной оценке текущей ситуации.
Культурную политику на территории Великого Новгорода с 2009- 2012 год реализовывало 16 муниципальных учреждений со статусом юридического лица.
Культурно-досуговое обслуживание населения осуществляли 4 учреждения:
1. МАУК «Дворец культуры и молодежи «ГОРОД»;
2. МАУК «Городской Центр культуры и досуга им. Н.Г. Васильева»;
|
|
3. МАУК «Новгородская Дирекция по организации праздников»;
4. МАУК «Центр культуры, искусства и общественных инициатив «Диалог».
В сфере библиотечного обслуживания населения работало 2 муниципальных учреждения.
В состав МБУК «Библионика» входит 8 филиалов, Библиотечный центр для детей и юношества «Читай-город» имеет 4 точки доступа, расположенные в различных микрорайонах города.
Дополнительное образование детей осуществляло 6 учреждений:
1. МБУДОД «Новгородская музыкальная школа №1 им. С.В. Рахманинова»;
2. МБУДОД «Детская музыкальная школа им. А.С. Аренского»;
3. МБУДОД «Новгородская городская детская музыкальная школа им. П.И. Чайковского»;
4. МБУДОД «Детская школа музыкально-эстетического образования им. Д.Б. Кабалевского»;
5. МБУДОД «Новгородская детская художественная школа»;
6. МАУДОД «Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора».
В сфере профессионального искусства действовали 3 учреждения:
1. МАУКиИ «Дом музыки им. С.В. Рахманинова»;
2. МБУКиИ «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый»;
3. МБУКиИ «Городской духовой оркестр».
С 2010 года в сфере культуры работает муниципальное автономное учреждение «Парки Великого Новгорода».
Финансово-бухгалтерское обслуживание сферы культуры осуществляет МБУ «Центр финансово-бухгалтерского обслуживания учреждений и организаций сферы культуры и молодежной политики».
Фактическая обеспеченность (от нормативной потребности):
1. муниципальными учреждениями культуры клубного типа – 36,31 % (1986 зрительских мест при нормативной потребности – 5470 мест);
2. библиотеками –23,08% (9 библиотек при нормативной потребности – 39 библиотек);
3. парками культуры и отдыха – 100%.
Следует отметить, что фактическая обеспеченность жителей города услугами культуры, искусства и дополнительного образования детей выше, поскольку методика расчета не учитывает факт наличия в областном центре областных и федеральных государственных учреждений.
С целью решения выявленных факторов, а так же с учетом приоритетности задач, определенных Основными направлениями деятельности Правительства РФ до 2012 года и социально-экономического развития Великого Новгорода с 2011 года реализуется муниципальная целевая Программа «Культура Великого Новгорода (2011 - 2014 годы)».
Таблица 2.2.1
Сравнительный анализ показателей эффективности за 2010-2011 гг.:
Показатель | Ед. изм. | год | год |
1. Отношение среднемесячной номинальной заработной платы работников муниципальных учреждений культуры и искусства к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций города | % | 55,10 | 55,29 |
Для справки | |||
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций города | Руб. | 20598,90 | 21805,30 |
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства | % | 11349,54 | 12055,82 |
2. Удельный вес населения, участвующего в культурно - досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления городского округа (на платной основе) | Чел. | 76,83 | 86,77 |
численность населения, участвующего в культурно- досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления городского округа (на платной основе, учтенных по форме 7-НК) | Чел. | 168415,0 | 198749,0 |
среднегодовая численность населения городского округа | Чел. | 219726,0 | 218681,0 |
3. Численность учащихся в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию, в муниципальных учреждениях системы дополнительного образования детей (дополнительное образование в сфере культуры) | Чел. |
Таблица 2.2.2
|
|
Финансирование сферы культуры в 2011 году составило (в тыс. рублей):
Объем освоенных средств по сфере культуры (тыс. руб.) | План | Факт | % выполнения |
бюджетные ассигнования | 152502,4 | 152469,7 | 99,98 |
платные услуги (кассовый расход) | 61934,0 | 75036,6 | 121,2 |
субсидии из областного бюджета (программа «Культура Новгородской области») | 123,5 | 123,5 | |
консолидированный бюджет | 214559,9 | 227629,8 | 106,1 |
Таблица 2.2.3
Исполнение бюджета сферы культура в 2011 году, объемы финансирования за 2009-2011 год (в тыс. рублей):
Объем освоенных средств по сфере культуры(тыс. руб.) | Календарный год | ||
исполнение бюджета | 145039,1 | 138006,6 | 152469,7 |
С учетом того, что среднегодовая численность населения Великого Новгорода составляет: 218 681 человек, расходы консолидированного бюджета сферы культуры на 1-го жителя в 2011 году составили 1040,92 руб.
Доля платных услуг в общем объеме консолидированного бюджета составляет 32,28%. В целом, объем платных услуг по отношению к объему бюджетного финансирования составил 54,37%.
Доля расходов консолидированного бюджета сферы культуры по отношению к консолидированному бюджету муниципального образования составляет: 4,7% и выросла, по сравнению с 2010 годом, на 0,6%.
В муниципальных учреждениях культуры Великого Новгорода работает 635 чел., в том числе 146 чел. являются техническим персоналом. Из общего числа работников специалистами являются 489 чел., что составляет 87,67 %.
Из числа специалистов: с высшим образованием – 65 % (в 2010 году – 57,75%), со средним специальным – 31% (в 2010 году – 34,91%), средним - 4%.Из числа специалистов: с высшим профильным образованием - 43,79% (в 2010 году - 39,88%), со средним специальным профильным образование – 25,96% (в 2010 году - 32,77%).
Обучаются в высших учебных заведениях: 26 чел. специалистов, в учреждениях среднего профессионального образования: 8 чел. специалистов.
Рис 2.2.1 Кадровое обеспечение сферы культуры Великого Новгорода
В учреждениях проводятся внутреннее обучение сотрудников. В качестве положительного примера можно отметить инновационно-образовательный проект Центра культуры и досуга им. Н.Г. Васильева «Корпоративный университет».
|
|
В течение года - 52 чел. специалистов учреждений сферы культура приняли участие в различных областных семинарах, из них на семинарах по направлениям:
· библиотечная деятельность - 9 чел.,
· культурно-досуговая деятельность – 11 чел.,
· по дополнительному образованию детей - 28 чел.,
· народное творчество – 4 чел.
В отчётном периоде 13 чел. педагогов учреждений дополнительного образования повысили квалификационную категорию: 9 чел. аттестованы на 1 категорию, 4 чел. на высшую.
В 2011 году читателями муниципальных библиотек являлись: 58 583 чел., что составляет – 26,78% жителей Великого Новгорода (в 2010 году – 60 535 чел.; 28,21%).
Из них детей в возрасте от до 14 лет -29162 человек (в 2010 году – 28 844).
Количество посещений: 532 433 (- 10 475 к 2010 году), из них детьми до 14 лет: 211 592 чел. (+12 956 к 2010 году).
Книговыдача всего: 1 515 432 экз., из них пользователям до 14 лет: 637 326 экз.
Рис. 2.2.2 Количество посещений муниципальных библиотек
В 2011 году в фонды муниципальных библиотек поступило: 32 139 экз. на общую сумму: 4547100 руб., из них книжные издания: 16 001 экз. на сумму: 2 733 900 руб. За счет средств бюджета приобретен книжный фонд в объеме: 9 244 экз. на общую сумму: 1 985 220 руб.
Показатель по посещаемости в библиотеках выше среднего по Российской
Федерации, и составляет - 8,9.
Отмечается замедление отрицательной динамики основных показателей работы библиотек, являющееся тенденцией последних лет и рост показателей, связанных с работой с детьми до 14 лет.
Всем читателям муниципальных библиотек выдано: 1 515 432 экз. документов. В том числе пользователям до 14 лет: 637 326 экз. В отчетном периоде, муниципальными библиотеками проведено: 3 150 мероприятий, в которых приняли участие: 67 855 чел., организовано 815 книжно-иллюстративных и художественных выставок.
В 2009 году учреждениями культурно-досугового типа привлечено из внебюджетных источников: городской Дворец культуры: 120%, Центр культуры и досуга: 122% (значение указано к уровню соответствующего периода прошлого года).
В течение 2009 года городской Дворец культуры выполнил 11 заказов на проведение общегородских массовых мероприятий (в т.ч. фестивали и конкурсы).
В рамках Юбилейных торжеств сотрудники и коллективы городского Дворца культуры приняли участие, и организовали 27 творческих проектов, 8 исторических интерактивных площадок; Центр культуры и досуга провел 6 сольных концертов, принял участие в 4-х проектах, организовал проект «Родник мудрости и вдохновенья».
В рамках работы клуба ветеранов «Моя судьба» и клуба коренных новгородцев ЦКиД проведено около 100 мероприятий на бесплатной основе для взрослого населения города. В итоге обслужено свыше 15 000 человек.
В течение последнего времени утвердилась стабильная тенденция потребления услуг культурно-досуговых учреждений потребителями, так ЦКиД ориентирует свои услуги на взрослого населения, то в ГДК, четвертая часть от общего количества мероприятий, рассчитана на семьи с детьми.
В период с 2009 по 2011 год в рамках реализации муниципальных целевых программ проведено культурных мероприятий:
1. 29 – для инвалидов, обслужено 2805 человек. Основную нагрузку учреждения по участию в реализации программы «Социальная поддержка инвалидов» выполняет клуб ветеранов «Моя судьба», так как 50% участников данного объединения – инвалиды;
2. 18 – в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, (обслужено 1606 человек). В основном это блок - программы в рамках развлекательных программ для подростков;
3. 46 – в рамках программы «Культура Великого Новгорода» (обслужено 57980 человек). Учреждение реализует исполнение данной программы участием Народных и Образцовых творческих коллективов в Международных, Всероссийских, областных и городских фестивалях, смотрах и конкурсах;
4. 35 – мероприятий, ориентированных на семью (обслужено 8260 человек). Это мероприятия ко Дню Семьи, в рамках фестиваля «Лучшая семья года», выпускные вечера для школьников.
5. 21 – в целях профилактики негативных явлений в молодежной среде (обслужено 1552 человек). Работа проводится в виде бесед, выступлений специалистов и блок - программ во время проведения мероприятий для молодежи и подростков.
6. 24 – в рамках программы «Дети новгородчины» (обслужено 2110 человек). При реализации данной программы учреждение ориентируется на детей с ограниченными возможностями, из малообеспеченных семей, дошкольного детского дома, из многодетных семей, детей Центра «Подросток», коррекционные ДОУ.
7. 70 – в рамках программы «Патриотическое воспитание населения Великого Новгорода» (обслужено 13830 человек). Мероприятия по данной программе охватывают различные слои населения.
Всего проведено: 609 ед. (+4) мероприятий, их посетили: 205 943 чел. (-7 236 чел.).
Из общего количества мероприятий для детей и подростков: 149 ед. (+9), обслужено: 15 318 чел. (-1 228 чел.), для молодежи – 5 ед. (-2), обслужено 1 050 чел. (-56).
Всего за 2011 год учреждениями культурно-досугового типа, проведено:
1 603 мероприятия (426 000 чел.), из них: 855 мероприятий на платной основе (209608 чел. (+80 000) и 718 на бесплатной основе (229 448 чел. (-112332)).
Общий удельный вес населения участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, организованных учреждениями сферы культуры составляет: 96 % (в 1,7 раза больше, чем в предыдущем году).
В 2012 году приняты 22 социально-значимые проекты, которые выиграли в конкурсе проектов в сфере молодежной политики, проводимом отделом по делам молодежи комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода. На протяжении 2012 года данные проекты становились яркими информационными поводами, т.к. были направлены на решение самых разнообразных проблем таких, как:
- Интеграция молодежи в экономическую жизнь общества;
- Работа с молодыми семьями;
- Профилактика негативных явлений в молодежной среде;
- Поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- Воспитание лидеров, молодые менеджеры, молодежный актив;
- Развитие волонтерской деятельности;
- Развитие молодежного творчества;
- Стимулирование деятельности с детьми и молодежью по месту жительства;
- Организацию работы детских и молодежных объединений по месту жительства.
Как отмечают в отделе по делам молодежи, для реализации каждого проекта из бюджета Великого Новгорода выделяется по 25 000 рублей и по 35 000 рублей в зависимости от номинации. Конкурс проектов в сфере молодежной политики проводятся ежегодно за счет средств муниципальных целевых программ «Молодежная политика в Великом Новгороде», «Патриотическое воспитание населения Великого Новгорода
На протяжении с 2008 по 2012 года специалисты комитета Администрации Старорусского муниципального района осуществляли реализацию планов и программ социально-экономического развития города Старая Русса в сфере культуры и работы с детьми и молодежью. Совместно с учреждениями культуры разрабатывали и реализовывали планы и программы обеспечения культурно - досугового обслуживания населения и решения проблем молодежи города. Комитет участвовал в формировании социально-экономического прогноза и бюджета города на 2013 год.
В связи с введением новой системы оплаты труда с 01 декабря документация всех учреждений культуры приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Специалисты комитета и руководители учреждений культуры приняли участие в 70 совещаниях и заседаниях. В течение всего периода были подготовлены отчёты, направлены статистические данные по запросам ведомств по направлениям деятельности.
Систематически комитетом культуры проводились рабочие совещания с руководителями учреждений культуры по контролю реализации планов и деятельности учреждений. В совещаниях, по мере необходимости, принимали участие специалисты отделов и управлений администрации, обсуждались изменения в законодательстве, касающиеся сферы культуры. Всего организовано проведение более 60 совещаний.
При проведении массовых мероприятий разрабатываются планы по их подготовке, готовятся проекты постановлений и распоряжений для их реализации и бюджетирования. По итогам проведения всех мероприятий проводятся совещания по анализу качества и достигнутого результата.
В течение 2012 года специалистами комитета культуры проработано более 1 500 служебных документов, в том числе 67 обращений граждан (личный прием и письменные обращения). Подготовлено 594 документа.
В 2012 году комитет культуры продолжил работу по обеспечению сохранности, учету, отбору, упорядочению документов, образующихся в процессе деятельности комитета. Комитетом ведется постоянная работа по комплектованию и сдаче в архив администрации города документов по основной деятельности. В 2012 году в архив подготовлено 6 папок.
Уточнены сметы доходов и расходов учреждений за 2012 год и запланированы бюджетные ассигнования на 2013 год (внесены корректировки в расчеты по статьям, в штатные расписания, тарификации), также произведено планирование внебюджетных доходов и расходов учреждений. Приняты и проверены отчеты о финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры и искусства (подготовлена сводная отчетность в Департамент культуры Великого Новгорода и заинтересованные структурные подразделения администрации города).
В отчетный период в рамках исполнения бюджета комитетом осуществлялась деятельность, направленная на обеспечение договорной работы:
договоров - 196 (в том числе по комитету 15); в 2010 году - 134 (в т.ч. 5 по комитету);
контрактов - 50; 2010 - 75 (в т.ч. 5 по комитету);
соглашений- 9; 2010 - 8 (в т.ч. 1 по комитету).
В 2012 году продолжена работа с учреждениями культуры по вопросам организации поощрения работников сферы культуры (рассмотрение, корректировка, доработка документов, подготовка ходатайств в вышестоящие организации).
В течение года за особые заслуги был отмечен труд более 60 работников сферы культуры.
Разработана Программа «Развитие культуры Старорусского муниципального района на 2011-2014 годы».
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы по годам:
1. увеличить удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях до 601,57 процента к концу 2013 года;
2. увеличить количество учащихся общеобразовательных школ, обучающихся в детской школе искусств до 465 человек к концу 2013 года;
3. увеличить среднюю посещаемость библиотек до 7,6 посещений (на 1 человека в год) к концу 2013 года;
4. увеличить среднюю читаемость до 23,2 (количество экземпляров на 1 человека) к концу 2013 года;
5. увеличить количество экземпляров книжного фонда до 419 тысяч экземпляров к концу 2013 года;
6. увеличить количество проведения мастер-классов до 8 и стажировок до 29 к концу 2013 года;
7. увеличить число компьютеров в филиалах сельских библиотек до 7 к концу 2013 годА.