Количественные методы оценки, в результате применения которых можно определить уровень деловых качеств работников с достаточной степенью объективности

Система квалификации по порядку, или метод рангового порядка: группа руководителей, исходя из определенных критериев оценки, располагает оцениваемых сотрудников по порядку - от самого лучшего до самого худшего. Итоговая оценка определяется суммой порядковых номеров, полученных работником за выполнение поставленных задач.

Метод заданной балльной оценки заключается в присвоении заранее установленных баллов за каждое достижение работника с последующим определением его общего делового уровня в виде набранных очков.

Метод свободной балльной оценки состоит в присвоении руководителем или экспертом определенного количества баллов каждому качеству работника. Общая оценка складывается как сумма баллов или как средний балл.

Система графического профиля заключается в изображении каждого из деловых качеств сотрудника (в баллах) в виде точек на графике.

Перечисленные методы, как правило, позволяют решить лишь отдельные конкретные вопросы оценки потенциальных способностей работников и не позволяют оценить личность во всех ее проявлениях. В связи с этим вполне логично появление в последние годы нового комплексного метода оценки личности работника - метода оценочных центров, синтезировавшего отдельные элементы перечисленных методов и направлений.

Метод оценочных центров выделяет 25 критериев оценок:

  1. способность к учебе (общие умственные способности);
  2. умение делать устные обобщения (насколько хорошо человек может сделать устное сообщение перед небольшой группой на хорошо знакомую тему);
  3. умение делать письменные обобщения (насколько успешно сотрудник может составить записку на хорошо знакомую тему);
  4. контактность (в какой степени данный человек вызывает к себе симпатии);
  5. восприятие порогового социального мнения (насколько легко человек воспринимает незначительные замечания, касающиеся его поведения);
  6. способность к творчеству (какова вероятность того, что человек способен решить управленческую задачу новым, отличным от других способом);
  7. самооценка (насколько реалистично представление человека о соотношении своих достоинств и обязанностей, насколько глубоко его понимание мотивов собственного поведения);
  8. общественная задача (отношение к расовым, этническим, социально-экономическим, образовательным и другим подобным вопросам);
  9. гибкость поведения (насколько легко человек в случае принуждения изменяет свое поведение или модифицирует его для достижения поставленной перед ним цели);
  10. необходимость одобрения со стороны вышестоящего лица (степень эмоциональной зависимости от руководства);
  11. необходимость одобрения со стороны равных по социальному положению лиц (степень эмоциональной зависимости от мнения коллектива);
  12. внутренние рабочие нормативы (насколько высоко качество, с которым сотрудник хочет' выполнить какую-либо работу, по сравнению с более низким, но вполне приемлемым);
  13. необходимость продвижения (учитываются стремление к значительному продвижению по служебной лестнице и сроки, в которые человек надеется это продвижение осуществить, в сравнении с коллегами, занимающими равное с ним положение);
  14. необходимость надежности положения (в какой степени сотрудник хочет быть обеспеченным работой);
  15. гибкость при достижении цели (жизненные цели, их соответствие реальным возможностям и обстановке);
  16. первостепенность работы (в какой степени удовлетворение, получаемое от работы, больше удовлетворения от других сфер деятельности повседневной жизни);
  17. система акцентов положительных сторон деятельности фирмы (способность выделить положительные стороны деятельности фирмы в отношении к персоналу: сервис, дружелюбное отношение, справедливость занимаемой позиции в отношении заработка);
  18. реальность надежд (в какой степени надежды в отношении работы в компании совпадают с действительностью);
  19. терпимость к неопределенности и нестандартным условиям работы;
  20. способность работать длительный период времени без достаточного вознаграждения с перспективой получить награду позже;
  21. сопротивляемость стрессу (до какого предела напряженность работы совпадает с нормальным психологическим состоянием);
  22. разнообразие интересов (различные сферы деятельности и увлечения - такие, как политика, музыка, искусство, спорт);
  23. энергия (как долго сотрудник может выдерживать высокий уровень нагрузки);
  24. организованность и способность к адекватному планированию карьеры;
  25. готовность принимать решения и умение их обосновывать.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: