РИСК — это вероятность ущерба (убытка, неудачи) вследствие неопределенности результата.
В производственно-коммерческой деятельности предприятия могут иметь место следующие риски: предпринимательский, коммерческий, ценовой, товарный, банковский, инфляционный и риск неплатежеспособности.
Предпринимательский риск — риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, товарно-денежными и финансовыми операциями. Характеризуется сочетанием возможностей возникновения как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированного результата.
Коммерческой риск — риск потери денежных ресурсов из-за неблагоприятного соотношения цен покупки и цен продажи товара или в результате безответственности товаропроизводителя. Коммерческие риски определяются соотношением спроса и предложения на рынке, их динамикой, а также условиями обеспечения обязательств сторон, обусловленных договором купли-продажи.
Ценовой риск — риск выбора надлежащего значения цены, с одной стороны соответствующего удовлетворению платежеспособного спроса, а с другой — покрывающего издержки производства и обеспечивающего прибыль. Преодоление ценового риска достигается реализацией принципа взаимовыгодности нововведений.
Товарный риск — риск приобретения товара низкого качества — потребительский риск; риск, связанный с преодолением трудностей создания и освоения производства товаров надлежащего качества, пользующихся спросом и способных победить в конкурентной борьбе, — риск производителя. Товарный риск преодолевается сертификацией продукции и реализацией принципа взаимовыгодности нововведений.
Банковские риски — опасность потерь, вытекающая из специфики банковских операций, осуществляемых кредитными организациями. Различают следующие виды банковских рисков: кредитный, валютный, процентный, риск несбалансированной ликвидности, риск банковских злоупотреблений.
Кредитный риск — разновидность банковских рисков, связанная с невозвратом или неполным возвратом кредита. Кредитный риск преодолевается установлением договором между кредитором и заемщиком соответствующего обеспечения исполнения обязательств (неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток и др.).
Риск неплатежеспособности — потенциальное понижение стоимости активов до полного обесценения собственного капитала. Преодолевается сбалансированностью самофинансирования инвестиций в производство и издержек производства: если инвестиции превышают издержки, то величина вещественного капитала возрастает (обновляются производственные активы, а также растет их стоимость); если издержки производства превышают инвестиции — величина капитала уменьшается (устаревают и изнашиваются производственные активы и снижается их стоимость).
Валютный риск — опасность валютных потерь, связанных с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте при проведении внешнеторговых операций, операций на фондовых и товарных биржах. Для экспортеров и импортеров валютный риск возникает, когда валютой цены является иностранная для них валюта. Экспортер несет убытки при понижении курса валюты цены по отношению к его национальной валюте в период между заключением контракта и осуществлением платежа по нему. Для импортера убытки возникают при противоположном движении курса. В обоих случаях эквиваленты в национальных валютах будут отличаться в невыгодную сторону от тех сумм, на которые экспортер и импортер рассчитывали в момент подписания контракта.
Инфляционный риск — риск потери капитала или денежных сбережений в результате прогрессирующего процесса инфляции.
Для ситуации предпринимательского риска характерны:
.неопределенность хозяйственной среды;
.необходимость выбора решения из ряда альтернатив;
.противоречивость оценки риска вследствие столкновения объективно существующих рискованных действий с субъективной оценкой их последствий;
.возможность достижения успеха или постижения неудачи.
Риск является неотъемлемым спутником предпринимательства. Основной мотив риска — достижение большего успеха, чем тот, который может быть достигнут при отсутствии риска. Риск считается обоснованным, если вероятность повышения успеха существенно превышает вероятность снижения успеха, достигаемого в условиях отсутствия риска.
Риск в предпринимательстве выполняет ряд созидательных функций:
.регулятивную функцию, состоящую в том, что рискованные решения предполагают активную деятельность, поиск новаторских идей, творческий подход;
.инновационную функцию, поскольку риск предпринимателя ориентирован на осуществление нововведений, позволяющих преодолевать неопределенности;
.аналитическую функцию, так как принятие решений в ситуации риска сопровождается разработкой ряда альтернатив и отбором предпочтительного варианта, рассчитанного на достижение успеха при допустимом уровне риска;
.защитную функцию, состоящую в том, что рисковая деятельность сопровождается рядом мер, предусматривающих защиту субъекта предпринимательства от разрушительных последствий риска в случае неудачи (формирование резервных фондов, страхование и т. п.).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Охарактеризуйте критерии предприятия предпринимательского типа.
2. Дайте характеристику предпринимательских реакций: их цели, мотивы, глубина изменений, основные факторы.
3. Что такое предпринимательский риск? Каковы мотивы и функции предпринимательского риска?
4. Дайте понятие юридического лица. Раскройте сущность основных правил создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
5. Дайте классификацию юридических лиц.
6. В чем особенности способов действия хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ?
7. Дайте определение простого товарищества.
8. Что признается вкладом товарища в простое товарищество?
9. Каков порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей?
10. В каких случаях прекращается договор простого товарищества?
11. В чем сущность франчайзинга?
12. Назовите основные виды франчайзинга и дайте им
характеристику.
13. Перечислите основные типы, франчайзинга. Дайте им
характеристику.
14. В чем преимущества франчайзера как участника системы франчайзинга?
15. В чем преимущества франчайзи как участника системы франчайзинга?
16.В чем сущность коммерческой субконцессии?
17. Что относится к обязанностям правообладателя и обязанностям пользователя?