(негативные, в своей основе стороны):
• слабая государственная защищенность (нет эффективных правоохранительных механизмов);
• изменение экономической основы (безработица, инфляция, имущественное расслоение и т.п.);
• множественность и несогласованность (правовой статус различен в разных субъектах Федерации, у разных слоев населения);
• деформированность правового положения личности (мигранты, беженцы, дискриминируемые и т.п.);
• отрицательное влияние социально-психологических и моральных факторов (потеря личных ориентиров, культурных приоритетов, неадаптированность к новым условиям и т.п.);
(позитивные, в своей основе аспекты):
• обновление и расширение законодательной базы (новое национальное законодательство и международно-правовые документы);
• измененная концепция взаимоотношений личности и государства (приоритет личности, переход от государственного патернализма к партнерству и сотрудничеству);
• освобождение правового статуса от идеологических штампов тоталитарного сознания;
|
|
• автономия и самостоятельность личности (командно-запретительный метод регламентации правовых положений личности уступает место дозволительно-разрешительному порядку);
• изменение соотношения и роли структурных элементов правового статуса (выдвижение на первый план прав и свобод человека).
Особенности правового положения различных субъектов.
Государство в целом - субъект права в международных и межгосударственных (внутри Федерации) отношениях, в отношениях по поводу государственной собственности, бюджетных, налоговых, финансовых, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и т.п. отношениях.
Органы государства:
• выполняют функции управления;
• наделены компетенцией;
• обладают властными полномочиями;
• чаще всего выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных правоотношений от имени государства.
Государственные учреждения:
• занимаются социально-культурной деятельностью;
• властные полномочия ограничены;
• состоят на бюджете;
• имеют имущество, могут им пользоваться и распоряжаться;
• наделены правами для выполнения функций некоммерческого характера (школы, больницы, вузы, библиотеки, театры, музеи и т.п.).
Государственные предприятия:
• занимаются хозяйственной деятельностью;
• действуют на праве хозяйственного ведения (унитарные предприятия), или на праве оперативного управления (казенные предприятия).
VI. Объект правоотношений (res) - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений.
Объектами правоотношений могут быть:
|
|
• материальные блага (вещи, деньги и т.п.);
• нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство, честь, доброе имя и т.п.);
• продукты духовного творчества (изобретения, произведения литературы, искусства и т.п.);
• определенные действия (например, в процессуальном праве);
• результаты действий участников правоотношений (ремонт, перевозка, поставка и т.д.);
• ценные бумаги, документы (акции, дипломы, аттестаты и т.п.).
VII. Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Юридические факты выступают предпосылкой
правоотношений и делятся по различным основаниям на множество
видов:
• в зависимости от воли субъекта:
- события - не зависят от воли людей: стихийное бедствие, смерть, истечение срока и т.п.;
- действия - зависят от воли человека: заключение сделки, (не)выполнение обязательств и т.п.
• по отношению к законности действия делятся на:
- правомерные:
- юридические акты - сознательно порождают юридические последствия - сделки, судебное решение и т.д.;
- юридические поступки - влекут последствия независимо от желания людей - сделанное открытие, купля-продажа, выполненная работа и т.п.;
- противоправные деяния - правонарушения, преступления (уголовные);
- проступки (административные, дисциплинарные и т.п.);
• по возникающим последствиям юридические факты подразделяются на:
- правообразующие (поступление на работу);
- правоизменяющие (перевод на более высокую должность в рамках предприятия);
- правопрекращающие (увольнение с работы).
VIII. Виды правоотношений; в зависимости от оснований они различаются:
• по отраслям права (гражданско-, административно-, конституционно- и т.п. правовые);
• по характеру воздействия:
- регулятивные (правомерное поведение, нормы разрешения, равенство сторон);
- охранительные (противоправное поведение, нормы запреты, неравенство сторон);
• по субъектам:
- конкретные (относительные): связь индивидуально определенных субъектов);
- общие (абсолютные): правовая связь без индивидуализации
- конституционные правоотношения;
• по функциональной связи:
- материальные (основные) - уголовные правоотношения;
- процессуальные (производные) - уголовно-процессуальные правоотношения;
• по целям воздействия:
- статические (закрепляют статус кво, фиксируют состояние);
- динамические (вызывают изменения, вытесняют негативные социальные факторы);
• по содержанию:
- простые (неразделенные на части, например элементарная купля-продажа);
- сложные (включают ряд элементарных, например: уголовно-исполнительные правоотношения);
• по характеру юридической обязанности:
- активного типа (обязанная сторона активно действует);
- пассивного типа (обязанная сторона воздерживается от активного
поведения).
IX. Существуют особенности правоотношений, субъектами которых
выступают те или иные государственные органы, частные структуры или
физические лица. Например, для правоотношений, в которые вступают
органы внутренних дел характерно то, что:
• они возникают в связи с правонарушениями;
• очевидно неравенство сторон;
• ОВД свойственно вступать в правоотношения, регулируемые нормами
административного, (участковый уполномоченный), уголовного (оперативный
работник), уголовно-процессуального (следователь) права;
• право в этом случае осуществляет свою правоохранительную функцию;
• реализуются в основном нормы-запреты и нормы-предписания, наступают
для правонарушителя неблагоприятные последствия (штраф, лишение прав,
свободы...);
• возможно применение оружия представителем власти.
Особенности правоотношений в различных отраслях права ясны из их сравнения.
|
|
Например, чем отличаются гражданско-правовые отношения от налоговых
правоотношений?
гражданско-правовые правоотношения | налоговые правоотношения |
равенство участников | неравенство сторон (есть властный субъект) |
Заключаются по своей воле | нет воли сторон, закон императивно определяет |
сами участники определяют условия, могут изменить их по взаимному соглашению или решению суда | условия не могут определять или произвольно менять ни субъекты правоотношений, ни суд |
стороны могут переложить выполнение обязательств на других лиц (уступить требование, перевести долг) , перевести долг) | налог выплачивается лично налогоплательщиком за счет собственных средств |
филиалы, обособленные подразделения юридических лиц не могут быть субъектом | могут, и являются субъектами налоговых правоотношений |
осуществляются в сфере частного права | публично-правовая сфера затрагивается |
обязанности возникают из договора | обязанности возникают из закона |
контрагент выполняет обязанности, соответствующие правам управомоченного лица | у государства нет встречных обязательств перед налогоплательщиком предоставить какие-либо блага |
договор может повторяться, продлеваться, прекращаться, возобновляться | принцип однократности налогообложения (один объект, один раз, за один период) |
нормативная база: (Конституция, Гражданский кодекс) | нормативная база: (Конституция, налоговое законодательство) |
объект правоотношения: - самые разнообразные вещи, ценности, права, действия, результаты действий и т.д. | объект правоотношений налоговых: совокупный доход за год, налог на добавленную стоимость и т.д. |