Тема 7. Правовой режим защиты государственной тайны

Сущность и содержание государственной тайны самым тесным образом связаны с национальной безопасностью нашей страны и ее важнейшей составляющей — информационной безопасностью.

В древности понимание безопасности не выходило за рамки обыденного представления и трактовалось как отсутствие опасности или зла для человека. В таком житейском значении термин «безопасность» употреблялся, например, древнегреческим философом Платоном.

В средние века под безопасностью в целом понимали спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Однако данный термин не вошел прочно в лексику народов Европы и до XVII в. использовался редко.

Широкое распространение в научных и политических кругах западноевропейских государств понятие «безопасность» приобретает благодаря философским концепциям Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы и других мыслителей XVII—XVIII вв., означая состояние, ситуацию спокойствия, появляющуюся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной)».

В XIX в. в российской научной литературе появляется понятие «государственная безопасность». В этот период по своему содержанию оно совпадало с такими словосочетаниями, как «безопасность Российской империи», «безопасность царской России», «безопасность государства и общества».

В советском нормотворчестве термин «государственная безопасность» появился в 1934 г. после образования в составе НКВД СССР Главного управления государственной безопасности, которому были даны функции ликвидированного ОГПУ. В этот период указанное словосочетание в известной мере выражало официальную точку зрения военно-политического руководства страны о приоритете интересов государства диктатуры пролетариата над интересами общества и отдельно взятой личности (в тот период действовал принцип: «Общество для государства»). В 1936 г. термин «государственная безопасность» был официально включен в текст Конституции СССР (гл. 2, ст. 14, п. «и») и получил широкое распространение в документах и актах органов советского государства, а также в советской правовой литературе. Причем на протяжении длительного времени им пользовались без какого-либо разъяснения его значения, и только в 50-е гг. XX в. в юридической и специальной литературе появились первые попытки его толкования. Вместе с тем, изучение данного понятия не носило системного, комплексного характера и проводилось отдельными авторами в основном в рамках закрытых научно-исследовательских и учебных заведений КГБ СССР, ГРУ Генерального штаба и других учреждений.

Таким образом, сфера безопасности в дореволюционный и советский периоды была в известной мере монополизирована государством, причем не только в политическом и практическом, но и в теоретическом плане. Сами же представления о безопасности носили весьма ограниченный характер. Главным объектом политики безопасности выступала безопасность государства, под которой на практике, прежде всего, подразумевалась безопасность политического режима.

Данные обстоятельства способствовали тому, что в сознании некоторых граждан России на рубеже 1989-1993 гг. сформировалось негативное представление относительно роли в обществе государственной безопасности. Она рассматривалась как нечто такое, что противостоит обществу, человеку, личности и от чего необходимо отказаться на пути Демократизации страны. Подобный подход, проявившийся в годы «перестройки», способствовал развертыванию широкой волны критики органов государственной безопасности, которая нередко сопровождалась их дискредитацией.

Вместе с тем, наряду с этими деструктивными процессами постепенно стало развиваться и переосмысление природы национальной безопасности государства в целом, а также практической политики в этой сфере.

Одновременно с общественно-политическими дискуссиями в нашей стране шла выработка официальной государственной концепции безопасности. Так, вслед за неправительственными концепциями появились и официальные документы по вопросам стратегии России после окончания «холодной войны».

Официальный подход властей к проблемам безопасности России в этот период был представлен прежде всего в положениях Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1[19], который закреплял правовые основы обеспечения национальной безопасности, определял ее систему и функции, устанавливал порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Безопасность здесь определялась как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»[20]. Жизненно важные интересы, в свою очередь, рассматривались как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности — с ее правами и свободами; общества — с его материальными и духовными ценностями; и государства — с его конституционным строем и суверенитетом.

Аналогичным образом сущность национальной безопасности была определена и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О национальной безопасности» (июль 1996 г.), а также в Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (затем уточненной аналогичным Указом от 10 января 2000 г. № 24 г)[21]. Появление этих нормативных документов знаменовало завершение важного этапа формирования теории и политики безопасности в России. Их содержание позволяло судить о характере официальной позиции руководства страны, касающейся состояния безопасности, для развития гражданского общества в России.

Например, указанная Концепция в качестве национальных интересов России, определявших основные направления обеспечения ее национальной безопасности, рассматривала совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Пришедшая ей на смену Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537[22], в своем п. 6 уточняет понятие национальной безопасности России. Здесь оно рассматривается как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства».

В соответствии с положениями п.п. 23 и 24 Стратегии основными современными приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности РФ, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

• повышении качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

• экономическом росте, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

• науке, технологиях, образовании, здравоохранении и культуре, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

• экологии живых систем и рациональном природопользовании, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

• стратегической стабильности и равноправном стратегическом партнерстве, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Характерно, что понятия национальной обороны, государственной и общественной безопасности формулируются в Стратегии не через дефиниции, а путем перечисления основных целей последних, задач и угроз, направленных на их дестабилизацию, а также направлений государственной политики в сфере обеспечения и поддержания национальной безопасности. Это позволяет более предметно оценить содержание каждого из перечисленных ее элементов. Наиболее информативными в плане представленной характеристики основных составляющих национальной безопасности являются перечни угроз, возникающих в рассматриваемых областях.

Так, из положений п. 30 усматривается, что «угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки».

Согласно положениям п. 37 Стратегии «основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются:

разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности РФ;

деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя РФ, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ;

экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности РФ, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией».

С учетом сказанного, национальную безопасность РФ следует рассматривать как состояние защищенности интересов всех ее объектов в основополагающих областях, включая и информационную сферу.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Взаимосвязь перечисленных понятий представлена в приложении 6.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» относит сведения, содержащие государственную тайну, к информации ограниченного доступа, распространение которой в России запрещено (ст. 5, п. 3, подп. 4). Однако качественный состав государственной тайны закон не раскрывает. Он содержит на этот счет единственную бланкетную норму, которая гласит, что «защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне». Следовательно, основным законодательным источником в этой сфере является Закон РФ «О государственной тайне[23].

В нет определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты в соответствии с сущест­вующим принципом разделения функций органов представительной, исполнительной и судебной властей. К субъектам указанной деятельности относятся Палаты Федерального Собрания; Президент РФ; Правительство РФ; органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий; органы судебной власти (см.: приложение 7).

В ст. 5 закона области государственных интересов в сфере защиты государственной тайны конкретизированы в виде перечня, состоящего из 23 позиций. Закон не устанавливает исчерпывающего перечня сведений, относимых к государственной тайне, путем его жесткого закрепления, а лишь создает законодательную основу для отнесения конкретных сведений к государственной тайне, если для этого имеется соответствующее обоснование. Таким образом, с изданием Закона РФ «О государственной тайне» появилась возможность перейти от жесткой и неповоротливой перечневой системы общегосударственного засекречивания, практиковавшейся в советский период, к системе отраслевых, ведомственных и программно-целевых перечней, которые достаточно оперативно могут изменяться в соответствии с происходящими изменениями в экономической и политической жизни страны. Такой подход позволяет адаптировать систему засекречивания к изменяющейся обстановке в сферах ***, на которые распространяется действие Закона РФ «О государственной тайне», и вводить экономические и качественные показатели обоснованности засекречивания, исключать искусственно насаждаемую секретность, наносящую ущерб экономическим интересам РФ и законным правам граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: