Основные понятия дисциплины «Социальное управление организацией»

Социальное управление организацией

Конспект лекций


Раздел 1. Основные понятия, научные подходы, предмет и задачи дисциплины

Тезисы

Какова особенность кадровой работы? Что входит в понятие «управление персоналом»? В чем заключается управление человеческими ресурсами? Чем характеризуется социальная деятельность организации? Что входит в понятия «гуманизация труда» и «качество трудовой жизни»? Каким образом определяются предмет, цель и задачи дисциплины «Управление социальным развитием организации»?

Основные понятия дисциплины «Социальное управление организацией»

Социальное управление организацией является дисциплиной, синтезирующей достижения экономики, менеджмента, социологии, психологии и других наук, предоставляющей специалистам инструментарий, способный актуализировать такой важный потенциал, как человеческие ресурсы организации.

Понятия «человеческие ресурсы», «управление человеческими ресурсами» сформировались к началу 80-х гг. и в самом общем виде характеризуют новое понимание понятий «персонал» и «управление персоналом». Кардинальное отличие «новых» понятий в том, что они делают акцент на создание условий самораскрытия, самоактуализации человека в профессиональной деятельности, тогда как «старые» понятия — на способы побуждения человека к определенным производственным действиям и операциям. Управление человеческими ресурсами как вид управленческой деятельности представляет собой высший уровень управления людьми в организации (включая в себя кадровую работу и управление персоналом).

Понятие «управление персоналом» имеет широкое и узкое значение. В широком значении это понятие включает в себя всю систему управления людьми — и кадровую работу, и управление персоналом, и управление человеческими ресурсами. Для того чтобы различать использование этого понятия в широком и узком значении, в дальнейшем в качестве широкого значения будем использовать термин «управление людьми», а в узком значении— термин «управление персоналом в организации».

Кадровая работа строится, прежде всего, на учете и контроле выполнения производственных функций работниками организации, основана на четком регламенте ведения документации и включает в себя прием, увольнение, перемещение, обучение, наказания и поощрения. В целом главное направление деятельности кадровой службы — это четкое ведение документации и фиксация изменений кадрового состава.

Управление персоналом предполагает более широкую деятельность, важнейшим элементом которой является кадровая работа. Вместе с тем ключевые задачи управления персоналом — планирование и мотивация персонала. Поэтому управление персоналом — это, с одной стороны, система действий по разработке концепции, стратегии, оперативных планов на основе внешнего (рынка труда) и внутреннего (трудовой потенциал самой организации) маркетинга потребностей организации в работниках, а с другой — комплекс методов воздействия на интересы и поведение работника с целью побуждения его к высокопроизводительной (эффективной) деятельности в организации. Управление персоналом — это технология управления людьми, свойственная развитым индустриальным отношениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: