Некоторые особенности юридического статуса личности в современной России

(негативные, в своей основе стороны):

• слабая государственная защищенность (нет эффективных правоохранительных механизмов);

• изменение экономической основы (безработица, инфляция, имущественное расслоение и т.п.);

• множественность и несогласованность (правовой статус различен в разных субъектах Федерации, у разных слоев населения);

• деформированность правового положения личности (мигранты, беженцы, дискриминируемые и т.п.);

• отрицательное влияние социально-психологических и моральных факторов (потеря личных ориентиров, культурных приоритетов, неадаптированность к новым условиям и т.п.);

(позитивные, в своей основе аспекты):

• обновление и расширение законодательной базы (новое национальное законодательство и международно-правовые документы);

• измененная концепция взаимоотношений личности и государства (приоритет личности, переход от государственного патернализма к партнерству и сотрудничеству);

• освобождение правового статуса от идеологических штампов тоталитарного сознания;

• автономия и самостоятельность личности (командно-запретительный метод регламентации правовых положений личности уступает место дозволительно-разрешительному порядку);

• изменение соотношения и роли структурных элементов правового статуса (выдвижение на первый план прав и свобод человека).

Особенности правового положения различных субъектов.

Государство в целом - субъект права в международных и межгосударственных (внутри Федерации) отношениях, в отношениях по поводу государственной собственности, бюджетных, налоговых, финансовых, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и т.п. отношениях.

Органы государства:

• выполняют функции управления;


• наделены компетенцией;

• обладают властными полномочиями;

• чаще всего выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных правоотношений от имени государства.

Государственные учреждения:

• занимаются социально-культурной деятельностью;

• властные полномочия ограничены;

• состоят на бюджете;

• имеют имущество, могут им пользоваться и распоряжаться;

• наделены правами для выполнения функций некоммерческого характера (школы, больницы, вузы, библиотеки, театры, музеи и т.п.).

Государственные предприятия:

• занимаются хозяйственной деятельностью;

• действуют на праве хозяйственного ведения (унитарные предприятия), или на праве оперативного управления (казенные предприятия).

VI. Объект правоотношений (res) - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений.

Объектами правоотношений могут быть:

• материальные блага (вещи, деньги и т.п.);

• нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство, честь, доброе имя и т.п.);

• продукты духовного творчества (изобретения, произведения литературы, искусства и т.п.);

• определенные действия (например, в процессуальном праве);

• результаты действий участников правоотношений (ремонт, перевозка, поставка и т.д.);

• ценные бумаги, документы (акции, дипломы, аттестаты и т.п.).

VII. Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Юридические факты выступают предпосылкой
правоотношений и делятся по различным основаниям на множество
видов:

в зависимости от воли субъекта:

- события - не зависят от воли людей: стихийное бедствие, смерть, истечение срока и т.п.;

- действия - зависят от воли человека: заключение сделки, (не)выполнение обязательств и т.п.

по отношению к законности действия делятся на:


- правомерные:

- юридические акты - сознательно порождают юридические последствия - сделки, судебное решение и т.д.;

- юридические поступки - влекут последствия независимо от желания людей - сделанное открытие, купля-продажа, выполненная работа и т.п.;

- противоправные деяния - правонарушения, преступления (уголовные);

- проступки (административные, дисциплинарные и т.п.);

по возникающим последствиям юридические факты подразделяются на:

- правообразующие (поступление на работу);

- правоизменяющие (перевод на более высокую должность в рамках предприятия);

- правопрекращающие (увольнение с работы).

VIII. Виды правоотношений; в зависимости от оснований они различаются:

• по отраслям права (гражданско-, административно-, конституционно- и т.п. правовые);

• по характеру воздействия:

- регулятивные (правомерное поведение, нормы разрешения, равенство сторон);

- охранительные (противоправное поведение, нормы запреты, неравенство сторон);

• по субъектам:

- конкретные (относительные): связь индивидуально определенных субъектов);

- общие (абсолютные): правовая связь без индивидуализации

- конституционные правоотношения;

• по функциональной связи:

- материальные (основные) - уголовные правоотношения;

- процессуальные (производные) - уголовно-процессуальные правоотношения;

• по целям воздействия:

- статические (закрепляют статус кво, фиксируют состояние);

- динамические (вызывают изменения, вытесняют негативные социальные факторы);

• по содержанию:

- простые (неразделенные на части, например элементарная купля-продажа);

- сложные (включают ряд элементарных, например: уголовно-исполнительные правоотношения);


• по характеру юридической обязанности:

- активного типа (обязанная сторона активно действует);

- пассивного типа (обязанная сторона воздерживается от активного

поведения).

IX. Существуют особенности правоотношений, субъектами которых

выступают те или иные государственные органы, частные структуры или

физические лица. Например, для правоотношений, в которые вступают

органы внутренних дел характерно то, что:

• они возникают в связи с правонарушениями;

• очевидно неравенство сторон;

• ОВД свойственно вступать в правоотношения, регулируемые нормами

административного, (участковый уполномоченный), уголовного (оперативный

работник), уголовно-процессуального (следователь) права;

• право в этом случае осуществляет свою правоохранительную функцию;

• реализуются в основном нормы-запреты и нормы-предписания, наступают

для правонарушителя неблагоприятные последствия (штраф, лишение прав,

свободы...);

• возможно применение оружия представителем власти.

Особенности правоотношений в различных отраслях права ясны из их сравнения.

Например, чем отличаются гражданско-правовые отношения от налоговых

правоотношений?

гражданско-правовые правоотношения налоговые правоотношения
равенство участников неравенство сторон (есть властный субъект)
Заключаются по своей воле нет воли сторон, закон императивно определяет
сами участники определяют условия, могут изменить их по взаимному соглашению или решению суда условия не могут определять или произвольно менять ни субъекты правоотношений, ни суд
стороны могут переложить выполнение обязательств на других лиц (уступить требование, перевести долг) , перевести долг) налог выплачивается лично налогоплательщиком за счет собственных средств
филиалы, обособленные подразделения юридических лиц не могут быть субъектом могут, и являются субъектами налоговых правоотношений
осуществляются в сфере частного права публично-правовая сфера затрагивается
обязанности возникают из договора обязанности возникают из закона
контрагент выполняет обязанности, соответствующие правам управомоченного лица у государства нет встречных обязательств перед налогоплательщиком предоставить какие-либо блага
договор может повторяться, продлеваться, прекращаться, возобновляться принцип однократности налогообложения (один объект, один раз, за один период)
нормативная база: (Конституция, Гражданский кодекс) нормативная база: (Конституция, налоговое законодательство)
объект правоотношения: - самые разнообразные вещи, ценности, права, действия, результаты действий и т.д. объект правоотношений налоговых: совокупный доход за год, налог на добавленную стоимость и т.д.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: