В этом упражнении экспериментальная установка состоит из дифференциальной медь – константановой термопары, соединенной с милливольтметром (рис.1), и сосудов с разными средами. Градуировку проводят по двум реперным точкам: температурам таяния льда и кипения воды. Во время градуировки один спай А термостатируют в сосуде Дьюара с тающим льдом, а второй В поочередно погружают в сосуды, в которых созданы среды с известными температурами. Термоэдс ε измеряют с помощью милливольтметра. Температуру воды контролируют специальным термометром.
Порядок выполнения упражнения и обработка результатов измерений
1. Собрать измерительную цепь (рис.1). Проверить надежность всех контактов.
2. Приготовить сосуд Дьюара со смесью льда с дистиллированной водой и колбу с кипящей дистиллированной водой.
3. Поместить оба спая в сосуд Дьюара с тающим льдом и определить значение ε.
4. Один из спаев А оставить в сосуде Дьюара с тающим льдом, а второй В поместить в колбу с кипящей водой и вновь измерить ε.
|
|
5. По полученным значениям построить градуировочную зависимость ε от разности температур спаев. Определить прямые погрешности измерений.
6. Приготовить сосуд с дистиллированной водой, находящийся при комнатной температуре. Второй спай В поместить в этот сосуд и измерить значение ε. По градуировочной зависимости определить температуру воды. Сравнить полученное значение с показаниями термометра, помещенного в эту воду. Сделать вывод.
7. Определить значение постоянной термопары k. Сравнить с табличным значением.
Упражнение 3: определить температуру плавления сплава Вуда с помощью термопары.
Чтобы убедиться в том, что термопара проградуирована правильно, ее проверяют по температуре плавления известного вещества (сплав Вуда tпл = 47 °C ).
Описание экспериментальной установки
В схему экспериментальной установки, кроме дифференциальной термопары и милливольтметра (рис.1), входит электрическая печь с отверстием в крышке, фарфоровый тигель с веществом и секундомер, определяющий время τ охлаждения и нагревания вещества
Порядок выполнения упражнения и обработка результатов измерений
1. Зарисовать таблицу 1.
Таблица 1
Охлаждение | Нагревание | ||||||
№ | τ, с | ε, мВ | t, 0C | № | τ, с | ε, мВ | t, 0C |
2. Поместить в электрическую печь фарфоровый тигель с веществом. Второй спай В термопары располагается в отверстии крышки печи таким образом, чтобы он мог погрузиться в расплавленное вещество, не касаясь дна и стенок тигеля.
3. Включить печь. Убедившись в том, что вещество расплавилось и конец термопары в него погружен, печь выключают.
|
|
4. При охлаждении печи через каждые 10с определяют значения ε до тех пор, пока сплав не затвердеет.
5. С помощью градуировочного графика, полученного в упражнении 2, определяют соответствующую этим значениям температуру t сплава. Полученные данные заносят в таблицу1.
6. Включают печь. При нагревании печи через каждые 10с определяют значение ε до тех пор, пока вещество не расплавится. С помощью градуировочного графика, определяют соответствующую этим значениям температуру. Полученные данные заносят в таблицу 1.
7. Печь выключают и вынимают из нее спай термопары.
8. На основании полученных результатов, строят график зависимости температуры сплава t от времени охлаждения и нагревания τ, в случае охлаждения и нагревания.
9. Анализируя полученную зависимость, определяют значение температуры плавления (кристаллизации) сплава Вуда.
10. Находят погрешность результата и сравнивают его с табличным значением.
11. Делают вывод о правильности градуировки термопары.
Контрольные вопросы
1. Что такое термопара?
2. Физический смысл константы С?
3. Рассказать о методике изготовления термопары.
4. Что называется дифференциальной термопарой?
5. Как производиться градуировка с датчика температуры на основе термопары?
6. Как можно проверить градуировку датчика температуры?
Лабораторная работа № 12
Измерение электрической проводимости водных растворов электролитов
Цель работы: ознакомление с классическим методом измерения электрической проводимости раствора электролита; определение удельной электрической проводимости чистой воды, водных растворов поваренной соли и хлористого калия различнойконцентрации; определение силы электролита.