Мотивы и функции предпринимательского риска

РИСК — это вероятность ущерба (убытка, неуда­чи) вследствие неопределенности результата.

В производственно-коммерческой деятельности предпри­ятия могут иметь место следующие риски: предприни­мательский, коммерческий, ценовой, товарный, банков­ский, инфляционный и риск неплатежеспособности.

Предпринимательский риск — риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, свя­занной с производством и реализацией продукции, товар­но-денежными и финансовыми операциями. Характеризу­ется сочетанием возможностей возникновения как нежела­тельных, так и особо благоприятных отклонений от запла­нированного результата.

Коммерческой риск — риск потери денежных ресурсов из-за неблагоприятного соотношения цен покупки и цен продажи товара или в результате безответственности това­ропроизводителя. Коммерческие риски определяются соот­ношением спроса и предложения на рынке, их динамикой, а также условиями обеспечения обязательств сторон, обус­ловленных договором купли-продажи.

Ценовой риск — риск выбора надлежащего значения цены, с одной стороны соответствующего удовлетворению платежеспособного спроса, а с другой — покрывающего из­держки производства и обеспечивающего прибыль. Пре­одоление ценового риска достигается реализацией принци­па взаимовыгодности нововведений.

Товарный риск — риск приобретения товара низкого ка­чества — потребительский риск; риск, связанный с преодо­лением трудностей создания и освоения производства товаров надлежащего качества, пользующихся спросом и способных победить в конкурентной борьбе, — риск производителя. Товарный риск преодолевается сертификацией продукции и реализацией принципа взаимовыгодности нововведений.

Банковские риски — опасность потерь, вытекающая из специфики банковских операций, осуществляемых кредит­ными организациями. Различают следующие виды банков­ских рисков: кредитный, валютный, процентный, риск несбалансированной ликвидности, риск банковских зло­употреблений.

Кредитный риск — разновидность банковских рисков, связанная с невозвратом или неполным возвратом креди­та. Кредитный риск преодолевается установлением догово­ром между кредитором и заемщиком соответствующего обеспечения исполнения обязательств (неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банков­ская гарантия, задаток и др.).

Риск неплатежеспособности — потенциальное пони­жение стоимости активов до полного обесценения собст­венного капитала. Преодолевается сбалансированностью самофинансирования инвестиций в производство и издер­жек производства: если инвестиции превышают издержки, то величина вещественного капитала возрастает (обновля­ются производственные активы, а также растет их стои­мость); если издержки производства превышают инвести­ции — величина капитала уменьшается (устаревают и из­нашиваются производственные активы и снижается их сто­имость).

Валютный риск — опасность валютных потерь, свя­занных с изменением курса иностранной валюты по отно­шению к национальной валюте при проведении внешне­торговых операций, операций на фондовых и товарных биржах. Для экспортеров и импортеров валютный риск возникает, когда валютой цены является иностранная для них валюта. Экспортер несет убытки при понижении кур­са валюты цены по отношению к его национальной валю­те в период между заключением контракта и осуществле­нием платежа по нему. Для импортера убытки возника­ют при противоположном движении курса. В обоих случа­ях эквиваленты в национальных валютах будут отличать­ся в невыгодную сторону от тех сумм, на которые экспор­тер и импортер рассчитывали в момент подписания кон­тракта.

Инфляционный риск — риск потери капитала или де­нежных сбережений в результате прогрессирующего про­цесса инфляции.

Для ситуации предпринимательского риска характер­ны:

.неопределенность хозяйственной среды;

.необходимость выбора решения из ряда альтернатив;

.противоречивость оценки риска вследствие столкно­вения объективно существующих рискованных действий с субъективной оценкой их последствий;

.возможность достижения успеха или постижения не­удачи.

Риск является неотъемлемым спутником предпринима­тельства. Основной мотив риска — достижение большего успеха, чем тот, который может быть достигнут при отсутствии риска. Риск считается обоснованным, если вероятность повышения успеха существенно превышает ве­роятность снижения успеха, достигаемого в условиях от­сутствия риска.

Риск в предпринимательстве выполняет ряд созида­тельных функций:

.регулятивную функцию, состоящую в том, что рис­кованные решения предполагают активную деятельность, поиск новаторских идей, творческий подход;

.инновационную функцию, поскольку риск предпри­нимателя ориентирован на осуществление нововведений, позволяющих преодолевать неопределенности;

.аналитическую функцию, так как принятие реше­ний в ситуации риска сопровождается разработкой ряда альтернатив и отбором предпочтительного варианта, рас­считанного на достижение успеха при допустимом уровне риска;

.защитную функцию, состоящую в том, что рисковая деятельность сопровождается рядом мер, предусматриваю­щих защиту субъекта предпринимательства от разруши­тельных последствий риска в случае неудачи (формирова­ние резервных фондов, страхование и т. п.).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте критерии предприятия предприни­мательского типа.

2. Дайте характеристику предпринимательских реак­ций: их цели, мотивы, глубина изменений, основные факторы.

3. Что такое предпринимательский риск? Каковы мотивы и функции предпринимательского риска?

4. Дайте понятие юридического лица. Раскройте сущность основных правил создания, реорганизации и лик­видации юридического лица.

5. Дайте классификацию юридических лиц.

6. В чем особенности способов действия хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ?

7. Дайте определение простого товарищества.

8. Что признается вкладом товарища в простое това­рищество?

9. Каков порядок покрытия расходов и убытков, связан­ных с совместной деятельностью товарищей?

10. В каких случаях прекращается договор простого то­варищества?

11. В чем сущность франчайзинга?

12. Назовите основные виды франчайзинга и дайте им

характеристику.

13. Перечислите основные типы, франчайзинга. Дайте им

характеристику.

14. В чем преимущества франчайзера как участника си­стемы франчайзинга?

15. В чем преимущества франчайзи как участника сис­темы франчайзинга?

16.В чем сущность коммерческой субконцессии?

17. Что относится к обязанностям правообладателя и обязанностям пользователя?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: