1. Стратегический анализ развития муниципального образования включает в себя следующие подразделы:
1.1 Анализ основных показателей, тенденций, проблем и диспропорций, сложившихся в социально-экономическом развитии, в т.ч.:
1.1.1 Основные сведения и особенности экономико-географического положения
Приводится общая информация о муниципальном образовании – год образования, географическое положение, размер занимаемой территории, сведения о расположении муниципального образования относительно крупных городов, областных центров, соседних регионов, транспортных магистралей; перечень входящих в состав городских и сельских поселений, особые местные условия, климат, краткие исторические сведения.
1.1.2 Наличие природных ресурсов, экологическая ситуация
При оценке природных ресурсов учитываются:
- земельные ресурсы (в т.ч. резервы земель, земли пригодные для строительства, развития сельского хозяйства);
- водные ресурсы (текущая и перспективная оценка водных объектов и их использования, качество водных ресурсов);
|
|
- минерально-сырьевые ресурсы (имеющиеся полезные ископаемые (рудные, нерудные), их потенциальные и используемые запасы, возможность использования в строительстве, промышленности, для нужд народных промыслов и др.;
- рекреационные ресурсы (наличие исторических памятников международного, федерального и местного значения; ландшафтно-рекреационные комплексы федерального и местного значения).
Также приводятся оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почвы; вопросы складирования и переработки твердых бытовых и промышленных отходов.
1.1.3 Население и трудовые ресурсы, уровень жизни
Анализ демографической ситуации проводится с целью выявления тенденций изменения численности населения, факторов, определяющих эти изменения и проблем, требующих решения. Показатели: динамика численности населения; возрастная и половая структура; доля населения в трудоспособном возрасте; общий уровень рождаемости; уровень смертности; уровень детской смертности; естественный прирост населения; миграционный отток и приток, основные направления миграционных потоков; плотность населения.
Анализ рынка труда и рабочей силы проводится для определения состояния занятости: обеспечение рабочими местами, соответствие спроса и предложения рабочей силы по образовательному и профессионально-квалификационному составу, уровень безработицы.
Анализ уровня жизни населения может быть выполнен на основании данных о доходах, в том числе уровня заработной платы, дифференциации населения по уровню доходов, в том числе ниже прожиточного минимума. Значения показателей рекомендуется приводить в сопоставлении с соответствующими данными по России и области.
|
|
1.1.4 Реальный сектор экономики (тенденции в развитии ключевых отраслей экономики, включая промышленность, строительство, сельское хозяйство и другие отрасли; развитие малого бизнеса, состояние деловой инфраструктуры)
Анализ экономики выполняется с целью определения места муниципального образования в экономике региона; наметившихся тенденций, изменений в хозяйственной специализации, выявления конкурентных преимуществ отраслей (крупных субъектов) экономики, выявления ключевых проблем, препятствующих экономическому росту. Также анализируется состояние инвестиционной деятельности (динамика ввода основных фондов в отраслевом разрезе и по видам собственности, источники инвестиций).
Учитывается состояние деловой инфраструктуры: наличие и масштабы финансово-кредитных учреждений (банки, инвестиционные фонды, финансовые компании и т.д.), юридических, страховых, рекламных, маркетинговых компаний; консалтинговых фирм; наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Также необходимо выполнить анализ хозяйственного климата, под которым понимается комплекс экономических и административных условий для хозяйственной деятельности, включающий условия входа на рынок, налоговый и инвестиционный климат, доступность квалифицированной рабочей силы и т.п.
1.1.5 Коммунальное хозяйство и инфраструктура (структура и состояние жилого фонда, обеспеченность жильем, система тепло и водоснабжения, энергетика, транспорт и т.д.)
Приводитсяхарактеристика типов жилья (ветхость, благоустроенность и т.д.); состояние рынка жилья, развитие ипотечного кредитования; потребность в улучшении жилищных условий; развитие системы жилищно-коммунального обслуживания. Анализируется обеспеченность жильем, темпы жилищного строительства.
Также приводятся данные в разрезе объектов инфраструктуры: водоснабжение (источники, проектная мощность водозаборных сооружений, протяженность сетей), очистные сооружения (мощность, степень износа протяженность сети), источники электрической и тепловой энергии (наличие и специализация котельных, протяженность сетей), выявляются критические узлы в системе жизнеобеспечения муниципального образования.
1.1.6 Транспорт и связь
Описывается система транспортного сообщения, в т.ч. внешнего – связь с крупными городами и районами области или соседними регионами; наличие на территории собственных транспортных узлов; крупные грузовые и пассажирские транспортные предприятия (количество и марки подвижного состава, пассажиро - и грузооборот). Анализируется состояние дорог и объектов транспортной инфраструктуры, приводится прогноз исчерпания пропускной мощности с учетом роста нагрузки.
Указывается количество предприятий связи общего пользования; виды услуг, предоставляемых предприятиями связи: почтовая связь, сотовая телефонная и т.д. Выявляются узкие места, потребность в модернизации телекоммуникационной инфраструктуры.
1.1.7 Тенденции в развитии отраслей социальной сферы и гражданского общества
Целью проведения анализа является выявление диспропорций в развитии социальной сферы муниципального образования, обоснование и определение направлений развития. Эффективность функционирования социальной сферы может оцениваться как количественными, характеризующими состояние материально-технической базы социальной сферы, так и качественными показателями. При наличии соответствующих данных целесообразно использовать показатели, характеризующие степень удовлетворения потребностей населения в количестве и качестве услуг, предоставляемых социальной сферой. Выделяются параграфы: образование, здравоохранение, социальная защита, культура, спорт. Анализируется активность организаций гражданского общества, в т.ч. волонтерских и других некоммерческих организаций.
|
|
1.1.8 Муниципальное управление
Описывается система муниципального управления, указываются особенности межбюджетных отношений, в т.ч. особенности перераспределения полномочий между уровнями бюджетной системы (если имею место), динамика доходов и расходов местного бюджета. Приводятся сведения о муниципальной собственности (земля, здания, предприятия), в т.ч. затраты на содержание и получаемый доход, анализируются результаты политики местных органов власти в области управления собственностью.
1.1.9 Ресурсная обеспеченность
Приводится информации о доле земель, занятых жилой и общественно-деловой застройкой; доле земель, не вовлеченных в градостроительную или иную деятельность; указывается наличиесвободных земельных участков, пригодных для строительства;помещений,пригодных для вовлечения хозяйственную деятельность. Приводятся объемы и динамика инвестиционной деятельности в разрезе источников средств, сведения о реализуемых инвестиционных проектах, возможностях участия в федеральных и региональных целевых программах.
Также приводятся сведения об избытке (дефиците) мощности энерго- и ресурсо снабжающих организаций. На основе приведенной информации делаются выводы относительно обеспеченности муниципального образования территориальными, топливно-энергетическими, финансово-инвестиционными ресурсами, включая средства местного бюджета.
1.2. Анализ внешней среды. Под внешней средой понимается комплекс факторов, не зависящих от действий местных властей и бизнеса условия, но оказывающие существенное влияние на развитие муниципального образования.
В разделе приводится анализ и прогноз развития внешних условий (в их числе мировые, европейские, российские и региональные тенденции; социально, экономические, технологически и политические факторы), оказывающих наиболее значимое влияние на развитие муниципального образования. В том числе проводится анализ влияния государственной политики (федерального и регионального уровней) на социально-экономическое развитие муниципального образования.
|
|
1.3. Основные выводы интегрируются в соответствии с принципами SWOT – анализа, с выделением:
а) сильных и слабых сторон муниципального образования (рекомендуемая форма представлена в табл. 1),
б) внешних возможностей и угроз (рекомендуемая форма представлена в табл. 2),
в) анализом того как сочетаются сильные и слабые стороны с внешними возможностями и угрозами, включая определение возможных точек роста (рекомендуемая форма представлена в табл. 3).
1.4. Сравнение и выбор стратегических альтернатив. Необходимо привести развернутое описание возможных сценариев развития муниципального образования (стратегических альтернатив).
Формулируются критерии выбора (например, влияние сценария на занятость, доходы и расходы местного бюджета, экологическую ситуацию и т.д.) и проводится сравнительный анализ стратегические альтернатив (рекомендуемые формы представлены в табл. 4. и 5.).
2. Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития муниципального образования. В разделе приводится:
а) обоснование выбора базового сценария развития муниципального образования;
б) фиксируются миссия и главная цель социально-экономического развития муниципального образования.
в) формулируются приоритеты и задачи социально-экономической политики в разрезе основных направлений (социальная сфера, экономика и предпринимательство, коммунальное хозяйство и т.д.).
г) проводится сопоставление целей развития муниципального образования с целями и задачами, изложенными в стратегии региона (рекомендуемая форма представлена в табл.6) .
д) определяются целевые показатели и их значения, отражающие ожидаемые результаты реализации Стратегии (значения целевых показателей фиксируются на момент разработки Стратегии – достигнутый уровень, и далее устанавливаются на срок действия Стратегии с выделением промежуточных значений, в увязке с принятым циклом бюджетного планирования) - рекомендуемая форма представлена в табл.7.
3. Механизмы реализации Стратегии. В разделе определяются сроки и этапы реализации Стратегии; дается оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии, перечень муниципальных программ.
Также указываются органы ответственные за реализацию Стратегии, описывается процедура мониторинга хода реализации Стратегии.