Как это происходит?

Правила разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденные Постановлением Правительства РФ[27] определяют порядок разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, представляют в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны предложения о включении сведений в проект перечня в соответствии со своей компетенцией, перечнем сведений, составляющих государственную тайну, предусмотренным статьей 5 Закона РФ «О государственной тайне», и методическими рекомендациями Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Разработка указанных предложений осуществляется с учетом экспертной оценки экономических и иных последствий отнесения сведений к государственной тайне.

А Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне утвержден распоряжением Президента РФ от 16.04. 2005 г. № 151-рп[28]. В него включены члены Правительства РФ, руководители отдельных федеральных ведомств, Председатель ЦБ РФ и руководитель Администрации Президента РФ.

Степень секретности сведений, находящихся в распоряжении нескольких органов государственной власти, устанавливается по взаимному согласованию между ними.

Разработанные экспертными комиссиями предложения включаются в проекты перечней соответствующих управленческих уровней. Проект перечня, разработанный экспертной комиссией высшего уровня, представляется на утверждение руководителю органа государственной власти, наделенному полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Последний решает вопрос не только о целесообразности засекречивания представленных ему на рассмотрение отдельных категорий сведений, но и всего их перечня. Утвержденные перечни в целях координации работ по защите государственной тайны направляются в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

После утверждения развернутые перечни засекреченных сведений доводятся до заинтересованных пользователей.

Порядок реализации процесса, обратного засекречиванию — рассекречивания сведений, отнесенных к государственной тайне, и их носителей — определяется положениями ст. 13 Закона РФ «О государственной тайне». Снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям возможно лишь по двум основаниям:

1) взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну,

2) изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание подотчетных им действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности их засекречивания и соответствия установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях он может быть продлен на определенный период по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принимаемых ими решений по рассекречиванию сведений. Все изменения подлежат согласованию с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.

В итоге, в общегосударственный Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, включаются сведения, отнесенные к ней должностными лицами, на которых возложено своевременное реагирование по всем поводам, связанным с изменением секретности тех или иных сведений. Детализация отдельных его положений, в рамках ведомственных развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, исключает общедоступность последних. Вместе с тем, все ведомственные развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, по своему содержанию не выходят за рамки, определенные положениями ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» и Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне. Таким образом, развернутые перечни в значительной мере играют роль методических руководящих документов для лиц, допущенных к государственной тайне.

Обеспечение защиты государственной тайны

В числе главных задач государственной системы защиты информации рассматриваются:

1. Проведение единой политики, организация и координация работ по защите информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности.

2. Исключение или существенное затруднение добывания информации средствами разведки.

3. Предотвращение утечки информации по техническим каналам и несанкционированного доступа к ней.

4. Предупреждение вредоносных воздействий на информацию, ее носители, а также технические средства ее создания, обработки, использования, передачи и защиты.

5. Принятие правовых актов, регулирующих общественные отношения в области защиты информации.

6. Анализ состояния и прогнозирование возможностей используемых технических средств разведки, а также способов их применения.

7. Формирование системы информационного обмена сведениями об осведомленности иностранных разведок о силах, методах, средствах и мероприятиях, обеспечивающих защиту информации внутри страны и за ее пределами.

8. Организация сил, разработка научно обоснованных методов, создание средств защиты информации и контроля за ее эффективностью.

9. Контроль за состоянием мер защиты информации в органах государственной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях всех форм собственности, использующих в своей деятельности охраняемую законом информацию.

На данный момент к российским органам защиты государственной тайны (они же — специальные субъекты защиты государственной тайны), согласно положениям ст. 20 Закона РФ «О государственной тайне», относятся:

1) Межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

2) Совет Безопасности РФ, деятельность которого регламентирована положениями раздела III Закона РФ «О безопасности» и другими нормативными правовыми актами;

3) ФСБ РФ (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности);

4) Минобороны РФ (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны);

5) Служба внешней разведки (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки);

6) Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической зашиты информации);

7) их территориальные органы;

8) органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Рассмотрим компетенцию указанных специальных субъектов защиты государственной тайны.

Совет Безопасности РФ. К числу основных задач этого органа в области обеспечения национальной безопасности (включая и ее информационную составляющую) относятся:

• разработка основных направлений стратегии развития государства в данной области;

• подготовка предложений Президенту РФ для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения национальной безопасности;

• подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;

• подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

• подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

• подготовка предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности; и др.[29]

Решения Совета Безопасности утверждает Президент РФ. В силу этого решения Совета Безопасности становятся обязательными для исполнения всеми органами обеспечения информационной безопасности, входящими в состав исполнительной власти. Органы законодательной и судебной власти сохраняют гарантированную Конституцией РФ самостоятельность, но все же учитывают решения Совета Безопасности в своей деятельности. Т.е. Совет Безопасности является одним из средств реализации конституционной обязанности Президента РФ обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны учреждена Указом Президента РФ 08.11.1995 г. № 1108. Вскоре было утверждено Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, ее структура и состав по должностям (20.01.1996 г. президентским Указом № 71).

В настоящее время действует новое Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утвержденное Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286[30], в котором отражены ее полномочия по координации деятельности органов государственной власти, органов МСУ и организаций по вопросам реализации федерального законодательства в области государственной тайны.

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) играет ключевую роль в обеспечении защиты государственной тайны среди ФОИВ. Основные задачи указанного ведомства по данному направлению его деятельности сформулированы в п. 8 Положения о Федеральной службе безопасности РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 11.08.2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности РФ»[31].

До 2003 г. большинство задач и функций федеральной службы безопасности в области зашиты государственной тайны выполняло Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), образованное в соответствии с Законом РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации» [32].

В 2003 г. ФАПСИ было упразднено, а его функции переданы ФСБ РФ, Службе внешней разведке РФ (СВР России) и Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ (ФСО России).

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК России). ФСТЭК России (прежнее название — Государственная техническая комиссия при Президенте РФ или Гостехкомиссия России) была образована в соответствии с Указом Президента РФ от 5 января 1992 г. № 9 на базе Гостехкомиссии СССР.

До образования в 1996 г. Межведомственной комиссии по защите государственной тайны Гостехкомиссия России выполняла ее функции.

В 2004 г. Гостехкомиссия России в соответствии с указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[33] и от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти[34] была переименована в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю РФ (ФСТЭК России). Положение о ФСТЭК России было утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю»[35].

В настоящее время ФСТЭК России имеет статус федерального органа исполнительной власти, который осуществляет реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:

1) обеспечения безопасности (некриптографическими методами) информации в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на безопас­ность государства в информационной сфере, в том числе в функ­ционирующих в составе критически важных объектов Российской Федерации информационных системах и телекоммуникационных сетях, деструктивные информационные воздействия на которые могут привести к значительным негативным последствиям;

2) противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации;

3) обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации ограниченного доступа, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории РФ;

4) защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

5) осуществления экспортного контроля.

Основными задачами ФСТЭК России являются:

1) реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

2) осуществление государственной научно-технической политики в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

3) организация деятельности государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и объектовом уровнях, а также руководство указанной государственной системой; и др.

Министерство обороны РФ. Российское военное ведомство, согласно п. 7 Положения о Министерстве обороны, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны РФ»[36], выполняет следующие полномочия в области защиты информации:

• обеспечивает информационную безопасность и защиту государственной тайны в Вооруженных Силах;

• организует в пределах своей компетенции работы по сертификации средств защиты информации;

• организует рассмотрение заявок и выдачу патентов на секретные изобретения в области вооружения и военной техники;

• разрабатывает и устанавливает обязательные требования в области технического регулирования к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой и используемой для Вооруженных Сил РФ по государственному оборонному заказу, в целях защиты сведений, составляющих государственную; и др.

• выдает соответствующие лицензии на осуществление различных видов деятельности, связанных с обеспечением защиты государственной тайны и иной информации ограниченного доступа. (Условием их получения является соблюдение лицензиатами требований нормативной и методической документации Министерства обороны РФ в области создания средств защиты информации).

Таким образом, в сегменте государственного регулирования защиты государственной тайны, в первую очередь, — лицензирования всех видов связанных с ней работ — в качестве основных субъектов в настоящее время выступают три ведомства — ФСБ, ФСТЭК и Минобороны России. Причем в этих ведомствах действуют теоретически взаимно признаваемые системы сертификации средств защиты информации.

Служба внешней разведки РФ (СВР России) выдает лицензии по допуску предприятий и организаций к проведению работ, связанных с использованием секретных сведений, за границей.

Кроме того, на эту Службу в пределах ее компетенции возложены полномочия (наряду с Министерством обороны РФ и ФСБ России) на ведение лицензионной деятельности в сфере осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны, а также (наряду с ФСБ России и ее территориальными органами, а также ФСТЭК России и ее территориальными органами) — на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны.

СВР России также, наряду с другими ведомствами, является ответственной за организацию и проведение специальных экспертиз предприятий в области защиты государственной тайны.

МВД России являет собой типичный пример органа государственной власти, у полномоченного на осуществление деятельности в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.

В этой сфере на данное ведомство возложены обязанности, вытекающие из специфики его полномочий, фигурирующих в п. 8 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 19.07.2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ»[37]. В соответствии с ним МВД РФ осуществляет следующие полномочия:

«,..9) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность..;

...11) обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел..;

...17) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МВД России, а также контролирует и координирует деятельность ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации..;

...23) участвует в работе по стандартизации, метрологическому обеспечению, подтверждению соответствия установленным требованиям и каталогизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу для органов внутренних дел и внутренних войск..;

...23.1) разрабатывает и устанавливает своими НПА и технической документацией обязательные требования в области технического регулирования к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для ОВД и внутренних войск по государственному оборонному заказу, а также к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации указанной продукции..;

...27) обеспечивает в системе МВД России собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также собственную безопасность в ФМС России, участвует в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в ФМС России;

28) организует централизованное обеспечение ОВД и внутренних войск боевой, специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими и финансовыми средствами за счет федерального бюджета; разрабатывает и реализует меры по укреплению и развитию материально-технической базы ОВД и внутренних войск; принимает участие в организации и развитии материально-технической базы ФМС России..;

...30) обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, а также развитие связи и автоматизированного управления в системе МВД России..;

...35) организует работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МВД России...»; и др.

Различные категории секретных сведений, образующихся в ходе оперативно-служебной деятельности ОВД и требующих соответствующей защиты, систематизированы в Развернутых перечнях сведений, подлежащих засекречиванию, МВД РФ (утверждены приказом МВД РФ от 28.08.2007 г. № 750дсп).

Ряд приказов, регламентирующих меры по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел РФ и технической защиты сведений ограниченного доступа, образующихся в результате оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел сами являются засекреченными.

В соответствии с положениями Закона РФ «О государственной тайне» Приказом МВД РФ утверждена Инструкция о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников ОВД РФ, допущенных к государственной тайне от 13.06.2007 г. № 519 и Постановления Правительства РФ от 18.09.2006 г. № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» [38].

Согласно положениям данного приказа, за работу с секретной информацией иза стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны в ОВД предусмотрена специальная надбавка к должностному окладу:

за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», надбавка составляет 50-75 %;

имеющими степень секретности «совершенно секретно», — 30-50 %;

имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, — 10-15 %, без проведения проверочных мероприятий, — 5-10 %.

В системе МВД РФ отнесены к государственной тайне и зафиксированы в развернутых перечнях сведений, подлежащих засекречиванию, 118 наименований по следующим направлениям:

• мобилизационную работу;

• боевую готовность, а также служебно-боевое применение ОВД и учреждений МВД РФ в военное время;

• гражданскую оборону военного времени;

• оперативно-розыскную деятельность;

• обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

• науку и технику;

• технические средства связи;

• тыловое обеспечение деятельности органов и подразделений внутренних дел;

• организацию защиты государственной тайны;

• • служебную деятельность подразделений ОВД при проведении крупномасштабных специальных операций.

Разработка развернутых перечней осуществляется в соответствии с Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну к различным степеням секретности, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 г. № 870, о котором уже говорилось ранее.

Для разработки проекта развернутых перечней во всех ОВД созданы экспертные комиссии, в состав которых включаются компетентные специалисты, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну. Типовое положение об экспертной комиссии по режиму секретности утверждено приказом МВД РФ от 12 марта 2008 г. № 220.

Эти комиссии имеют вертикальную подчиненность и замыкаются на Центральную экспертную комиссию МВД РФ по режиму секретности, статус и полномочия которой определяются Положением о Центральной экспертной комиссии МВД РФ по режиму секретности, утвержденным приказом МВД России от 16.05.2005 г. № 383.

Члены указанных комиссий принимают участие в постоянной актуализации развернутых перечней. Помимо этого, к их компетенции отнесена выработка заключений о грифе секретности направляемых к ним на рассмотрение документов, образующихся в результате оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Актуализированный проект развернутых перечней, разрабатываемый Центральной экспертной комиссией МВД РФ по режиму секретности, представляется на утверждение Министру внутренних дел, наделенному полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, который после соответствующего анализа решает вопрос о целесообразности их засекречивания. Затем утвержденные развернутые перечни в целях координации работ по защите государственной тайны направляются для согласования в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны. И после этого развернутые перечни доводятся до подразделений МВД приказом Министра внутренних дел.

Срок засекречивания материалов, содержащих сведения, отраженные в действующих развернутых перечнях, определяется экспертными комиссиями органов и подразделений, в которых эти материалы были изданы, на основании сроков засекречивания, регламентированных законодательством Российской Федерации. При невозможности определения указанного срока на месте решение о сроках засекречивания принимает вышестоящая экспертная комиссия либо Центральная экспертная комиссия МВД России по режиму секретности.

Гриф секретности сведений, поступающих из государств, с которыми Российская Федерация заключила двухсторонние межправительственные соглашения о взаимном обеспечении защиты и сохранности секретной информации и материалов, определяется соответствующими положениями конкретного межправительственного соглашения.

Таким образом, деятельность должностных лиц ОВД в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты в полной мере соответствует общему установленному порядку.

Все действующие на сегодняшний день ведомственные НПА МВД России в сфере защиты государственной тайны направлены, прежде всего, на неукоснительное соблюдение режима секретности — установленного нормами права единого порядка обращения со сведениями, составляющими государственную тайну. Его основное назначение заключается в предотвращении утечки секретной информации по различным каналам.

Обеспечение режима секретности в МВД России имеет ряд характерных особенностей. Этот процесс подразумевает:

А) единый для всех подразделений ОВД порядок обращения с государственными секретами;

Б) персональную ответственность руководителей всех уровней за организацию необходимого комплекса мероприятий, предотвращающих утечку секретной информации в подчиненных подразделениях;

В) централизованный контроль за деятельностью по обеспечению сохранности государственных секретов;

Г) юридическую ответственность лиц, виновных в разглашении государственной тайны либо утрате секретных документов; и др.

Соблюдение режима секретности в ОВД предполагает установление и обеспечение единообразного порядка при:

• определении степени секретности сведений, содержащихся в соответствующих документах;

• допуске граждан к работе с документами, содержащими секретную информацию;

• выполнении подчиненными сотрудниками своих обязанностей по сохранению государственной тайны;

• соблюдении секретности при проведении мероприятий секретного характера;

• соблюдении секретности при ведении секретного делопроизводства;

• соблюдении секретности при использовании соответствующих технических средств, передаче, обработке и хранении информации закрытого характера;

• проведении служебных расследований по фактам разглашения секретных сведений и т.д.

Допуск сотрудников ОВД к работе с секретными документами осуществляется в общем порядке, предусмотренном Инструкцией «О порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050[39]. В ОВД эта Инструкция введена в действие отдельным приказом МВД РФ (от 20.12.1995 г. № 490дсп). А также издан приказ МВД РФ «О мерах по совершенствованию работы по учету и хранению материалов по допуску к государственной тайне» от 4.04.2005 г. № 238.

Работа с секретными документами предусматривает, прежде всего, их учет — регистрацию и контроль за сохранностью. В ОВД могут использоваться различные формы учета секретных документов: журнальная, карточная, а при наличии соответствующих условий — и электронная. При журнальной системе информация о секретных документах хранится в специальных журналах. При карточной — на специальных карточках, отельных для каждого секретного документа. При регистрации секретным документам присваиваются регистрационные номера, а также фиксируются следующие сведения: гриф секретности, количество листов, количество экземпляров, источник поступления, каткое содержание, дата поступления. Учету подлежат все без исключения секретные документы — входящие, исходящие, внутреннего обращения, в том числе рабочие тетради, спецблокноты и т.д.

Хранение секретных документов предполагает соблюдение установленного порядка, обеспечивающего безопасное содержание секретных документов на рабочих местах и в спецхранилищах, а также предотвращающего их порчу, утрату и несанкционированное копирование.

В течение рабочего время секретные документы хранятся у исполнителей в личных сейфах или в секретных портфелях (папках). После окончания работы они сдаются на хранение в подразделения организации делопроизводства и режима.

При обращении с секретными документами соблюдаются следующие правила:

1) Они выдаются исключительно под личную роспись;

2) Работа с секретными документами осуществляется в специальных помещениях;

3) При работе с ними на рабочем столе должны находиться только необходимые в данный момент документы.

4) Запрещается держать секретные документы вместе с несекретными; хранить их в рабочих столах.

5) При общении с посетителями нельзя оставлять секретные документы в положении, удобном для обозрения.

6) При необходимости выйти из помещения, даже на непродолжительное время, следует убирать секретные документы в сейф.

7) После окончания работы необходимо проверить наличие и сохранность всех имеющихся на руках секретных документов.

8) Несанкционированное снятие копий с секретных документов не допускается.

9) Запрещается также самостоятельное уничтожение секретных документов.

Порядок разработки секретных документов предусматривает использование спецблокнотов, рабочих тетрадей либо сертифицированных и защищенных персональных компьютеров, установленных в категорированных помещениях.

Как уже отмечалось, степень секретности того или иного документа определяется по развернутым перечням. Под наименованием грифа секретности исполнителем в обязательном порядке указывается и номер пункта действующего развернутого перечня, соответствующего категории излагаемых сведений.

Количество его экземпляров определяется служебной необходимос­тью. В секретном документе должен быть представлен минимально возможный объем секретных сведений. Порядок оформления секретных документов предусматривает: указание его грифа, номера экземпляра, адресата; изложение текста; ссылку на приложения; подпись.

На обороте последнего листа указываются данные исполнителя гриф секретности, количество листов и экземпляров, адреса направления каждого экземпляра, номер машбюро, дата.

Размножение секретных документов осуществляется только через подразделения организации делопроизводства и режима. Причем сдаются только те их листы, которые подлежат копированию. После размножения исполнитель получает документы и расписывается за оригинал и каждую копию в отдельности. Документы с грифом «особой важности» копированию не подлежат.

Пересылка полностью оформленных и подписанных секретных документов осуществляется только через подразделения организации делопроизводства и режима. Перед отправкой секретный документ помещается в спецупаковку, исключающую его несанкционированное изъятие. Пересылка секретных документов в другие города осуществляется подразделениями фельдсвязи МВД РФ. Лица, занятые доставкой секретной почты, обеспечиваются служебным транспортом и охраной. Передача секретных документов адресатам осуществляется по разносным книгам, распискам, реестрам под личную роспись принимающего, которая скрепляется печатью подразделения организации делопроизводства и режима адресата с проставлением времени и числа.

Секретные документы, потерявшие свою практическую и иную ценность, подлежат уничтожению. Для уничтожения секретных документов приказом руководителя ОВД назначается комиссия в составе не менее 3-х человек.

Порядок работы комиссии заключается в следующем:

оценка ценности секретного документа;

подготовка акта на его уничтожение;

проведение сверки представленных на уничтожение документов с записями в журналах и карточках учета;

проставление подписей в акте и представление его на утверждение руководителю ОВД.

Уничтожение секретных документов осуществляется в присутствии членов комиссии. Акт об уничтожении хранится в подразделении организации делопроизводства и режима.

Каждый исполнитель, обнаруживший недостачу секретного документа или узнавший о разглашении секретных сведений, обязан немедленно доложить о случившемся непосредственному начальнику и в подразделение организации делопроизводства и режима. Руководитель органа внутренних дел, в свою очередь, обязан:

• сообщить о происшедшем вышестоящему руководителю и в местный орган ФСБ;

• принять меры к немедленному розыску утраченных секретных документов;

• провести служебное расследование, для чего своим приказом назначить комиссию, в состав которой в обязательном порядке включить сотрудников подразделения организации делопроизводства и режима.

Комиссия обязана получить письменные объяснения у лиц, виновных и причастных к случившемуся, и тщательно разобраться в обстоятельствах происшедшего. В итоге комиссия должна представить акт с соответствующими выводами.

Степень секретности утраченных сведений определяет действующая экспертная комиссия по режиму секретности, которая выносит предварительное заключение о грифе секретности утраченной информации. Акт первой и заключение второй комиссий с приложением письменных объяснений виновных и причастных к утрате лиц утверждаются руководителем ОВД и направляются в прокуратуру, органы ФСБ и вышестоящие инстанции.

При осуществлении технической защиты информации, отнесенной к государственной тайне, необходимо правильно определять объекты такой защиты. К их числу относятся: а) собственно информация; б) ее носители; в) объекты информатизации, предназначенные для обработки такой информации (включая ее хранение).

Для планирования и проведения мероприятий по технической защите информации ограниченного доступа, включая и секретную, результатом которых является аттестация защищаемого объекта информатизации, необходимо провести категорирование этого объекта и его техническую паспортизацию.

В ОВД встречается 3 основных вида категорируемых объектов информации, различающихся по своему составу:

1) объект информатизации, в состав которого входит только выделенное помещение, в котором циркулирует (обрабатывается) речевая информация ограниченного доступа;

2) объект информатизации, включающий в свой состав только основные технические средства, предназначенные для обработки информации ограниченного доступа;

3) объект информатизации, в состав которого входят и выделенное помещение, и основные технические средства и системы.

При категорировании автоматизированной системы (как правило, локальной вычислительной сети) в техническом паспорте отражается ее топологическая схема, включающая:

• структурную (функциональную) схему сетевого оборудования с указанием его размещения (например, на поэтажном плане здания);

• структурную схему размещения автоматизированных рабочих мест с указанием назначения каждого места и его прав доступа к информационным массивам;

• схему размещения баз (базы) данных с описанием структуры этой базы, указанием форм обработки этих данных и источников ее пополнения;

• перечень и размещение используемых программных продуктов с указанием номера лицензии на этот продукт или иного документа, подтверждающего законность его использования.

Т.е. топология локальной ВС должна отражать все информационные потоки и механизм их обработки.

В типовой перечень работ (мероприятий) по технической защите информации категорированных объектов информатизации в ОВД включаются: а) специальные исследования; б) специальные проверки; в) специальное обследование; г) установка и настройка средств защиты информации; д) проведение контрольных измерений для оценки эффективности установленной защиты; е) оформление предписания на эксплуатацию; ж) проведение аттестационных испытаний с оформлением аттестата соответствия объекта информатизации требованиям по безопасности информации.

В итоге проведения каждого из вышеперечисленных видов работ оформляется соответствующий акт.

Подразделения системы МВД РФ, осуществляющие указанные работы, или привлекаемые для этого сторонние организации должны обладать государственной лицензией (лицензиями), подтверждающей право на их выполнение:

• для проведения специальных исследований — лицензией ФСТЭК России;

• специальных проверок — лицензией ФСБ России;

• установкой и настройкой средств защиты информации без использования криптографических средств — лицензией ФСТЭК России;

• установкой и настройкой средств защиты информации с использо­ванием криптографических средств — лицензией ФСБ России;

• контрольных измерений для оценки эффективности установленной защиты — лицензией ФСТЭК России (измерений шифраппаратуры — лицензией ФСБ России);

• аттестационных испытаний с оформлением аттестата соответствия объекта информатизации требованиям по безопасности информации — органов по аттестации объектов информатизации, аккредитованных ФСТЭК России.

На применяемые средства защиты информации (в номенклатуру средств защиты информации входят собственно средства защиты информации; средства информатизации, в которых эти средства защиты информации реализованы (или средства информатизации в специальном защищенном исполнении), а также средства контроля эффективности защиты информации — контрольно-измерительная аппаратура и тестирующие средства) должны быть оформлены государственные сертификаты на соответствие этих средств требованиям по безопасности информации:

• на средства, не содержащие криптографического преобразования — сертификат ФСТЭК России;

• на средства, содержащие криптографическое преобразование, — сертификат ФСБ России.

В отдельных случаях, например, когда средство защиты от несанкционированного доступа по системе классификации ФСТЭК России содержит элементы криптографического преобразования, требуются одновременно сертификаты и ФСТЭК России, и ФСБ России.

Сертификаты на средства защиты информации, оформленные в системе сертификации Министерства обороны России или других ведомств для применения в их узковедомственных интересах, не могут применяться в системе МВД России, если это обстоятельство не согласовано с ФСТЭК России и (или) ФСБ России.

В ходе принятия решения о применении тех или иных средств защиты информации (средств информатизации в специальном защищенном исполнении) необходимо руководствоваться данными из государственного реестра сертифицированных средств защиты информации.

Информация о сертифицированных средствах имеется в Управлении информационно-телекоммуникационных технологий и связи Департамента тыла МВД России.

В числе иных нормативных документов МВД России в рамках организации технической зашиты государственной тайны следует также упомянуть:

• Распоряжение от 15 января 2007 г. № 1/197 «Об организации технической защиты информации»;

• Распоряжение от 28 мая 2007 г. № 1/4186 «Об организации проведения аттестации ведомственных объектов информатизации»;

• Распоряжение от 28 мая 2007 г. № 1/4187 «О выполнении требований по технической защите информации»; и др.

Помимо мер, связанных с технической защитой своей собственной информации, на МВД России возложены функции по выявлению, предотвращению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере компьютерной информации.

Обеспокоенность нарастанием названных негативных тенденций в развитии глобальных компьютерных сетей нашла отражение еще в распоряжении Правительства РФ от 22 октября 1999 г. № 1701-р «О мерах по усилению борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий». Оно направлено на борьбу с компьютерными преступлениями, главным образом — в сети Интернет. Основная роль в решении этих задач отводилась в нем МВД, ФСБ России и ФАПСИ при Президенте РФ[40].

В частности, МВД России (головной исполнитель), Минюсту России, ФСБ России, ФСНП России, ГТК России, Гостелекому России, ФАПСИ и Гостехкомиссии России совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручалось подготовить и представить в Правительство РФ предложения по усилению борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации и правонарушениями, связанными с использованием электронно-вычислительных машин, их систем и сетей, оборотом радиоэлектронных и специальных технических средств. Кроме этого, указанным ведомствам предписывалось внести предложения об изменении и дополнении условий лицензирования деятельности в области связи в РФ в связи с необходимостью обеспечения задач по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий.

В конце 1990-х гг. в системе ОВД для борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий созданы самостоятельные подразделения «Р», которые в 2001 г. переподчинены подразделениям оперативно-технических мероприятий.

Таким образом, МВД РФ занимает двойное место в системе защиты государственной тайны.

Уголовно-правовая защита сведений, составляющих государственную тайну

Уголовно-правовая ответственность за разглашение информации, содержащей государственную тайну, регламентирована ст.ст. 275 (государственная измена), 276 (шпионаж), 283 (разглашение государственной тайны), 284 (утрата документов, содержащих государственную тайну) УК РФ.

Два последних состава преступлений встречаются чаще, в связи с чем остановимся именно на их рассмотрении.

Разглашение государственной тайны. Рассматриваемое преступное деяние представляет собой предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка (правил) сведений, составляющих государственную тайну, вследствие чего они становятся известны другим лицам. К «другим лицам» относятся те физические лица, которым соответствующие сведения не были доверены или стали известны по службе или работе. Разглашение может быть как устным (например, в ходе публичного выступления), так и письменным (опубликование в средствах массовой информации, сообщение в письме). Оно может заключаться не только в действиях, но и в бездействии — например, оставлении документов, содержащих государственную тайну, в доступном для посторонних месте.

Преступление является оконченным с момента, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица, поскольку при этом требуется восприятие (осознание) таким лицом фактического смысла полученных им сведений.

В качестве субъекта преступления рассматривается физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому разглашенные сведения были доверены или стали известны по службе или работе в соответствии с положениями Закона РФ «О государственной тайне». Разглашение сведений, которые лицу не были доверены и не стали известны по службе или работе, состава преступления, предусмотренного данной статьей УК, не образует (например, разглашение сведений из случайно найденного на улице документа).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Лицо осознает, что разглашает сведения, составляющие государственную тайну, предвидит как возможность, так и неизбежность того, что они станут достоянием других лиц, и желает или сознательно допускает это либо относится к этому безразлично.

Часть 2 ст. 283 предусматривает разглашение государственной тайны, повлекшее тяжкие последствия. Таковыми следует, в частности, признавать случаи, когда в результате разглашения сведений они стали достоянием иностранных разведок, что предполагает проведение государством дорогостоящих мероприятий по нейтрализации таких последствий.

Если разглашение государственной тайны является элементом государственной измены, то оно квалифицируется по ст. 275 УК РФ.

Утрата документов, содержащих государственную тайну. В качестве документа, содержащего государственную тайну, рассматривается официальный или неофициальный носитель, на котором зафиксирована информация, отнесенная к данному виду сведений ограниченного доступа (например, документы официального характера — справки, отчеты и т.п.; неофициальные документы — черновые записи, данные, занесенные на магнитную ленту, фото и кинопленку, и т.д.).

В качестве предметов (также фигурирующих в данном составе преступления), сведения о которых составляют государственную тайну, рассматриваются различные изделия и материалы, например, отдельные экземпляры или модели техники, приборов, вооружений и т.п.

Объективная сторона преступления характеризуется либо нарушением установленных правил обращения с указанными документами и предметами, либо их утратой. В любом случае вследствие указанных нарушений должны последовать тяжкие последствия.

Правила обращения с указанными документами и предметами регулируются Законом РФ «О государственной тайне», а также другими нормативными актами.

Утратой является выход документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, из сферы контроля за ними их обладателя, имеющего допуск к государственной тайне. Уничтожение документов или предметов, составляющих государственную тайну, утраты не образует, поскольку это обстоятельство исключает возможность ознакомления с ними других лиц.

Понятие наступления тяжких последствий, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, аналогично этому же понятию, содержащемуся в ч. 2 ст. 283 УК РФ.

В качестве субъекта преступления рассматривается лицо, имеющее допуск к государственной тайне.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью (в виде легкомыслия или небрежности). При легкомыслии лицо предвидит возможность утраты соответствующих документов и предметов в результате нарушения правил обращения с документами, содержащими государственную тайну, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, и наступление вследствие этого тяжких последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит возможности утраты указанных документов и предметов и наступление тяжких последствий, хотя при должном отношении к своим обязанностям и предусмотрительности должно было и могло ее предвидеть.

Анализ практики по применению российского уголовного законодательства в рассматриваемой сфере показывает, что принятые за последнее время правоохранительными органами меры оказались весьма адекватными и своевременными, несмотря на то, что отдельные специалисты усматривают в современных правовых нормах рецидив прошлого — «репрессивный уклон, доставшийся им в наследство от Российской империи и Советского Союза».

Тема 8. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ЗАЩИТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Правовая основа защиты служебной тайны

В соответствии с положениями Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188[41], «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна)», отнесены к конфиденциальной информации.

В советский период понятие государственной тайны (информация с грифами «особой важности» и «совершенно секретно») весьма тесно соприкасалось с понятием служебной тайны (информация с грифом «секретно»), а также сведениями «для служебного пользования».

К служебной тайне относились экономические, научно-технические или иные сведения, представлявшие повышенный интерес для их держателей, но не подпадавшие под категорию государственной тайны.

Если за разглашение «информации для служебного пользования» предусматривалась дисциплинарная ответственность, то за передачу иностранным организациям сведений, составлявших «служебную тайну», согласно положениям ст. 76-1 УК РСФСР, предусматривалась уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 3 лет или исправительными работами на срок до 2 лет. Те же действия, причинившие крупный имущественный ущерб государственным или общественным организациям либо повлекшие иные тяжкие последствия, — лишение свободы на срок до 8 лет.

Содержание понятий «служебная тайна» и «информация ДСП» в тот период практически не комментировалось. Толкование их сущности в каждом конкретном случае оставалось за руководителями учреждений (организаций, предприятий) или представителями органов власти. Механизм защиты этих сведений основывался на разрешительном принципе права, поскольку большая их часть подпадала под определенные ограничительные режимы, а решение о допуске (или запрете допуска) к соответствующей информации в каждом случае принимало то или иное должностное лицо.

Данное обстоятельство входило в прямое противоречие с нормами международного права, так как нередко служило поводом для необоснованного привлечения к дисциплинарной или уголовной ответственности, а в отдельных случаях не позволяло гражданам своевременно получать от должностных лиц необходимую информацию. Так, об аварии на Чернобыльской АЭС (ввиду чрезмерной секретности о ее губительных для населения последствиях) стало известно лишь спустя период времени, что привело к неоправданным человеческим жертвам.

С принятием в 1993 г. Закона РФ «О государственной тайне» гриф «секретно» был отнесен к сведениям, составляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны служебной тайны так и остался до конца не сформированным.

Несовершенство правового регулирования защиты служебной тайны продемонстрировала появившаяся в 1994 г. ст. 139 ГК РФ (утратившая силу после введения части 4 ГК РФ), которая практически нивелировала понятия служебной и коммерческой тайн. Согласно содержанию этой статьи информация считалась «служебной или коммерческой тайной:

а) если она имела действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

б) к ней не было свободного доступа на законном основании;

в) обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности».

Здесь же отмечалось, что сведения, составлявшие служебную или коммерческую тайну, защищались способами, предусмотренными ГК и другими законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляла служебную или коммерческую тайну, обязаны были возмещать причиненные убытки. Это же относилось к работникам, разгласившим служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе — контракту, и к контрагентам, сделавшим это вопреки гражданско-правовому договору.

Тем самым ГК РФ неточно трактовал круг правообязанных субъектов — держателей служебной тайны. Он относил к их числу, прежде всего, работников коммерческих предприятий, поскольку именно они являлись держателями сведений, представляющих коммерческую ценность.

Скорее, речь шла не о служебной тайне, а о служебном секрете производства, законодательное определение которого затем появилось в 4 части ГК РФ (2008 г). Здесь он рассматривается как результат интеллектуальной деятельности, полученный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, из чего можно сделать вывод о том, что служебный секрет производства представляет собой лишь разновидность коммерческой тайны[42]. Тем не менее, в ст. 139 ГК РФ подобных разъяснений не содержалось, что приводило к неоднозначному толкованию сущности служебной тайны.

Четкое определение сущности служебной тайны и соотнесение ее с другими видами информации является одним из важнейших условий обеспечения безопасности РФ.

Бывает сложно провести грань между служебной и профессиональной тайнами, поскольку последняя также является разновидностью конфиденциальной информации. Но все же это два разных вида сведений, отличающихся друг от друга.

Первая особенность служебной тайны заключается в том, что ее субъектами могут являться исключительно государственные или муниципальные служащие. Причем к служебной тайне может относиться лишь та конфиденциальная информация, которая становится им известной в силу исполнения профессиональных обязанностей, связанных с государственной или муниципальной службой.

Определения государственной службы и государственного служащего вытекают из целого ряда положений ФЗ «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ[43], ФЗ «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ [44] и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-Ф3[45].

Система государственной службы РФ имеет следующую структуру (см.: приложение 8):

А) Государственная гражданская служба (подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ) рассматривается законодателем как «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ».

Б) Военная служба в этих законах фигурирует как «вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства».

В) Правоохранительная служба определяется как «вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина».

Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета[46].

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета[47].

Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В сфере обеспечения защиты информации к числу обязательств государственного гражданского и муниципального служащих относится «неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство».

Для обоих видов служащих существует и общий запрет на разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений конфиденциального характера, или служебной информации, ставших им известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Нарушение данных требований является основанием для прекращения служебного контракта или трудового договора, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской или муниципальной службы[48].

Итак, первая отличительная особенность служебной тайны в том, что ее субъектами и одновременно носителями являются исключительно государственные или муниципальные служащие, исполняющие обязанности по службе.

Второй признак служебной тайны в том, что право обладания и распоряжения сведениями, затрагивающими важные сферы государственного или муниципального управления, может принадлежать только самим государственным органам или органам МСУ, реализующим свои функции в определенных областях деятельности, в лице их руководителей.

Третий признак характеризует качественный состав служебной тайны. В государственных и муниципальных структурах обычно концентрируется информация:

1) связанная с отдельными сторонами функционирования субъектов государственного и муниципального управления, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью и регламентируются подзаконными и ведомственными НПА;

2) получаемая субъектами управления из внешних источников на законных основаниях в силу исполнения государственными и муниципальными служащими своих служебных обязанностей (ее первооснову составляет внутренняя или конфиденциальная информация, первоначальными обладателями которой являются иные лица).

Сведения первой категории не относятся к государственной тайне, несмотря на то, что их разглашение или утрата в отдельных случаях могут причинить ущерб интересам государства (отдельные категории военной тайны, тайны уголовного судопроизводства; сведений о мерах государственной защиты в отношении участников уголовного процесса; сведений, связанных с ОРД, а также иная информация, касающаяся специфичных сторон деятельности государственных или муниципальных структур). Это так называемая «внутренняя» составляющая служебной тайны или «служебная информация ограниченного распространения».

Во втором случае речь идет о трансформации в служебную тайну коммерческой и профессиональной тайн, а также тайны частной жизни и персональных данных граждан. Это «внешняя» составляющая служебной тайны. При получении подобной информации субъекты управления обязаны вводить для ее защиты режим конфиденциальной информации. Конфиденциальность полученной информации должна защищать интересы не только ее держателей (лиц, передавших сведения субъектам управления), но и доверителей (первоначальных обладателей сведений, если таковые имеются).

Служебная тайна — это не относящиеся к государственной тайне сведения, связанные с деятельностью государственных и муниципальных органов, доступ к которым ограничен законодательством, а также сведения ограниченного доступа, ставшие известными органам государственной власти и местного самоуправления на законных основаниях в силу исполнения их представителями своих служебных полномочий (см.: приложение 9).

Правовая защита служебной информации ограниченного распространения

Правовой режим «внутренней» составляющей служебной тайны обеспечивается Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3.11.1994 г. № 1233[49], а также ведомственными нормативными правовыми актами.

Это Положение является, пожалуй, единственным межотраслевым нормативным правовым актом в области защиты информации подобного рода. В нем подчеркивается, что служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению или распространению (п. 1.7).

Правовая охрана подобных сведений должна осуществляться субъектами управления с момента их отнесения к служебной тайне в соответствии с перечнем сведений, определяемых федеральным законодательством, и действовать до тех пор, пока в этом есть служебная необходимость.

За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с содержащими ее документами служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности (п. 1.8).

Руководители субъектов управления в пределах своей компетенции определяют:

• категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения;

• порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям;

• порядок снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения;

• организацию защиты служебной информации ограниченного распространения (п. 1.5).

В п. 1.3 Положения содержится перечень сведений, которые ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться в качестве служебной информации ограниченного распространения. Он включает в себя:

• акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

• сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, важная для безопасного существования населенных пунктов, граждан, населения и производственных объектов;

• описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

• порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

• решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

• сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

• документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Сокрытие сведений, связанных с обстоятельствами, создающими опасность для жизни и здоровья людей, по мотивам отнесения их к информации ограниченного доступа преследуется в уголовно-правовом порядке (ст. 237 УК РФ).

Специальным субъектом данного преступления является лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, а также лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, или глава органа МСУ.

Межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности по обеспечению некриптографическими методами защиты информации рассматриваемой категории в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности осуществляет ФСТЭК России.

Одним из субъектов правовой защиты служебной информации ограниченного распространения являются ОВД РФ, на примере которых можно проследить тенденции развития ведомственного нормотворчества в рассматриваемой сфере.

Правовую защиту служебной тайны в ОВД обеспечивает ряд ведомственных нормативных правовых актов, среди которых наиболее важное значение имеет приказ МВД РФ «Об утверждении документов, регламентирующих порядок обращения со служебными сведениями ограниченного распространения» от 15.12.1997 г. № 825дсп.

Приложением к нему являются Правила обращения со служебной информацией (сведениями) ограниченного распространения и документами, ее содержащими, в системе МВД России.

В контексте МВД РФ служебные сведения ограниченного распространения — это информация, которая:

• образуется в процессе деятельности органов, подразделений и учреждений системы МВД России и внутренних войск МВД России или передана им из других федеральных органов исполнительной власти;

• не составляет государственной тайны, однако ее разглашение (распространение) может нанести ущерб МВД России;

• имеет действительную или потенциальную ценность и может являться предметом посягательств в силу неизвестности ее другим лицам и отсутствия к ней свободного доступа на законных основаниях.

В качестве документов, содержащих подобные сведения, в ОВД рассматриваются: уставы; программы; курсы; учебные, организационные и методические пособия; нормативы; руководящие технические документы; справочники и военно-учебные плакаты; эксплуатационная и ремонтно-технологическая документация по вооружению и военной технике; своды правил, регламентирующих оперативно-служебную деятельность, специальную и боевую подготовку сотрудников органов внутренних дел и др.

Не могут быть отнесены к служебным сведениям и документам, их содержащим:

• нормативные акты, устанавливающие правовой статус системы ОВД и внутренних войск, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

• сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и проце


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: