Источники (формы ) права

1.ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА (ФОРМЫ) ПРАВА

Источник (форма) права – это документальная форма выражения и закрепления

норм права, исходящих от государства или признаваемых им официально.

В качестве основных форм прав в настоящее время используются:

1. Правовые обычаи.

2. Юридические прецеденты.

3. Нормативно-правовые акты.

4. Договоры нормативного содержания.

5. Общие принципы права.

6. Религиозные тексты.

2. Характеристика основных форм правА

ПРАВОВЫЕ ОБЫчАИ – ЭТО ТАКИЕ ОБЫчАИ, КОТОРЫЕ ПРИЗНАНЫ ГОСУДАРСТВОМ В

КАчЕСТВЕ ОБЩЕОБяЗАТЕЛЬНЫХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИя. ПРАВОВЫЕ ОБЫчАИ БЫЛИ ОСНОВНОЙ

ФОРМОЙ ПРАВА НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИя чЕЛОВЕчЕСКОГО ОБЩЕСТВА. В НАСТОяЩЕЕ

ВРЕМя ПРАВОВЫЕ ОБЫчАИ В КАчЕСТВЕ ФОРМ ПРАВА ИСПОЛЬЗУЮТСя РЕДКО.

Юридические прецеденты – решения суда или какого-либо другого

государственного органа, вынесенное по конкретному делу и обязательное для

использования при решении аналогичных дел в последующем. Юридические

прецеденты получили наибольшее распространение в Англии, далее они стали

использоваться как форма права в США, Канаде, Австралии и др. странах

(издаются Law reports).

Нормативно-правовые акты – это документы государственных органов,

содержащие нормы права. Являются основной формой права во многих странах.

Достоинства формы:

1.Возможность быстрого и эффективного реагирования на изменения в жизни

общества.

2. Точность и определенность при фиксации норм права.

Недостаток:

Длительность процесса разработки нормативно-правовых актов.

Договоры нормативного содержания – это соглашения между различными

субъектами права, содержащие нормы права. В настоящее время роль соглашений

как формы права возрастает. Это относится как к международному праву, так и

к национальному праву.

Общие принципы права – в тех случаях, когда при рассмотрении конкретного

дела обнаружится, что отсутствуют подходящие нормы права или юридические

прецеденты, то в качестве форм права могут использоваться общие принципы

права. Общие принципы права прежде всего являются формами международного

права.

Общие принципы права:

1. Принцип демократизма (народовластия).

2. Принцип социальной справедливости.

3. Принцип равенства всех перед законом и судом.

4. Принцип гуманизма.

Религиозные тексты – на начальном этапе правового регулирования в качестве

норм права использовались религиозные нормы, которые содержались в

различных религиозных книгах. В настоящее время в странах так называемого

«мусульманского права» (Иран, Пакистан и др.) такие тексты до сих пор

используются в качестве основных форм права (Коран – книга, содержащая

заповеди и поучения Аллаха).

3. Формы права в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В РФ В КАчЕСТВЕ ФОРМ ПРАВА ИСПОЛЬЗУЮТ:

1. Правовые обычаи.

2. Юридические прецеденты.

3. Договоры нормативного содержания.

4. Нормативно-правовые акты.

Правовые обычаи в РФ используются тогда, когда их применение оговорено в

действующем нормативно-правовом акте. Например, в Гражданском Кодексе РФ

имеется ссылка на возможность использования в некоторых случаях обычаев

делового оборота (ст. 5). Правовые обычаи в РФ используются редко.

Юридические прецеденты в РФ.

В качестве формы права используются незначительно, прежде всего они

являются результатом деятельности Конституционного Суда.

Договоры нормативного содержания в РФ принимают все большее значение как

форма права. Это связано с тем, что в Конституции РФ имеется положение о

том, что международные договоры являются составной частью правовой системы

РФ. При этом, если в международном договоре установлены другие правила, чем

в национальном нормативно-правовом акте, то применяются правила

международного договора. В качестве договоров нормативного содержания в РФ используются: 1. Международные договоры РФ.2. Соглашения между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов РФ.3. Коллективные договоры между работодателями и работниками. Нормативно-правовые акты являются наиболее распространенной формой права вРФ. 4. Понятие и принципы правотворчества.ПРАВОТВОРчЕСТВО (НОРМОТВОРчЕСТВО) ЭТО ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ,НАПРАВЛЕННАя НА СОЗДАНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ, ОТМЕНУ НОРМ ПРАВА. Принципы осуществления правотворчества: |демократизм; |} |кто создает ||профессионализм; | |нормы права || |} | || | |как ||законность; | |создаются ||гуманизм; | |нормы права ||научный подход; | | ||тщательность и скурпулезность | | ||подготовки; | | ||использование современной | | ||законодательной техники. | | | Правотворчество выступает завершающим этапом процесса формированиягосударственной воли в право - правообразования. Правообразование включает в себя следующие этапы: - научный анализ действительности; - выработка взглядов и концепций на необходимость правового регулирования; - учет предложений, замечаний граждан и организаций, общественного мнения по вопросам правового регулирования; - правотворчество. На правообразование и правотворчество влияют многочисленные факторы:экономические, политические, социальные, национальные, идеологические,организационные, внешнеполитические. 5. Виды (формы) правотворческой деятельности. 1. ПРИНяТИЕ НОРМ ПРАВА ГРАЖДАНАМИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФЕРЕНДУМА;2. Принятие законов, других нормативных актов органами государственной власти;3. Заключение договоров, соглашений нормативного характера между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, с общественными объединениями, с другими государствами;Рассмотрим каждую из названных форм правотворческой деятельности на примереРФ. 1. В соответствии с ФЗ «О референдуме в РФ», решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. На референдум может быть вынесен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение. Например, таким образом в 1993 году была принята Конституция РФ. 2. Наиболее распространенная в настоящее время форма правотворчества в РФ. Правом принятия нормативных актов в РФ обладают: 1. Государственная Дума; 2. Представительные (законодательные) органы субъектов РФ; 3. Органы местного самоуправления; 4. Президент РФ; 5. Правительство РФ; 6. Федеральные министерства и ведомства; 7. Президенты республик, главы администраций субъектов РФ; 8. Правительства, министерства, ведомства субъектов РФ; 9. Администрации предприятий и учреждений (локальное нормотворчество – например, разработка Правил внутреннего трудового распорядка).Полномочия на издание различными органами и должностными лицами нормативныхактов, а также их предметное содержание определяются Конституцией РФ,законами и другими нормативными актами. 3. Нормативные договоры, соглашения. Данная форма все чаще используется в правотворческой деятельности. Договора и соглашения заключаются между различными субъектами права. Их юридическая сила неодинакова, зависит от правового статуса участвующих субъектов. Примеры нормативных договоров: - Федеративный Договор; - Договоры РФ и субъектов РФ; - Соглашения по установлению условий труда, занятости, социальных гарантий для работников определенных профессий, отраслей, территорий. Участвуют три стороны: 1. работодатели; 2. профсоюзы; 3. органы государственной власти. 6. Основные стадии правотворческого процесса: ПРОЦЕСС МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 2 ЭТАПА И 10 ОСНОВНЫХ СТАДИЙ.I. Этап подготовки проекта нормативного акта (осуществляется не обязательно правотворческим органом). 1. Принятие решения о подготовке проекта; 2. Анализ состояния правового регулирования в той сфере отношений, к которой относится предлагаемый нормативный акт; 3. Подготовка первоначального текста проекта; 4. Предварительное обсуждение проекта; 5. Вынесение проекта на всенародное обсуждение (факультативная стадия); 6. Окончательное редактирование проекта;II. Этап, связанный с деятельностью правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта. 7. Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа, подготовившего проект; 8. Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания правотворческого органа; 9. Обсуждение и официальное принятие нормативного акта;10. Официальное опубликование принятого нормативного акта. Понятие законодательной техники. Это система правил и приемов подготовки совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих необходимый охват регулируемых вопросов, полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту, обозримость нормативного материала. Основные правила законодательной техники. 1. Сокращение до минимума нормативных актов по одному и тому же вопросу; 2. Отсутствие противоречий с действующими нормативными актами и в самом нормативном акте; 3. Логическая последовательность изложения и взаимосвязь помещаемых в акте нормативных предписаний; 4. Наличие в акте правовых средств, обеспечивающих его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров, меры ответственности за нарушение правовых предписаний или отсылки к устанавливающим их действующим нормативным актам и др.); 5. Использование одинаковых, унифицированных официальных атрибутов (наименование акта, заголовок, порядковый номер и т.п.) и структурных частей (главы, разделы, части, статьи, пункты и т.п.); 6. Наличие в акте определений имеющих принципиальное значение терминов (законодательных дефиниций); 7. Отсутствие рассуждений, научных положений, деклараций и т.п.; 8. Язык должен быть точным и лаконичным, один и тот же термин должен всегда использоваться для обозначения одного и того же понятия; 9. Акт должен излагаться простым, ясным языком, по возможности короткими фразами, не должны употребляться в акте эпитеты, метафоры, образные сравнения, цитирование и многозначные слова и выражения; 10. В случае необходимости одновременно с проектом акта вносится проект постановления о порядке введения акта в действие. В этом проекте должны быть отражены вопросы отмены (изменения) ранее принятых нормативных актов (либо их частей), начало действия акта, другие вопросы по его реализации. ЛЕКЦИЯ №3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ. СИСТЕМА ПРАВА. НОРМЫ ПРАВА. 1. ПОНяТИЕ И ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА. ПОД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМ АКТОМ ПОНИМАЕТСя ДОКУМЕНТ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙВЛАСТИ, СОДЕРЖАЩИЙ НОРМЫ ПРАВА.Признаки нормативно-правового акта (отличия от других документов): 1. Исходит от всего населения (в случае принятия на референдуме) или от органов государственной власти.2. Содержит нормы права.3. Создается в особом, процессуальном порядке.4. Оформляется в определенном виде.5. Образует единую, иерархическую систему.6. Обязательно доводится до сведения населения. 2. Классификация нормативно-правовых актов. ДЛя УПОРяДОчИВАНИя НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ИСПОЛЬЗУЮТСя РАЗЛИчНЫЕКЛАССИФИКАЦИИ И СПОСОБЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.Основания для классификации: 1. Юридическая сила нормативно-правового акта.2. Содержание нормативно-правового акта.3. Субъекты, издавшие нормативно-правовой акт.4. Объем и характер действия нормативно-правового акта.Юридическая сила нормативно-правового акта отражает его место виерархической системе нормативно-правовых актов. Наибольшей юридической силой обладает Конституция РФ – основной законгосударства. Все множество нормативно-правовых актов по юридической силе делится на 2подмножества: 1. Законы2. Подзаконные нормативно-правовые акты. По содержанию нормативно-правовые акты подразделяются на: 1. Однородные нормативно-правовые акты.2. Комплексные нормативно-правовые акты.Однородные нормативно-правовые акты содержат нормы права, относящиеся кодной отрасли права. Комплексные нормативно-правовые акты относятся к разным отраслям права. Пример однородных нормативно-правовых актов: Трудовой Кодекс РФ Пример комплексного нормативно-правового акта: Федеральный закон «Об образовании». По субъектам, издавшим нормативно-правовой акт, выделяют: 1. Нормативно-правовые акты органов законодательной власти (законы).2. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (подзаконные нормативные акты).3. Нормативно-правовые акты органов судебной власти (постановления). По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на: 1. Акты общего действия.2. Акты ограниченного действия.Акты общего действия распространяются на все население государства. Акты ограниченного действия распространяются только на определенныйконтингент лиц (например, на беженцев). 4. Законы: признаки и виды. ПРИЗНАКИ:1. Регулируют наиболее важные общественные отношения.2. Принимаются в результате всенародного волеизъявления на референдуме, либо органами законодательной власти.3. Обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно- правовыми актами.Виды: По юридической силе законы подразделяются на: 1. Конституцию.2. Федеральные конституционные законы3. Федеральные законы. 4. Законы субъектов РФ. 5. Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие и виды. ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ – ЭТО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ,ПРИНяТЫЙ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.Выделяют в порядке убывания юридической силы следующие виды подзаконныхнормативно-правовых актов: 1. Указы Президента РФ.2. Постановления Правительства РФ.3. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, федеральных служб).4. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.6. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. 6. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ НАчИНАЕТСя С МОМЕНТАВСТУПЛЕНИя НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА В СИЛУ И ЗАКАНчИВАЕТСя В МОМЕНТПРЕКРАЩЕНИя ДЕЙСТВИя НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА.Момент вступления нормативно-правового акта в силу определяется: 1. Указанием в самом нормативно-правовом акте (например, с 1 января 2004 года).2. Днем опубликования закона.3. По прошествии определенного количества дней после опубликования нормативно-правового акта. Прекращение действия нормативно-правового акта определяется: 1. Путем указания на то в новом нормативно-правовом акте.2. По истечении срока его действия, указанного в самом акте.По общему правилу, нормы нормативно-правового акта начинают применяться длярегулирования общественных отношений, возникших после вступления в силуданного акта. Имеется два исключения: 1. Если об обратной силе акта прямо указано в самом акте.2. Обратную силу имеют акты с нормами права, устраняющими или смягчающими уголовную или административную ответственность. Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется полномочиямисубъекта, издавшего акт. Акты, которые издаются федеральными органами государственной власти,действуют на всей территории РФ. Акты, которые издаются органами государственной власти субъектов РФ,действуют только на территории субъектов. По кругу лиц, на которых распространяется действие акта, выделяют общие и специальные акты.Общие распространяют свое действие на всех граждан.Специальные – на определенную категорию граждан(пенсионеров,студентов и др.). 7. Характеристика основных способов систематизации нормативно- правовых актов. СИСТЕМАТИЗАЦИя – УПОРяДОчИВАНИЕ.Коллизия – столкновение.Кодекс – книга.Существуют следующие основные способы систематизации нормативно-правовыхактов: 1. Инкорпорация.2. Кодификация.3. Консолидация.Инкорпорация – это объединение в сборнике действующих нормативно-правовыхактов без изменения их содержания. Кодификация – это деятельность, направленная на систематизацию и кореннуюпереработку действующих нормативно-правовых актов путем принятия новогокодифицированного акта (при кодификации устраняются коллизии норм из разныхнормативно-правовых актов). По своему содержанию кодифицированные акты бывают: 1. Основами законодательства.2. Кодексами.2. Уставами.4. Положениями. Консолидация – это деятельность, направленная на объединение множестванормативно-правовых актов, касающихся определенной сферы общественныхотношений, в один укрупненный акт. Консолидация является промежуточным шагом к кодификации. СИСТЕМА ПРАВА. 1.Понятие системы права. ВСЕ МНОЖЕСТВО НОРМ ПРАВА ОБРАЗУЕТ СИСТЕМУ ПРАВА.Под системой понимается целое, состоящее из частей. Как целостноеобразование система права включает в себя все действующие в государственормы права. В качестве составных частей системы права выступают отраслиправа, подотрасли права и институты права, но базовыми частями системыправа выступают отрасли права. Под отраслью права понимается совокупность норм права, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений. Основаниями для разбиения права наотрасли являются предмет правового регулирования и метод правовогорегулирования. Система права – это совокупность отраслей права, в которых выражена общаяволя господствующего класса или всего общества. 2.Строение права. В СВОЮ ОчЕРЕДЬ, КАЖДАя ОТРАСЛЬ ПРАВА МОЖЕТ СОСТОяТЬ ИЗ ПОДОТРАСЛЕЙ ПРАВАИ ИНСТИТУТОВ ПРАВА.ГРАФИчЕСКИ СИСТЕМА ПРАВА ВЫРАЖАЕТСя В СЛЕДУЮЩЕМ ВИДЕ: [pic]Горизонтальное строение права представляет собой разбиение права наотдельные отрасли права. Вертикальное строение права – иерархическая связь различных частей,входящих в отрасль права. Подотрасль права – совокупность норм права, регулирующих специфический видотношений в пределах сферы правового регулирования отрасли права. Например,в качестве подотраслей гражданского права выступают авторское право,наследственное право и др. подотрасли. Институт права – совокупность норм права, регулирующих однородную группуобщественных отношений. По своему содержанию институты права бывают простыми и сложными. Простой институт права включает в себя нормы права одной отрасли права.Например, институт залога в гражданском праве. Сложный институт права включает в себя нормы права из различных отраслейправа. Например, институт собственности включает в себя нормы права изконституционного права, гражданского права, семейного права и др. отраслейправа. Каждая отрасль права имеет основной институт права, в котором определяются: 1. Предмет правового регулирования отрасли.2. Общеотраслевые принципы права.3. Задачи отрасли и иные общие положения.Так, в конституционном праве в качестве основного института выступаетинститут «Основы конституционного строя» (подраздел 1 Конституции РФ). В качестве основного института гражданского права выступают нормы права,отраженные в подразделе Гражданского Кодекса «Основные положения». Система права не является застывшей структурой. Она изменяется взависимости от изменений общественных отношений. В ней появляются новыеотрасли права и институты права, отмирают старые. Например, за последние годы в РФ: |«+» |«-» ||Банковское право |Колхозное право ||Экологическое право | | 3.Основные отрасли права в РФ. ОСНОВНЫМИ ОТРАСЛяМИ ПРАВА В РФ яВЛяЮТСя:1. Конституционное (государственное) право.2. Административное право.3. Гражданское право.4. Финансовое право.5. Земельное право.6. Трудовое право.7. Экологическое право.8. Семейное право.9. Уголовное право.10. Уголовно-процессуальное право.11. Гражданско-процессуальное право.12. Арбитражно-процессуальное право13. Международное право.14. Международное частное право. 4.Право материальное и процессуальное. СУЩЕСТВУЕТ ДЕЛЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА НА ОТРАСЛИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРАВА ИОТРАСЛИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА. Отрасли материального права определяют права и обязанности сторон,условия их возникновения, изменения и прекращения.Отрасли процессуального права устанавливают порядок рассмотрения в судебныхорганах споров между сторонами по поводу нарушенных прав и невыполненныхюридических обязанностей. К отраслям материального права относятся государственное, гражданское,административное и ряд других отраслей права. К отраслям процессуального права относятся уголовно-процессуальное,гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное право. Гражданско-процессуальное право содержит нормы права, определяющие порядокрассмотрения споров, в которых в качестве одной из сторон выступаютграждане. Метод правового регулирования – императивный. Основные нормативно-правовые акты: 1. Конституция РФ.2. Гражданско-процессуальный кодекс РФ.Арбитражно-процессуальное право содержит нормы права, определяющие порядокрассмотрения споров между организациями, а также между организациями игосударственными органами. Доминирующий метод – императивный.Основные нормативно-правовые акты. 1. Конституция РФ. 2. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ. 5.Право частное и публичное. ОСНОВАНИяМИ ДЛя ТАКОГО ДЕЛЕНИя яВЛяЮТСя: 1. Констатация факта: регулирует ли отрасль права общественныеотношения, в которых заинтересованной,необходимой стороной выступаетгосударство? В этом случае отрасль права относится к отраслям публичного права. Впротивном случае отрасль права относится к отраслям частного права. 2. Используемый в качестве доминирующего метод правового регулирования. В отраслях публичного права в качестве доминирующего метода используетсяимперативный метод, в отраслях частного права – диспозитивный метод. Примеры отраслей публичного права: Государственное, административное, уголовное право. Примеры отраслей частного права: Гражданское, семейное, трудовое и др. 6.Право международное и право национальное. СУЩЕСТВУЕТ ДЕЛЕНИЕ ПРАВА НА ОТРАСЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ОТРАСЛИНАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА.К отраслям международного права относятся две отрасли: 1. Международное право.2. Международное частное право.Международное право регулирует отношения между государствами. Международное частное право регулирует отношения с участием иностранныхфизических и юридических лиц. К отраслям национального права относятся все другие отрасли права. 7.Понятие системы законодательства. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЭТО СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ (НПА)ОПРЕДЕЛЕННОГО ГОСУДАРСТВА, СОСТОяЩАя ИЗ СОВОКУПНОСТИ ОТРАСЛЕЙЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ОСНОВАНИЕМ ДЛя ФОРМИРОВАНИя ОТРАСЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАяВЛяЕТСя ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИя.Система законодательства является выражением системы права. Они соотносятсямежду собой как содержание (система права) и форма (системазаконодательства). Отраслей законодательства всегда больше, чем отраслей права.В РФ приблизительно 14 отраслей права, а отраслей законодательства 48.ОЗ=ОП (отрасль права)ОЗ=ПОП (подотрасль права) Система законодательства:2. Норма права ОЗ ОЗ…………… ОЗ [pic] (1) [pic] (2)[pic] (n) Первичным элементом системы права выступает норма права. Первичным элементом системы законодательства выступает статья закона илипункт подзаконного нормативно-правового акта. НОРМЫ ПРАВА. I. НОРМА ПРАВА – ЭТО ОБЩЕОБяЗАТЕЛЬНОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИя, КОТОРОЕ УСТАНАВЛИВАЕТСя ГОСУДАРСТВОМ И ИСПОЛНЕНИЕ КОТОРОГО ПОДДЕРЖИВАЕТСя СИЛОЙ е нормы права.ГОСУДАРСТВА. Структура норм права – это их внутреннее строение, деление норм на составные части, связь частей между собой. Любая норма права состоит из трех частей: В первой части указывается на круг лиц, которым адресована норма. Эта часть называется гипотезой. Во второй части формулируется само правило поведения. Эта часть называется диспозицией. В третьей части содержится указание на возможную меру государственного принуждения, которая может быть применена к нарушителю нормы. Эта часть называется санкцией. Пример нормы права: Налогоплательщики должны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации. Непредоставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере пяти тысячи рублей. В этой норме гипотеза – налогоплательщики.Необходимость предоставления налоговой декларации – диспозиция.Взыскание штрафа в пять тысяч рублей – санкция. 2. Виды (классификация) норм права. ИСПОЛЬЗУЮТСя РАЗЛИчНЫЕ ОСНОВАНИя ДЛя КЛАССИФИКАЦИИ НОРМ ПРАВА. 1. Классификация по отраслям права (нормы гражданского права, семейного права и пр.). 2. По способу регулирования общественных отношений различают три вида норм: а) Управомочивающие нормы права. б) Обязывающие нормы права. в) Запрещающие нормы права. 3. По предмету правового регулирования а) Материальные нормы права. б) Процессуальные нормы права. 4. По выполняемым функциям. а) Нормы позитивного регулирования. Устанавливают права и обязанности б) Правоохранительные нормы. Устанавливают меры государственного принуждения к нарушителям норм права. 5. По действию норм права в пространстве. а) Нормы общего действия. Нормы действуют по всей территории государства. б) Нормы местного действия. Нормы действуют на части территории государства. 6. По кругу лиц, на которых распространяются нормы. а) Нормы общие. Распространяются на всех граждан государства. б) Нормы специальные. На определенную категорию граждан. 7. По времени действия норм. а) Нормы постоянного действия. б) Временны 3. Особенности изложения норм права в нормативно-правовых актах: 1) НОРМА ПРАВА= НПА ст.1 ст.2 ст.3 2) Норма права 3) ст. (НПА)|НП ||(1) ||НП ||(2) | 1. Норма права излагается в различных статьях одного нормативно-правового акта. Пример: ст.ст. 19, 23, 119 Налогового Кодекса. излагается в статьях различных нормативно-правовых актов. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИя – ЭТО ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИя, ОТРЕГУЛИРОВАННЫЕ НОРМАМИПРАВА Пример: экологическое право. Обязанности в экологическом законодательстве, санкции в Кодексе обадминистративных правонарушениях. Обязанности в экологическом законодательстве, санкции в Кодексе обадминистративных правонарушениях. 3. В одной статье нормативно-правового акта содержится несколько нормправа. Пример: статьи Конституции РФ. ЛЕКЦИЯ 10. правовые отношения. 1. ПОНяТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ОТНОШЕНИя.. УчАСТНИКИ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НАЗЫВАЮТСя СУБЪЕКТАМИ ПРАВОВЫХОТНОШЕНИЙ.Став правовыми, общественные отношения приобретают следующие свойства-признаки: 1. Конкретизируются субъекты правовых отношений.2. Определяются их взаимные права и юридические обязанности.3. Возникшее правовое отношение обеспечивается возможностями применения государственного принуждения. Предпосылки возникновения правовых отношений: 1. Материальные:Это интересы и потребности людей и их объединений. 2. Юридические: Нормы права; наличие необходимых свойств у участников отношений; наличиенеобходимых обстоятельств для возникновения, изменения и прекращенияотношений (юридических фактов). Все предпосылки отражаются в структуре правоотношения. 2. Структура правоОтношения. ПРАВООТНОШЕНИя ИМЕЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ чАСТИ:1. Объект правоотношения(ПО). 2. Содержание правоотношения. Объект ПО 3. Субъекты правоотношения (участники, стороны правоотношения). Объектом правоотношения выступает то, на что направлены действия сторон –субъектов правоотношения, что составляет предмет их интересов. В качестве объектов правоотношений могут выступать различные социальныеблага, а также действия, поведение людей. Классификация объектов правоотношений: 1. Материальные блага.2. Нематериальные блага (жизнь, здоровье и пр.).3. Культурные ценности.4. Документы.5. Действия, поведение людей (перевозка, хранение, явка в военкомат). Содержание правоотношений. Своим содержанием правоотношения воздействуют на объект правоотношения. Содержанием правоотношения является поведение, действия сторон поосуществлению имеющихся субъективных прав и юридических обязанностей. При этом субъект, обладающий конкретным правом, называется управомоченным. Субъект, обладающий конкретной обязанностью, называется обязанным. Действия управомоченного субъекта. Управомоченный субъект может: 1. Своими действиями реализовывать свое право.2. Может потребовать от обязанного субъекта совершения активных действий или воздержания от них.3. Может обратиться за защитой в случае нарушения права в государственный орган.Обязанный субъект: 1. Должен совершить активное действие для выполнения обязанностей.2.Обязан претерпеть меры государственного принуждения в случае нарушения обязанностей. Субъекты правоотношений.СУБЪЕКТАМИ ПРАВООТНОШЕНИЙ НАЗЫВАЮТСя УчАСТНИКИ, СТОРОНЫ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Субъектами правоотношений могут быть только субъекты права. ридических лиц выступают организации, признанные государством вкачестве субъекта права, обладающие обособленным имуществом, самостоятельноотвечающие этим имуществом по своим обязательствам и участвующие вгражданском обороте от своего имени. Субъекты правоотношений в области публичного права подразделяются наиндивидуальных и коллективных субъектов.К индивидуальным субъектам относятся: 1. Граждане.2. Иностранные граждане.3. Лица с двойным гражданством.4. Лица без гражданства.Коллективные субъекты: 1. Государство, субъекты федерации, города, районы и др. территориальные образования.2. Население этих образований.3. Общественные объединения и партии. Возможность того или иного лица быть участником правоотношений определяетсяналичием у лица правосубъектности, которая складывается из двух свойств: | |} | || | | || | | ||1.Правоспособност| |В совокупности они и ||и | |образуют ||2. Дееспособности| |правосубъектность лица || | | || | | | Лица, обладающие правосубъектностью, называются субъектами права. Такимобразом, чтобы стать субъектом правоотношений, лицо должно быть субъектомправа. Правоспособность – это способность лица иметь субъективные права июридические обязанности, предусмотренные нормами права. Дееспособность человека – это его способность самостоятельными иосознанными действиями приобретать субъективные права и выполнятьюридические обязанности. Правоспособность человека возникает с момента его рождения и прекращаетсямоментом его смерти.Правоспособность юридических лиц возникает с момента их регистрации.Только для человека дееспособность отделяется от правоспособности. Дляюридических лиц дееспособность возникает одновременно с возникновениемправоспособности. Дееспособность человека зависит от возраста и состояния здоровья. С 16 лет человек считается дееспособным по всем нормам трудового,уголовного и частично гражданского права. С 18 лет человек считается почтиполностью дееспособным (почти, т.к. президентом он может стать в 35 лет, апенсионером – в 55 (60) лет). Различают три вида правосубъектности: общую, отраслевую и специальную. Общая – это способность быть субъектом права вообще. Отраслевая – это способность быть субъектом права определенной отрасли(так, например, субъектами уголовно-правовых отношений могут бытьиндивидуальные субъекты). Специальная – это способность быть субъектом определенной группыобщественных отношений в рамках конкретной отрасли права (так, например,субъектами пенсионных отношений могут быть только лица, имеющие право навыплату пенсии). Правовой статус лица – это совокупность принадлежащих лицу прав, свобод иобязанностей. По видам правосубъектности различают три вида правовогостатуса: общий, отраслевой и специальный. Правовое положение - более широкое понятие, чем правовой статус. Оноопределяется как сумма общего правового статуса и тех статусов, которыеприобретает данное лицо, вступая в конкретные правоотношения (отраслевыестатусы, специальные статусы). 4. Юридические факты.ПОД ЮРИДИчЕСКИМИ ФАКТАМИ ПОНИМАЮТСя ЖИЗНЕННЫЕ ОБСТОяТЕЛЬСТВА, С КОТОРЫМИНОРМАМИ ПРАВА СВяЗАНО ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕПРАВООТНОШЕНИЙ. Классификация юридических фактов. 1. По характеру наступающих юридических последствий. а) правообразующие б) правоизменяющие в) правопрекращающие Правообразующие (трудовой договор).Правоизменяющие (заявление об уходе в декретный отпуск).Правопрекращающие (заявление о расторжении трудового договора). 2.По связи юридических фактов с волей участников правоотношений. Различают следующие юридические факты: 1. Правовые события.

2.Правовые дей стижение человеком определенного возраста).

Правовые действия – это волевые акты поведения, с которыми нормы права

связывают наступление юридических последствий.

Правовые действия зависят от воли участников правооотношений.

Правовые действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и

неправомерные действия.

Правомерные действия соответствуют правовым предписаниям.

Неправомерные действия не соответствуют правовым предписаниям, нарушают их.

Правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты – это такие правомерные действия, которые совершаются с

намерением породить юридические последствия.

Юридические акты бывают односторонними и двусторонними.

Односторонние акты влекут за собой юридические последствия независимо от

воли других лиц (пример: индивидуальные акты административного управления –

выдача лицензии, судебное решение, завещание).

Примером двусторонних актов служат договоры.

Юридические ствия, которые делятся на:[pic] 3.Презумпции.

Правовые события – это независящие от воли участников природные явления и

обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление

определенных юридических последствий (пример: землетрясение, пожар,

до

поступки – это такие правомерные действия, которые сами по себе

не преследуют цель создания правоотношений, но объективно независимо от

воли и намерений субъекта порождают правовые последствия.

Пример:

1. Создание литературного произведения.

В результате у создавшего возникают авторские права.

2. Факт находки клада.

Неправомерные действия делятся на правонарушения и на объективно

противоправные действия.

Пример объективно противоправного действия:

12-летний совершает кражу. Это противоправное действие, но он не

привлекается к уголовной ответственности, т.к. деликтоспособность

(возможность нести юридическую ответственность) наступает с 16 лет.

Презумпция является предполагаемым юридическим фактом. Если она не

подтверждается и будет опровергнута, то наступают изменения в юридических

последствиях.

Пример: презумпция невиновности.

5. Классификация правоотношений.

1. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИя (ПО

ОТРАСЛяМ ПРАВА).

Пример: гражданско-правовые отношения, уголовно-правовые отношения и пр.

2. В зависимости от используемых норм права.

а) материально-правовые отношения.

б) процессуально-правовые отношения.

3. В соответствии с основными функциями права.

а) регулятивно-правовые отношения.

б) охранительные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: