Правоприменение - наиболее сложная и важная форма реализации права, это:
• организационно-правовой метод осуществления государственно-властных полномочий в исполнительно-распорядительной, контрольно-надзорной, юрисдикционной сфере;
• управленческая деятельность должностных лиц (не)государственных структур, частных корпораций, санкционированная государством;
• сложный комплекс организационных, информационных, социально-психологических, материально- и процессуально-правовых связей и отношений;
• и практические действия правоприменяющих субъектов и юридическое оформление их в соответствующих документах;
• властное решение компетентного органа (должностного лица) по поводу конкретного жизненного случая, имеющего юридическое значение и предусмотренного нормой права;
• и форма реализации права как таковая, и условие, способ и средство, организующее реализацию права в других формах;
• применение связано с юридическим фактом и само выступает юридическим фактом;
|
|
• является стадией правового регулирования и одним из элементов механизма регулирования.
Юридическая природа правоприменения
Определяется целями применения права. Среди этих целей:
• позитивное урегулирование общественных отношений всеми правоприменительными субъектами (оперативно-исполнительная, контрольно-ревизионная, надзорная и др. деятельность);
• охрана общественных отношений от всевозможных нарушений, посягательств, реализация мер государственного принуждения к правонарушителям, назначение мер наказания и их исполнение, предупреждение нарушений (их профилактика) государственными органами и должностными лицами, юрисдикционная деятельность.
Необходимость в правоприменении возникает когда:
• субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть без властной деятельности компетентного государственного органа, должностного лица;
• официально фиксируется наличие (отсутствие) субъективных прав и юридических обязанностей;
• в случае спора устанавливается объем субъективных права и юридических обязанностей;
• констатируется изменение правового положения субъектов права;
• следует пресечь правонарушение;
• необходимо официально защитить (восстановить) нарушенные (отмененные de facto или de jure) права;
• стремятся обеспечить большую гарантированность тем или иным правам (процессуальная обеспеченность материального права);
• существуют препятствия в осуществлении субъективных права субъектов;
• отсутствует добровольное исполнение юридических обязанностей субъектами права;
• в соответствии с предписанием нормы права необходимо реализовать юридическую санкцию.
|
|
Отличия правоприменения от других форм осуществления права:
• круг субъектов правоприменительной деятельности наиболее узкий: компетентные органы, должностные лица, уполномоченные структуры. Правоприменение составляет для них основное содержание работы (суд, арбитраж) либо ее существенную часть (местная власть, руководители государственных или частных предприятий).
• правоприменительная деятельность в значительно большей степени, чем другие формы осуществления права носит политический характер. Государство не стремится «передоверять» применение права, рассматривая его как выражение суверенитета.
• правоприменение в отличие от других форм реализации права невозможно вне правоотношения.
• применение права обеспечивает наиболее полное осуществление права и имеет место тогда, когда для возникновения персональных прав и обязанностей недостаточно ссылок на общую норму.
• правоприменение отличает ярко выраженная государственно-властная природа предполагающая:
- категоричность веления (обязанность подчинения воле правоприменителя);
- компетентность веления (вынесено уполномоченным органом);
- обеспеченность (охрана) принудительной силой государства.
• правоприменение в значительно большей мере, чем другие формы реализации - творческая, организующая деятельность, наиболее формализированный из всех способов реализации права.
• в то же время применение права - наиболее гарантированная форма реализации, поскольку урегулирована и обеспечена процессуальными нормами;
• применение права составляет один из основных элементов механизма правового регулирования, требующий от правоприменителя издания специального акта применения права.