Какие это сферы? военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной

Базовыми принципами засекречивания являются:

принцип законности засекречивания, устанавливающий ориентиры для создания отраслевых, ведомственных или программно-целевых перечней сведений, подлежащих засекречиванию,

принцип обоснованности засекречивания, позволяющий из всего многообразия информации, засекречивание которой законно, выбрать только ту, засекречивание которой еще и целесообразно по экономическим и иным причинам. Реализация этих принципов позволяет разрабатывать экспертные методики отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к соответствующим степеням секретности, что позволяет расходовать средства на защиту исключительно тех сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны.

принцип своевременности засекречивания, способствующий принятию превентивных мер по засекречиванию сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, еще на стадии их обретения или разработки.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание рассматриваются в законе как введение определенных ограничений на их распространение и на доступ к носителям такой информации.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне[24] определен Указом Президента РФ и определяет виды государственных интересов в области защиты государственной тайны, конкретизируя и развивая. В Перечне фигурируют те же сферы защищаемых информационных интересов государства, но по сравнению с перечнем из Закона РФ «О государственной тайне», этот список значительно шире и содержит уже 113 типов сведений, относящихся к государственной тайне. Но и этот Перечень не является исчерпывающим, поскольку конкретизация не входит в его задачи, детальное содержание информации, составляющей государственную тайну, исходя из профессиональных интересов ее субъектов, определяется на сегодняшний день ведомственными перечнями федеральных органов исполнительной власти.

Четкая регламентация отдельных категорий информационных ресурсов, связанных с обеспечением государственной безопасности, может натолкнуть на мысль, что все прочие виды сведений не должны засекречиваться. Это логично и с точки зрения принципа: «Что не запрещено законом, то разрешено». Однако, учитывая ограничительный характер Закона РФ «О государственной тайне» и перспективу конкретизации его положений рядом подзаконных нормативных актов, в нем предусмотрена норма прямого действия — ст. 7 четко определяет сферы информационных интересов гражданского общества, в которых засекречивание сведений ни при каких обстоятельствах не допускается. Так, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию следующие сведения:

• о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

• о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образовании, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

• о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

• о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

• о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

• о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

• о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Создание такого списка интересов гражданского общества в концентрированном виде необходимо для решения вопроса об ответственности должностных лиц за умышленное засекречивание сведений, которое может нанести ущерб гражданам. В ч. 3 ст. 41 Конституции РФ отмечается, что «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с фед. законом»[25].

Ответственность должностных лиц предусмотрена не только за прямое, но и за косвенное засекречивание перечисленных категорий сведений - за включение их для засекречивания в сведения, составляющие государственную тайну.

В соответствии с принципом обоснованности засекречивания информации ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне» устанавливает 3 степени секретности сведений, отнесенных к государственной тайне: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Характерно, что одна и та же категория сведений, в зависимости от объема и потенциально наносимого их распространением ущерба государству, может иметь различную степень секретности: от «особой важности», если речь, например, идет об обобщенных сведениях, касающихся деятельности нескольких ведомств, до грифа «секретно», если рассматривается работа отдельного предприятия или его структурного подразделения.

В Законе о государственной тайне также указаны общие подходы к разработке единой методики определения размеров возможного ущерба, наносимого государству разглашением тех или иных сведений, то есть разработку общей базы качественных и количественных экономических и иных критериев, позволяющих в ходе экспертной оценки обосновывать необходимость и целесообразность отнесения указанных сведений к государственной тайне.

Подробно эта деятельность конкретизирована в Правилах отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности [26]. Эти Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, а также другими органами государственной власти, органами МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями при подготовке предложений о включении в перечни сведений, обладателями которых они являются.

Для разработки проектов развернутых перечней в министерствах и ведомствах должны создаваться экспертные комиссии, в состав которых включаются компетентные специалисты, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну. Экспертные комиссии проводят анализ всех видов деятельности соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций с целью определения тех видов сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. С учетом степени тяжести потенциального ущерба государственным интересам, этим сведениям присваивается тот или иной гриф секретности.

Особо важными, как правило, признаются сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной Деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в целом в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям относится аналогичная информация, распространение которой может нанести ущерб интересам отдельного министерства (ведомства) либо отдельной отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретной информации следует относить сведения, разглашение которых способно нанести ущерб интересам отдельно взятого предпри ятия, учреждения или организации в одной или нескольких из перечисленных областей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: