Методика определения стоимости консультационных услуг и оплаты труда консультанта

В регионах ИКС, как правило, формируется на отраслевой основе и ставят своей целью повышении эффективности производства, как в отрасли, так и в целом по сельскому хозяйству. Соответственно, специалисты осуществляющие консультационную деятельность должны обладать определенными профессиональными качествами и навыками. Это должны быть специалисты с высшим или средним специальным техническим образованием, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и профессионально разбирающиеся в современных технологиях и программных средствах, иметьконтакты с научными и образовательными учреждениями. Таким образом, на должность конслуьтанта должен привлекаться специалист выше среднего уровня знаний с практическим опытом.

Поскольку профессия консультанта не имеет аналога с другими профессиями и носит индивидуальный характер, то ее можно отнести к творческой работе, т.е. тарифицировать по 15-18 разряду ЕТС.

Если финансирование осуществляется из местного бюджета, то оплата труда консультанта не может быть менее размера оплаты труда специалистов, работающих в управлении сельского хозяйства.

Предусматривается доплата за разъездной характер работ, за управлении транспортным средством, за формирование и ведение базы данных и т.п. Например, тарификационных поход к оплате консультанта может выглядеть следующим образом:

Образование консультанта Разряд ЕТС Доплаты,%   Общая надбавка
за разъездн. характер работ за сложность работ за управление трансп. средством за ученую степень
высшее            
среднетехническое         -  

Обоснование стоимости консультационных услуг должно учитывать расстояние выезда от консультационного центра, а также удаленность районов от областного центра, учебных заведений, исследовательских учреждений.

Проблема подготовки и переподготовки кадров для ИКС должна решаться государством, в том числе за счет бюджетных средств, поскольку именно государство заинтересовано в продвижении своей аграрной политики, соответственно и обучение консультантов должно происходить под контролем государства. Его заинтересованность может проявляться через предоставление всевозможных льгот и субсидий. Например, вновь образованная консультационная служба может освобождаться от оплаты коммунальных услуг и арендной платы на срок до 5 лет. Если ИКС создана за счет бюджета, то консультанты должны иметь статус госслужащего и иметь соответствующие категории и льготы.

Оплата клиентом консультационных услуг может формироваться на различной основе Предприятия различных форм и размеров испытывают различную потребность в консультационных услугах. Если в регионе имеются, в основном, фермерские хозяйства, то целесообразно создание необходимых информационно-консультационных центров при областных и районных организациях фермеров. Такие ИКЦ будут существовать на условиях хозяйственного расчета за счет отчислений фермерами. Сумма отчислений за консультационные услуги должна соответствовать количеству и качеству вложенного труда консультанта. Целесообразным считается отчисления в размере 1-2 % от стоимости полученного дохода. Основным показателем эффективности консультационных услуг должно быть повышение качества и количества производимой продукции.

При работе ИКС в хозяйстве ан условиях хоздоговора оплата может быть установлена в размере до 10 % от стоимости прибавки урожая, от стоимости увеличения объемов продукции животноводства или от дополнительной выручки, полученной в результате реализации коммерческих предложений.

Если клиент испытывает потребность в маркетинговых, бухгалтерских, юридических услугах, то стоимость таких услуг может определяться экономическим интересом в виде дополнительного дохода. Стоимость услуг предполагается в размере 10-15% от предполагаемой прибыли.

Консультационные услуги специалистов ИКЦ регионального и федерального уровней должны оказываться бесплатно, поскольку специалисты таких центров состоят в штате управлений сельского хозяйства. При выводе таких услуг из-под государственного финансирования оплата услуг консультантов переносится на затраты клиентов. Для определения стоимости государственных консультационных услуг необходимо составить смету по основным статьям расходов:

1) Стоимость оплаты консультантов

2) Стоимость информационно-коммуникационных средств (компьютер, транспорт, средства связи и т.п.)

3) Стоимость пользования средствами связи

4) Стоимость использования услуг, предоставляемых сторонними организациями

5) Стоимость печатной продукции

6) Подготовка вводимых информационных данных.

В расчет стоимости государственных консультационных услуг следуе включить систему подготовки и переподготовки кадров. В такую систему войдут:

1) Стоимость оплаты труда преподавателей

2) Командировочные расходы

3) Стоимость транспорта

4) Аренда помещения

5) Стоимость расходных материалов

6) Стоимость подготовки и издания печатных материалов

7) Налоговые и другие платежи

При формировании консультационных служб на хозрасчетной основе составляется программа расходов (смета), в которую включаются:

1) Расходы на оплату труда

2) Командировочные расходы

3) Стоимость транспорта

4) Подготовка и печать отчетов и рекомендаций

5) Отчисления во внебюджетные фонды и налоги.

При установлении уровня оплаты труда следует учитывать профессиональные, деловые качества консультанта, организационные способности, личные качества.

К организационным способностям относятся:

§ Умение вести деловые переговоры, т.е. сочетание умения слушать собеседника и убеждать его в своих взглядах;

§ Умение работать с клиентурой, достигать договоренности и избегать конфликтов;

§ Коммуникабельность, способность вступать в контакты;

§ Дисциплинированность, а именно подчинение установленным порядкам, обязательность и пунктуальность;

§ Решительность, т.е. быстрое и уверенное принятие решений;

§ Уровень образования.

К личным качествам относятся:

§ Интуиция, т.е. способность предвидеть ход событий;

§ Конкретность мышления;

§ Интеллектуальная культура;

§ Доброжелательность, заботливое отношение к людям;

§ Принципиальность;

§ Продуктивность памяти;

§ Творческое воображение;

§ Самообладание.

На основании оценки всех этих способностей проставляются экспертные оценочные баллы и устанавливаются категории консультантов (1,2,3).

Уровень оплаты труда 1 категории устанавливается на 25-30% выше, а второй - на 20-25% выше, чем оплата труда специалиста 3 категории.

Оплата труда в частных консультативных фирмах устанавливается самостоятельно на основе договора между владельцем консультационной фирмы и наемным работником. Государство регулирует лишь минимальный ее размер, устанавливаемый на уровне законодательно принятого МРоТ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: