Самоокупаемость и ценообразование на платные услуги ИКС

Финансирование части затрат за счет поступлений от продаж информационно-консультационных услуг является стратегически важной как для давно существующей, так и для только начинающей свою деятельность службы. Если для действующей службы продажа услуг обеспечивает существенное пополнение бюджета и в значительной степени определяет ее финансовое состояние, то для молодой службы даже первые удачные попытки продажи отдельных видов услуг дают основание для того, чтобы делать оптимистические прогнозы по поводу перспектив ее эффективной деятельности и жизнестойкости в будущем.

За последние два десятилетия во многих странах мира произошел переход от преимущественно бюджетного к полностью хозрасчетному (или коммерческому) финансированию. Процесс перехода оказался сложным и болезненным не только для товаропроизводителя, но и для самой службы. Продолжительность переходного периода составила в среднем 7-12 лет (до этого службы финансировались из бюджета в течение 50-70 лет), и в некоторых странах он до сих пор не завершен. В результате перевода информационно-консультационных услуг на платную основу бремя затрат было переложено с бюджета государства на плечи товаропроизводителя. В то же время в большинстве из этих стран с целью финансовой поддержки товаропроизводителя были введены дополнительные льготы и дотации. В результате налогоплательщик, пополняющий бюджет, ничего не выиграл и ничего не проиграл.

В чем же смысл введения платы за услуги ИКС, если в финансовом отношении все остается на своих местах, а происходит лишь перераспределение средств с одних статей на другие? Дело в том, что перевод службы на хозрасчет предполагает сокращение непроизводительных затрат, повышение ответственности консультанта за качество предоставляемых услуг и, в конечном итоге, существенное повышение эффективности работы службы. И это действительно подтверждается на практике. Однако при этом не следует забывать, что далеко не за все услуги товаропроизводитель готов платить. Простая логика подсказывает, что платить следует за те услуги, которые дадут возможность получить как можно больший дополнительный доход или избежать дополнительных потерь. Поэтому консультации и другие услуги, связанные с решением, например, социальных, экологических и некоторых других проблем остаются, как правило, вне сферы деятельности служб, работающих на хозрасчетной основе. Для того чтобы служба была заинтересована помогать клиентам решать эти проблемы, во многих странах правительства дают соответствующий заказ службе и финансируют выполнение этих работ из государственного бюджета.

Кроме того, не все товаропроизводители могут оплатить услуги консультантов в силу своего слабого финансового положения. И в этом случае государство часто оказывает поддержку. Например, в Шотландии реализуется государственная программа поддержки так называемых крофтеров (crofters) - фермеров, ведущих традиционное, низкоэффективное хозяйство в отдаленных и труднодоступных районах (северная часть страны, острова, горные территории). Цель программы - удержать население в этих районах, не допустить безработицы, сохранить национальные традиции, самобытную культуру. Лишь на первый взгляд программа кажется благотворительной акцией государства. Простые расчеты позволяют сделать вывод, что отсутствие такой программы привело бы к существенным (гораздо большим, чем стоимость самой программы) потерям в результате роста безработицы, сокращения туризма и т.п.

Приходная часть бюджета консультационных служб может формироваться за счет поступлений от реализации различных видов услуг.

Формы оплаты за эти услуги также могут быть различны:

• прямая оплата разовых услуг;

• оплата выполнения договоров на набор конкретных услуг;

• подписка на абонентное обслуживание;

• прямая продажа по счетам программного обеспечения, информации, печатной и другой продукции.

Помимо продажи услуг непосредственно товаропроизводителю возможно выполнение службой заказов правительства, государственных и общественных организаций, частных фирм и спонсоров. При этом важно, чтобы эти задания не противоречили основным принципам деятельности ИКС.

Самоокупаемость как метод финансирования означает возмещение текущих затрат за счет полученных доходов. Выручка от реализации работ и услуг должна обеспечивать каждому безубыточно работающему предприятию получение доходов, достаточных для покрытия текущих затрат. Но поскольку затраты являются элементом цены, го предприятие должно добиваться, чтобы себестоимость не превышала цены, формируемой на рынке консультационных услуг.

В этой связи предприятия рассчитывают точку безубыточности, при которой выручка покрывает произведенные затраты. При этом необходимо разграничивать постоянные и переменные затраты.

Постоянные затраты не находятся в непосредственной зависимости от количества производимых работ, услуг. Они вызваны необходимостью финансирования расходов на содержание основных фондов, оплату коммунальных услуг, рекламу, расходов на содержание управленческого персонала, аренду помещений и оборудования и др.

Переменные затраты изменяются в зависимости от количества работ, услуг. Это затраты на приобретение материалов, оплату труда консультанта и части технического персонала и др. Существует также деление затрат на прямые и косвенные. Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость единицы работ и услуг. В каждом конкретном случае можно рассчитать сумму прямых затрат. Это прямые затраты материалов, прямые затраты труда (заработная плата персонала), прямые накладные расходы (например, стоимость электроэнергии, потребляемой конкретным оборудованием, затраты, связанные с обслуживанием оборудования).

Косвенные затраты нельзя напрямую отнести на себестоимость, они относятся к совокупности работ, услуг и включаются в себестоимость пропорционально выбранному фактору распределения. Это важно при калькулировании себестоимости единицы работ, услуг. Косвенные затраты не зависят непосредственно от объема работ, услуг.

Если в случае необходимости (отсутствие платежеспособного спроса или целенаправленная ценовая политика) предприятие устанавливает цену ниже себестоимости, то есть два варианта: либо оно несет убытки, либо покрывает разницу между ценой и себестоимостью за счет дотаций или субсидий. Такие дотации или субсидии выделяются, как правило, государством. Из государственного бюджета, могут создаваться специальные централизованные фонды поддержки сельских товаропроизводителей. В условиях государственного регулирования экономики можно поддерживать самоокупаемость предприятий через выделение бюджетных ассигнований, установление цен, торговых надбавок и наценок, внутри- и межотраслевое перераспределение денежных средств. Однако возможности поддержки производителей через бюджет ограничены. Поддержка должна оказываться сельхозпроизводителям, предприятиям, производящим социально значимую продукцию или относящимся к естественным монополиям. Косвенным образом сельские товаропроизводители могут поддерживаться через дотирование информационно-консультационных услуг. При этом предполагается целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Возмещение расходов за счет получаемых доходов в условиях рыночной экономики возможно лишь в том случае, когда есть достаточный и платежеспособный спрос на услуги, а цены устанавливаются на основе соотношения спроса и предложения.

Для контроля за соблюдением принципа самоокупаемости финансовая служба предприятия составляет сметы затрат, нормирует расходование ресурсов, устанавливает конкретные задания по набору услуг, их объему и качеству, снижению трудоемкости работ и услуг ИКС.

Самофинансирование в широком смысле - это финансовая стратегия управления фондами денежных средств предприятий в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного воспроизводства. Самофинансирование организаций ИКС, как и для любых других предприятий, обеспечивается нормой накопления капитала и доходности. В некоммерческих службах норма накопления формируется их источников, не связанных с получением с клиентов платы за услуги.

Окупаемость затрат и возможность накопления капитала в значительной мере определяются соотношением выручки и затрат.

Важнейшим финансовым показателем для деятельности ИКС является объем выручки (поступлений от реализации работ, услуг). Выручка должна (как минимум) покрывать все затраты организации. Размер выручки находится в прямой зависимости от цен на информационно-консультационные услуги.

Ценообразование на услуги может быть построено по стоимости 1 часа услуг или по стоимости конкретной услуги.

Оказание платных услуг службой сельскохозяйственного консультирования

Консультационные службы являются действенным инструментом рефор­мирования АПК, они активно содействуют реструктуризации сельскохозяйст­венных предприятий, оказывают консультирование по восстановлению экономики неплатёжеспособных хозяйств, организуют обучение специалистов бизнес-планированию. Службы ведут работу по технологическому консультированию,проведению пропаганды инновационных проектов и технологий, организации демонстрационных полей и площадок, изданию рекомендаций для товаропроизводителей АПК. Эта информация базируется на анализе опыта работы региональных служб сельскохозяйственного консультирования.

Все услуги ИКС можно разделить на две категории: общественно значимые, или планово-убыточные, и платные, или планово-прибыльные. Следует отметить, что такое деление несколько условно, одна и та же услуга, в зависимости от условий, может быть платной, либо оказываться безвозмездно.

Сложившийся вследствие низкой платежеспособности сельских товаропроизводителей уровень цен на сельскохозяйственную продукцию не позволяет им компенсировать все производственные затраты, а следовательно, и оплачивать услуги ИКС. Прежде всего, из этих соображений данные услуги для сельскохозяйственных товаропроизводителей должны в определенной доле дотироваться государством, а также компенсироваться за счет привлечения различных фондов, грандов или других более рентабельных консультационных услуг.

К общественно значимым услугам, предоставляемым клиентам на бесплатной основе и финансируемым за счет бюджетных средств, следует отнести

1. Разъяснение земельного законодательства, нормативно-правовых актов сферы АПК и других юридических положений.

2. Пропаганда в средствах массовой информации внедрения новых технологий, техники, оборудования, передового производственного опыта, экологически чистых технологий и производств, мероприятий по охране окружающей среды.

3. Проведение общественно-массовых мероприятий (совещаний, семинаров, конкурсов, презентаций, соревнований и т.п.), касающихся распространения и применения нововведений, для товаропроизводителей АПК и других клиентов.

4. Издание печатной продукции (рекомендации, бюллетени, информационные листки, брошюры и т. п.), распространяемой без подписки.

5. Оказание информационных и консультационных услуг, не требующиедополнительного времени на их подготовку по тематике технологий производства, новых сортов, удобрений, средств защиты растений, техники, планирования, экономики, бухгалтерского учета, налогообложения и др.

6. Передача информационных ресурсов, формируемых на региональном

уровне районными ИКЦ.

7. Поддержание и актуализацияинформационных баз данных и приклад­ных программных продуктов, формируемых на региональном и районном уровнях, используемых при подготовке ответов на запросы клиентов.

8. Организация рекламы деятельности службы.

9. Выезд в зоны обслуживания с целью знакомства с товаропроизводите­лями, поиска новых клиентов.

10. Организация выставок.

11. Организация опытно-демонстрационных объектов.

12. Проведение опытно-демонстрационных мероприятий (полевых дней).

13. Распространение информационных ресурсов, разработанных и тира­жируемых за счет госбюджета.

Исходя из опыта зарубежных и российских ИКС, доля финансирования таких услуг бюджетом может в большинстве регионов в ближайшие годы со­ставить от 20 до 50% от общих поступлений средств службы на региональном уровне и компенсировать часть затрат.

С развитием системы ИКС всё большее число товаропроизводителей АПК начинают признавать консультационные услуги товарной продукцией и за неё готовы платить.

Среди всего перечня консультационных услуг, оказываемых службами сельскохозяйственного консультирования товаропроизводителям, платным в основном является:

1. Выполнение заказов по реформированию, реструктуризации и оздо­ровлению экономики неплатежеспособных предприятий.

2. Разработка бизнес-планов для инвестиционных проектов.

3. Анализ хозяйственной деятельности предприятий.

4. Консультирование по экономике, финансам и кредитованию.

5. Организация или ведение бухгалтерского учета и оформление налого­вых документов.

6. Правовые вопросы и земельные отношения.

7. Комплексное обслуживание хозяйств по финансовому мониторингу, растениеводству, животноводству и другим направлениям.

8. Внедрение новых технологий в растениеводстве.

9. Разработка нормативно-технологических карт.

10. Составление севооборотов, расчет доз внесения удобрений.

11. Анализ почв.

12. Выбор средств защиты растений, времени и способа их использова­ния.

13. Внедрение новых технологий в животноводстве.

14. Племенной учет скота.

15. Расчет кормовых рационов.

16. Анализ кормов.

17. Консультирование по ветеринарии.

18. Внедрение новой техники.

19. Консультирование по механизации и автоматизации сельскохозяйст­венного производства.

20. Абонентское обслуживание компьютернойтехники и программного обеспечения.

21. Подготовка кадров.

22. Информация о ценах, поставщиках и партнерах.

23. Рекламно-выставочная деятельность.

24. Подписка на специализированную печатную продукцию.

Платные услуги имеют важное значение, потому что большинство орга­низаций, работая в рыночных условиях, учитывает собственные расходы. Если предприятие платит консультанту за услуги весьма достаточную сумму, то оно считает эти затраты экономически оправданными.

Если клиент обращается за платными услугами неоднократно и таких клиентов становится все больше, то это является качественным показателем оценки деятельности ИКС. Если ИКС оказывает качественные и необходимые клиентам услуги, то это подтверждает её жизнеспособность, она может полно­стью перейти на платные консультационные услуги и иметь стабильные посту­пления средств, а значит и прибыль. Все показатели, связанные с оценкой функционирования ИКС как субъекта информационно-консультационной дея­тельности, вполне могут быть оценены количественно в стоимостной форме. Учитывая опыт развитых зарубежных стран, где консультационные службы финансировались государством или крестьянскими союзами, а также учитывая глубокий экономический кризис в аграрной сфере, приведший к неплатежеспо­собности товаропроизводителей агропромышленного комплекса всех форм собственности, развитие службы сельскохозяйственного консультирования в России концептуально было ориентировано на безвозмездное оказание услуг сельским товаропроизводителям и государственную поддержку из федерально­го, регионального и местного бюджетов.

В результате информационно-консультационной деятельности все основные выгоды адресуются непосредственно сельским товаропроизводителям, а в конечном итоге и потребителям сельскохозяйственной продукции, т.е. населению и обществу в целом. В то же время затраты на нее несет сама служба, государство, частично клиенты и т.п. Поскольку эффект рассчитывается как разница между полученными выгодами и понесенными затратами, то в такой ситуации его можно оценить лишь косвенным образом (или как общий народнохозяйственный эффект)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: