На современном этапе иностранные инвестиции для развития России имеют существенное значение, прежде всего для стабилизации и подъема отечественной экономики. Важность привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику обусловливается следующими причинами:
1) крайне слабо развит внутренний рынок инвестиционных ресурсов. Он включает: средства государства, средства кредитных линий по межправительственным соглашениям, средства российских коммерческих банков и инвестиционных структур;
2) незначителен уровень иностранных инвестиций;
3) опережение экспорта над импортом инвестиций, что в первую очередь связано с инфляцией, экономическим кризисом, политической и социальной нестабильностью в стране.
В Законе РСФСР № 1545 – 1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4.07.91г. в ст. 2 сказано: «Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода)».
|
|
Под частными иностранными инвестициями понимают инвестиции, осуществляемые частными предприятиями, гражданами одной страны в предметы инвестиций, расположенные на территории другой страны.
Иностранные инвесторы имеют право на осуществление инвестиций в России в следующих формах:
- долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими лицами и гражданами;
- учреждение предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
- приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;
- приобретение иных имущественных прав и др.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации иностранные инвесторы на территории страны обеспечиваются полной и безусловной правовой защитой. Законодательство предоставляет гарантии от принудительных изъятий, а также от национальных действий государственных органов и их должностных лиц, предполагая предоставление компенсации в размере нанесенного ущерба, в том числе и в части упущенной выгоды.
Право собственности иностранного инвестора на осуществление инвестиций закреплено Законом «О собственности в РСФСР», введенным в действия с 1 января 1991г.
Установлено (ст. 28), что иностранные юридические лица вправе иметь на территории Российской Федерации в собственности промышленные и иные предприятия, здания, сооружения и иное имущество для целей осуществления ими предпринимательской и иной деятельности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Иностранные инвестиции могут вкладываться на территории страны в любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций законодательством.
|
|
В ст. 7 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» содержится положение о том, что «иностранные инвестиции в РФ не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации». Однако далее предусмотрено, что такие меры допускаются «в исключительных, предусмотренных законодательством случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах».
Создание прогрессивной и понятной для иностранных инвесторов правовой базы является основой для их привлечения в нашу страну, но при этом важно не забывать и интересы отечественной экономики. Для этого они должны направляться в первую очередь в конкретные отрасли промышленности и народного хозяйства.
В условиях дефицита накоплений все отрасли нуждаются в дополнительных источниках финансирования; но ориентация иностранных инвестиций на финансовый сектор, топливные и сырьевые отрасли является тормозом в структурной перестройке экономики и не способствует экономическому росту.
Государственное регулирование иностранных инвестиций в России является противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-за отсутствия концепции национальных интересов, без которой невозможно создать комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную соответствующими исполнительными структурами и жестким механизмом контроля.
В настоящее время иностранные инвесторы самостоятельно определяют сферы приложения своего капитала в России. Роль государства в этом вопросе остается пассивной. Вместе с тем недостаток инвестиционных ресурсов диктует необходимость определения приоритетных отраслей, производств и видов деятельности и привлечения в эти сферы, в том числе и иностранных инвесторов, создавая им налоговые и финансовые льготы. Это относится как к отраслевой, так и к региональной структуре иностранных инвестиций. Для последней характерны наибольшие переносы в распределении полученных ресурсов. Существенные различия в региональной структуре иностранных инвестиций объясняются, с одной стороны, недостаточной разработанностью региональной политики (или ее отсутствием в отдельных субъектах Федерации) по привлечению иностранного капитала, с другой – государственная политика в области иностранных инвестиций должна быть направлена на стимулирование их привлечения в депрессивные регионы через предоставление иностранным инвесторам таможенных и налоговых льгот.
Несмотря на наметившуюся тенденцию притока иностранных инвестиций в российскую экономику он несопоставим с развитыми и даже развивающимися странами.
На данное положение влияет целая группа факторов, к наиболее существенным, из которых относятся (в порядке убывания значимости):
- неожиданные изменения налогового законодательства;
- действующее налоговое законодательство;
- незащищенность прав собственности;
- таможенные органы;
- политическая нестабильность;
- налоговые органы;
- неразвитый банковский сектор;
- российская система бухгалтерского учета;
- неожиданные изменения внешнеторговой политики;
- неустойчивая макроэкономическая ситуация;
- слабая защита прав кредиторов;
- коррупция;
- текущая внешнеторговая политика;
- слабая защита интеллектуальной собственности;
- неплатежи заказчиков;
- произвол властей;
- риск изъятия собственности.